Памятные даты истории подразделений по контролю за оборотом наркотиков Часть 1 09 марта 2024 :: Зазулин Г. В. В Российской Федерации ежегодно 11 марта, 4 апреля и 6 декабря отмечают создание подразделений, специализирующихся на борьбе с наркопреступностью. Почему так получилось, что отмечается не одна дата, а целых три? Попробуем разобраться, сделав акцент, прежде всего, на том, что, собственно, происходило в эти дни, и почему руководство страны было вынуждено пойти на реформирование силовых структур, отвечающих за это направление правоохранительной деятельности. Сегодня в фокусе нашего внимания будет памятная дата 11 марта. Именно 11 марта 2003 года Президент России В.В. Путин, издав Указ №306, сделал решительный шаг по устранению ведомственной разобщённости в деятельности государственных органов, осуществляющих практический контроль за оборотом наркотиков. В условиях сложившейся в 90-е годы практики было невозможно, с одной стороны, заставить милицию контролировать оборот наркотиков и системно работать на "снижение спроса", а с другой стороны, заставить несиловые министерства (здравоохранения, образования) дополнительно инициировать мероприятия по профилактике наркопреступности (например, на медосмотрах в учебных заведениях выявлять участников преступного оборота наркотиков). Но не реагировать уже было нельзя. Рассмотрим объективные предпосылки данного решения власти, начиная с позитивных. Одной из них являлась Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, которую Верховный Совет Российской Федерации утвердил 22 июля 1993 года (Постановление № 5494-I). В ней прямо указывалась на необходимость устранения ведомственной разобщённости в борьбе с наркотиками. "Главным недостатком в деятельности государственных органов, осуществляющих практический контроль за наркотиками, является их ведомственная разобщенность, отсутствие системности и взаимосвязи в их функционировании. Преодолеть это можно, создав единый центр координации и руководства, сбора и анализа информации, разработки единой стратегии и тактики, постоянного и оперативного мониторинга ситуации – соответствующий Комитет при Президенте (Правительстве) Российской Федерации". С момента принятия Концепции прошло 10 лет, но "соответствующий Комитет" создан не был. Другой позитивной предпосылкой, вынуждающей власть действовать в соответствии с данной Концепцией, стал принятый в 1998 году Федеральный закон РФ №3 "О наркотических средствах и психотропных веществах". Новый закон определил цель государства в борьбе с наркотическими угрозами – "постепенное сокращение числа больных наркоманией" и сокращение наркопреступности. Стало очевидно, что без создания единого центра, наделенного политическими полномочиями по отношению ко всем министерствам и ведомствам, цели, заявленные в ФЗ-№3, достичь невозможно. (Примечание. Давление положительных факторов на власть тем значительнее, чем хуже наркоситуация в стране. А к началу 2000-х она стала уже такой плохой, что хуже некуда. Например, только в Санкт-Петербурге в 1999 году среднее количество ежедневных фактов изъятия наркотиков достигло 26-ти, из которых 20 приходились на героин). Что касается негативных факторов, то наиболее полно и системно их перечислил и обобщил заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Николай Дмитриевич Ковалёв (1949-2019). В 2001 году в статье "О незаконном обороте наркотиков как угрозе национальной безопасности России" генерал армии сделал убедительный вывод о том, что "правовая, управленческая и материально-техническая составляющие противодействия НОН и наркомании не адекватны степени остроты наркоситуации". В 2002 году петербургские ученые-правоведы, исследуя криминологические характеристики наркопреступности, пришли к выводу, что основная проблема борьбы с наркопреступностью заключается в том, что борьбу с ней "ведут в основном только правоохранительные органы, хотя вести её должны государственные органы" (А.А. Майоров, В.Б. Малинин. Наркотики: преступность и преступления. СПб. "Юридический центр Пресс". 2002. 290с). Полагаю, что к 2002 году руководство страны осознало объективную потребность в необходимости создания федерального органа, который мог бы не только контролировать незаконный оборот наркотиков, пресекая наркопреступность, но и формировать государственную политику, направленную на уменьшение наркотизации населения. Поэтому в 2002 году оно сделало первый шаг к этой цели, объединив все имеющиеся у МВД ресурсы по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ (Указ Президента РФ №1068 от 24 сентября 2002 года). И наконец, 11 марта 2003 года, Президент РФ Указом №306 "Вопросы совершенствования государственного управления в РФ" "отсоединяет" созданный полгода назад Комитет от "его родного" Министерства внутренних дел РФ и повышает его статус до специального федерального органа исполнительной власти – Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Создание равного по статусу министерствам и ведомствам Государственного комитета наркоконтроля РФ (далее – Госнаркоконтроля), подчиняющегося (наравне с другими силовыми структурами) непосредственно Президенту страны, стало событием (по своим масштабам, инновационности и последствиям), имеющим явно выраженный революционный характер. Достаточно отметить, что Указ №306 от 11 марта 2003 года установил небывало большую, по тем временам, штатную численность Госнаркоконтроля России в количестве 40 тысяч человек и передал ему "здания, сооружения, материально-техническую базу и иное имущество" упраздняемых федеральных органов налоговой полиции. Вследствие этих событий 11 марта стало памятная датой для сотрудников полиции и её ветеранов. Продолжение: часть 2. Ветеран УНК ГУ МВД России |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|