О чистом искусстве и творчестве без наркотиков... Интервью с художником Сергеем Максимовым 29 ноября 2001 :: Анна Жигула История искусства последнего столетия свидетельствует о том, что жизнь и творчество многих писателей, музыкантов, художников тесно связана с наркотиками. Примеры тому есть и в русском и зарубежном искусстве. Между джазом начала века и наркотиками вообще можно поставить знак равенства. Доказательством тому биографические исследования, воспоминания друзей музыкантов и дневники, огромное количество литературных произведений постмодернизма. С вопросом о связи творчества и наркотиков мы обратились к художнику Сергею Максимову. Биографическая справка: Родился 1953 году. Образование высшее техническое, потом Заочный университет искусств, факультет живописи и графики. Женат. Был... Часто. Продолжаю любить женщин. А также выпить с друзьями. Или нет, с подругами. Командир взвода морской пехоты СФ. Давно. Персональные выставки в СССР, России, за рубежами нашей Родины. Более десяти. Картины в некоторых музеях и еще... Еще работаю и надеюсь поработать. Дизайн. Фотография. Сергей, когда Вы начали писать картины? То, что я художник, я знал с самого детства. Рисовать я начал рано, и при этом я всегда осознавал, что я художник. Это какое-то внутреннее убеждение. Профессиональным художником у нас считается тот, кто закончил какое-либо специальное учебное заведение. Я вообще не очень хорошо представляю себе, как это можно выучиться с горем пополам, а может быть, даже и на отлично, в какой-нибудь художественной школе, училище, институте, и стать художником. Либо ты художник, либо нет. (А так же поэт, педагог, военный, экономист... продолжить самим). С самого начала. Сказанное, конечно, не относится к ремеслу, владеть которым более чем невредно. То есть, Вы самостоятельно выучились, отточили технику. На определенном этапе, не так давно, лет 10 назад, я брал частные уроки, у великого – не побоюсь сказать – педагога профессора Харитонова Е.Г., но это уже после того, как появился свой стиль. Творчество ведь подразумевает не только безупречное владение техникой. А что касается идей... Природы вдохновения? Не очень понятен вопрос. Есть жизнь, ее нормальное течение... Художник словно прикладывает промокашку к своей душе – получается картина. Иногда потом, иногда кровью, иногда радостью. На ней все, что чувствует художник в этот момент, все оттенки эмоций. Нельзя придумать мир, его надо увидеть. Сегодня очень модной стала тема связи творчества и наркотиков. Многие говорят о том, что под воздействием какого-либо наркотика можно увидеть что-то совершенно необыкновенное, что при отображении на бумаге или холсте, возможно, перевернет представления об искусстве. Глупость, на мой взгляд. Не могу ничего сказать о музыке, но для живописи – это невозможно. Для того чтобы писать, необходимо владеть техникой, чувствовать краску. Масло – очень тяжелая краска, не говоря уж об акварели – одно неверное движение может испортить все. Мой учитель говорил, что только когда почувствуешь краску – ее тяжесть, плотность, то, как она ложится на холст, движется, живет, наконец, – только тогда сможешь писать. В состоянии опьянения – наркотического или алкогольного – это чувство уходит. Что касается идей, полученных под воздействием наркотика – тоже ерунда. Дело в том, что предмет можно видеть по-разному с разных сторон. Если одну сторону лица испачкать краской и строить представление о внешности человека лишь на основании этой увиденной стороны, то, понятно, представление будет неверным. Ты напился, накурился, принял наркотик – видишь одно. Протрезвел – увидел свое творение и выбросил его на помойку. Это судьба живописных произведений, созданных на основе наркотических видений. Вообще, ни разу не видел художника, который писал бы пьяным или обколотым, обкуренным. А если точнее – пишут многие, и пока они пишут, им даже кажется, что ЭТО хорошо (и увидел Бог что это ХОРОШО) но наутро, тут я уверен, они понимают все. При этом неважно – осознают ли они сами убогость такого творчества или нет – неважно для нашей темы. Проблема художника в том, что работает он в одиночестве, а пьет, как правило, на людях. Отсюда и легенды о вечно пьяном художнике. Вспомните историю об Амедео Модильяни, который был по правде горьким пьяницей и наркоманом. Ему заказали портрет, не очень рассчитывая получить результат. Но в назначенное время он явился совершенно трезвым, выбритым и на протяжении всей работы – это не день или два, а несколько недель приходил на сеансы собранным и подтянутым. Творчество несовместимо с двумя вещами – с подлостью и наркотиками. Творчество подразумевает жесткую самодисциплину. Писать картины – это труд, и еще какой. "Езда в незнаемое" точно сказано. Настоящий художник пишет, потому что не может не писать. Вам это подтвердит любой художник. А алкоголь и наркотики дезорганизуют. И пишешь ты уже похуже и поменьше. И все больше стараешься оправдать миф о том что "художник должен быть пьяным, иначе какой же он художник". Проходит время, и ты превращаешься из художника в ... Дальше неинтересно. (На всякий случай – полагаю, что имею право судить об этом, так как прожил несколько жизней. Там все было. Могу рассказать отдельно.) Как Вы относитесь к утверждению психологов и врачей-наркологов, что именно люди творческого склада более всего подвержены наркотизации? Опять ерунда. Если мы посчитаем, сколько наркоманов среди железнодорожных работников и среди "творческих личностей", то процент будет приблизительно один. Просто мало кому интересно, что там происходит со стрелочником N. А что касается художников, которые сами заявляют, что они пьют и колются, так это игра по правилам современного общества, где трагедия с "Курском" настоящее шоу. Будто между собой все договорились, что художнику можно многое простить, потому как "личность творческая". И действительно, многое позволяется: одеваться неизвестно во что, не стричься, многое позволяется с женщинами, хотя, можно было бы и побольше, можно не быть приятным в общении, судить обо всем эпатаж всех и вся... Но наркотики это другое. Если сам художник говорит, что он пишет только под воздействием наркотика, то есть основания усомниться в том, что он художник. Может быть, он просто привлекает таким образом внимание к себе, или оправдывает свое временное бездействие, перерастающее в постоянное. На Ваш взгляд, как сейчас можно решить проблему наркомании? Эта проблема вечна. Но я считаю, что сейчас все, что касается наркомании и борьбы с ней, (и желание соскочить и желание вылечить) это какая-то игра одни не хотят бросить другие помогают без веры. То, что есть на самом деле – ядро (реально желающие бросить, которые мучаются но не могут справиться) занимает совсем мало места, а все остальное – мишура. Есть даже термин – "омолодится". Т.е. подлечиться уменьшить дозу, а потом опять. Чтобы решить проблему, надо быть в первую очередь честным с самим собой. Вступив в диалог с наркоманом, убеждая его отказаться от наркотика, мы поддерживаем его игру. Это не приведет к решению проблемы. Только сам человек может решить быть ему наркоманом или не быть. Если быть, то и говорить не о чем. А вот если не быть... Если человек не обманывая себя говорит "я ХОЧУ бросить", тогда можно говорить о помощи и честном диалоге – без дураков, без игры. И вот тут шансы есть. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|