Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Совершенствование правовых средств борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков в Вооруженных Силах России

31 января 2002 :: К. В. Харабет, профессор кафедры уголовного права Военного университета, к. ю. н., доцент

Продолжая публикацию избранных материалов межведомственной научно-практической конференции "Новые тенденции в старой проблеме наркотиков", проводившейся нашим сайтом совместно с ВНИИ МВД, сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью "Совершенствование правовых средств борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков в Вооруженных Силах России", подготовленную профессором кафедры уголовного права Военного университета, кандидатом юридических наук, доцентом Константином Васильевичем Харабетом.

Сложившаяся в последние годы криминогенная ситуация с преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков (НОН) в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, несмотря на некоторое снижение данных официальной статистики, не позволяет делать оптимистические прогнозы. Напротив – ухудшение наркоситуации в стране в целом и особенно среди несовершеннолетних (призывного контингента) позволяет сделать вывод о том, что сырьевая и контингентная "базы" для этого вида преступности в войсках будет расширяться. Второй немаловажный фактор, который будет оказывать влияние на наркоситуацию – очередной этап сокращения Вооруженных Сил (2002-2005 гг.) в рамках проводимой в стране военной реформы, а любая реорганизация армии, как уже многократно доказано военными криминологами (В. В. Лунеев, С. М. Иншаков), неизбежно влечет рост правонарушений среди военнослужащих. Третьим крупным фактором является отсутствие в настоящее время системности в вопросах регулирования антинаркотической профилактики среди военнослужащих.

Во исполнение решения Координационного Совещания руководителей правоохранительных органов в Вооруженных Силах при Главном военном прокуроре в настоящее время с участием автора подготовлен проект Федеральной программы "Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации". Указанный документ разрабатывается в соответствии с Концепцией государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации 1993 года, федеральным законом (ФЗ) "О наркотических средствах и психотропных веществах" 1998 года, с учетом положений федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и психотропными веществами и их незаконному обороту". К сожалению, в действующем законодательстве, в т. ч. федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах" проблеме пресечения НОН в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях практически не уделено никакого внимания. Так, в феврале 1999 года был опубликован проект Соглашения между Правительством РФ и Секретариатом ООН об оказании неотложного технического содействия в области контроля за наркотиками и организованной преступностью в Российской Федерации за N AD/RUS/98/D46. Этот проект направлен на: оказание помощи по организации Центра межведомственного сотрудничества при МВД РФ и на местах; создание единого банка данных по наркотикам и организованной преступности; создание международного центра подготовки кадров по линии борьбы с наркотиками; подготовка судей по вопросам рассмотрения в судах уголовных дел, связанных с наркотиками и др. В числе получателей помощи Минобороны отсутствует. Между тем необходимо участие представителей всех военных ведомств (Минобороны, Пограничных войск и др.) в работе рабочих органов по линии межведомственного контроля; привлечение военных криминологов к плановым научным исследованиям. Применительно к научному исследованию проблем наркопреступности в Вооруженных Силах это могло бы стать хорошим дополнительным стимулом развития творческого потенциала военных исследователей, тем более что они практически полностью лишены возможности получать дополнительную финансовую поддержку по линии международных фондов содействия национальным научным исследованиям, включая гранты. И совсем нелишней представляется дополнительная "антинаркотическая" подготовка судей военных судов – с учетом стремительного роста преступности военнослужащих этой категории. Вышеназванный проект учитывает особенности криминогенной наркоситуации в войсках, ее детерминант, объектов и субъектов профилактики, а также мер воздействия на отклоняющееся поведение военнослужащих. Концептуальными идеями проекта являются, во-первых, единый подход к предупреждению всех видов девиантного (включая преступное) поведения военнослужащих, во-вторых, взаимосвязь с общефедеральной программой, учет положительного опыта воздействия на наркопреступность в армиях иностранных государств. В качестве главной цели Программы определено поэтапное сокращение наркомании и связанных с ней правонарушений в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение Программы строится на основе объединения усилий заинтересованных государственных органов, общественных формирований и граждан. Она предполагает развитие на ее базе программ в рамках отдельных министерств (ведомств) и на уровне окружного звена. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности и наращиванию усилий командования и правоохранительных органов в борьбе с распространением наркотиков, профилактике наркомании и связанных с ней правонарушений среди военнослужащих.

  1. К основным организационно-правовым мероприятиям отнесены проведение в Вооруженных Силах, других воинских формированиях наркомании и преступности в сфере НОН комплексного исследования: состояния зарегистрированной преступности и уровня латентности потребления наркотиков и незаконного оборота наркотических средств; материальных потерь от распространения наркомании в войсках, включая потери в случае ошибочного призыва потребителя наркотиков на военную службу, травматизм и другие негативные факторы экономического порядка, наступающие в результате потребления наркотических средств); медицины (затраты на лечение наркоманов, реабилитационные меры, содержание обслуживающего персонала и т. д.); правопорядка и осуществления правосудия (затраты на процессуальную деятельность правоохранительных органов и т. д.). С учетом результатов комплексного исследования уровня наркотизации военнослужащих необходимо разработать методику измерения ее количественных и качественных характеристик, а также структуры и динамики преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. На базе Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург) предлагается создать межведомственный центр по повышению квалификации медицинских специалистов по проблемам противодействия незаконному распространению наркотиков, а также профилактике и лечению наркомании. На базе Центра военно-правовых исследований Военного университета Минобороны (Москва) целесообразно организовать межведомственную лабораторию (отдел) по изучению проблем противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Вооруженных Силах, других воинских формированиях РФ. Предусматривается разработка законопроектов "О безопасности военной службы", "О внесении изменений в ФЗ 1995 г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекцией)"" в части установления недобровольного исследования на СПИД и введения упрощенной системы тестирования некоторых категорий граждан, в том числе призывников и военнослужащих, замеченных, в частности, в "шприцевой" наркомании; "О внесении изменений в ст. 30 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"" 1998 г. в части введения положения о привлечении к освидетельствованию призывников врачей-наркологов; проекта межведомственного нормативного акта – "Инструкции о порядке освидетельствования военнослужащих, подозреваемых в немедицинском потреблении наркотиков" и некоторых других.

  2. К основным задачам профилактики злоупотребления наркотиков и иных психоактивных средств отнесены разработка методологии и методики проведения антинаркотической работы среди военнослужащих, с учетом особенностей воинских контингентов, проходящих службу по призыву и контракту, офицеров, а также специфики военной службы в конкретном министерстве. Предусматривается создание в составе медицинской службы Минобороны, других воинских формированиях наркологической службы, а в составе военно-лечебных заведений – наркологических отделений и разработка соответствующей правовой базы. Также необходимы скорейшие изменения ведомственных актов, регулирующих деятельность офицеров служб воспитательной работы с учетом конкретизации их роли в антинаркотических мероприятиях в воинских подразделениях; повсеместное внедрение в образовательные программы высших военно-учебных заведений дополнительных курсов по проблемам злоупотребления наркотиками, их незаконного оборота и профилактики наркомании, ведения здорового образа жизни; разработка на основе зарубежного и отечественного опыта методических рекомендаций по профилактике немедицинского употребления наркотиков военнослужащими, находящимися в условиях ведения боевых действий и мерах по преодолению ими боевой психологической травмы. Организационное обеспечение проводимых в войсках мероприятий, направленных на предупреждение наркотизма, должны осуществлять органы наркологической службы в рамках Главного военно-медицинского управления Минобороны. Создание такой службы на всех уровнях органов военного управления имеет насущную потребность. Исходя из задач, на службу необходимо возложить выполнение следующих функций: ведение учета и создание единой базы данных по наркотизму (его количественными и качественными показателями) в обслуживаемых воинских частях (до настоящего времени не предусмотрено представление в Главное военно-медицинское управление Минобороны сведений о лицах, склонных к употреблению наркотических средств и психотропных веществ (!); осуществление совместно с командованием и медслужбой антинаркотической пропаганды и воспитания военнослужащих; выявление среди военнослужащих потребителей одурманивающих средств, а также "потенциальных" потребителей, проведение с данным контингентом индивидуальной профилактической работы; организация амбулаторного и стационарного лечения больных наркоманиями на базе созданных наркологических отделений госпиталей окружного звена; социально-медицинская поддержка и реабилитация военнослужащих, проходивших лечение от наркомании; консультирование членов призывных комиссий военкоматов, командование по вопросам обследования (тестирования) гражданина при его призыве (поступлении) на военную службу; проведение экспертных исследований по уголовным делам, находящимся в производстве органов военной юстиции. В качестве первого шага можно предложить проведение эксперимента с созданием данной службы на базе одного или нескольких округов (флотов). Движением в создании специальной наркологической службы в системе Министерстве обороны можно рассматривать введение должности психиатров-наркологов в психиатрических отделениях военных госпиталей и поликлиник согласно приказа Минобороны N 440 – 1998 г. "О системе работы должностных лиц и органов военного управления по сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации". Этим же ведомственным нормативным актом определены методические рекомендации для командиров воинских частей и подразделений по сохранению психического здоровья населения. На базе сборного пункта г. Москвы проводится эксперимент по созданию Центра психологической диагностики личностных расстройств.

    В рамках военно-специальной подготовки военнослужащих предлагается разработка (с участием военных медиков, военных юристов, социологов, педагогов, психологов – специалистов в области наркотизма) и изучение всеми категориями военнослужащих антинаркотических курсов о вреде наркомании и токсикомании. Такой курс должен включать в себя такие темы как "Виды одурманивающих средств, их медицинская характеристика, способы употребления", "Признаки определения лица, находящегося в состоянии наркоопьянения", "Типичные способы поступления наркотиков к военнослужащим и меры по их пресечению", "Пагубные последствия потребления одурманивающих средств", "Ответственность за незаконные действия, связанные с наркотическими средствами", "Негативные факторы, ускоряющие наркотизацию или сопутствующие наркотизации", "Меры первой медицинской и иной помощи лицам, находящимся в состоянии наркоопьянения", "Предупреждение наркотизма в воинском подразделении". Также необходимо включить в антинаркотический курс словарь с лексикой потребителей наркотиков. Антинаркотические спецкурсы необходимо проводить, учитывая специфику различных категорий военнослужащих: проходящих службу по призыву (составляющих подавляющую часть потребителей наркотиков в Вооруженных Силах) и "кадровых" военнослужащих (здесь особое внимание следует уделить обучающимся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Минобороны). Для последних основной упор сделать на рассмотрении превентивных мер проникновения наркотиков в воинские коллективы. Важным и непременным условием преподавания любого антинаркотического курса является компетентность обучающих в данной области и хорошо продуманный подход в части определения акцентов антинаркотической пропаганды, которые зависят от вида обучаемого контингента. На последнее обстоятельство неоднократно указывается в научной и учебно-методической литературе. Так, в антинаркотических мероприятиях, проводимых среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, рассматривая пагубные последствия потребления наркотиков для здоровье, упор целесообразнее делать на их негативное воздействие на половую функцию, влекущем сексуальные расстройства и импотенцию. Как показывают исследования, именно сексуальная сфера является одной из самых значимых и актуализированных "ценностей" для молодых людей, поэтому обращение к этому аспекту здоровья человека в данной ситуации будет гораздо эффективней, нежели акцент на другие последствия потребления наркотиков.

  3. К направлению лечения и реабилитации наркозависимых военнослужащих отнесены: разработка федеральной программы межведомственной Программы лечения, реабилитации и ресоциализации военнослужащих – больных наркоманией; внедрение в практику войск методов психологической защиты военнослужащих, препятствующих употреблению наркотиков в экстремальных условиях; использование в военной медицине психоактивных препаратов, отличающихся меньшим наркотическим воздействием при высоком болеутоляющем эффекте; разработать программу профилактики СПИДа у военнослужащих, состоящих в "группах риска" (асоциальное поведение, эпизодическое употребление наркотиков и т. п.).

  4. К вопросам обеспечения контроля за производством и распространением наркотических препаратов отнесен пересмотр действующих правил, регламентирующих производство, хранение, законное использование, учет и списание наркотических лекарственных средств в системе военно-лечебных заведений Минобороны и других воинских формирований, а также проведение комплексного обследование аптек, складов, других мест производства, хранения и реализации лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и пересмотр, по его результатам, перечня объектов, получающих специальные лицензии.

  5. К главным задачам по пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ относится разработка комплекса мер по перекрытию каналов незаконной транспортировки и транзита наркотиков межрегиональными преступными группами с использованием средств военно-транспортной авиации, кораблей и плавсредств ВМФ по основным направлениям их перемещения по территории России; создание на основе компьютерной техники единой межведомственной автоматизированной базы данных о военнослужащих, участвующих в немедицинском потреблении и незаконном обороте наркотиков, а также данных, отражающих состояние борьбы их распространением, с интеграцией ее в федеральную систему. Актуальным является разработка и внедрение в практику правоохранительных органов, действующих в Вооруженных Силах, а также экспертных подразделений, биохимических диагностических тестов, медико-технические средств и других современных методов выявления лиц, употребляющих наркотические средства. В целях выявления и перекрытия источников и каналов поступления в воинские подразделения наркотических средств целесообразно совместно с территориальными правоохранительными органами ежегодно проводить межведомственную комплексную операцию "Анти-Допинг-Анти-Спид". В целях уничтожения и пресечения поступления в воинские подразделения наркотических средств растительного происхождения рекомендуется ежегодно проводить комплексные межведомственные профилактические операции типа "Мак" ("Конопля").

    Одним из самых слабых мест в системе антинаркотической защиты Вооруженных Сил является отсутствие "штатных" органов дознания, наделенных функцией оперативно-розыскной деятельности. Командование воинских частей и соединений, являющееся по УПК РСФСР органом дознания, по сути бессильно на профессиональном уровне противостоять наркопреступности, не говоря уже об организованных преступных группах. Для проведения оперативно-розыскных и иных мер, направленных против НОН в условиях Вооруженных Сил, целесообразно создать самостоятельную правоохранительную структуру – органы военной полиции, законопроект о которой уже несколько лет находится в Государственной Думе Федерального Собрания. На органы военной полиции, наделенные полномочиями согласного федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", по некоторой аналогии с такими же органами в вооруженных силах зарубежных стран может быть возложено решение следующих задач:

    • оказание помощи военному командованию и медицинской службе в вопросах выявления лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков;

    • выявление и пресечение каналов поступления наркотиков к военнослужащим;

    • содействие территориальным правоохранительным органам в раскрытии (расследовании) дел о наркопреступлениях с участием военнослужащих;

    • выполнение поручений следственно-судебных органов по делам о преступлениях в сфере НОН;

    • участие совместно с зарубежными спецслужбами в международных операциях по пресечению преступной деятельности транснациональных преступных наркогрупп и др.

    Понимая, что для создания новой федеральной правоохранительной структуры в настоящее время отсутствуют необходимые бюджетные средства, целесообразно более полно использовать большой потенциал органов безопасности, действующих в Вооруженных Силах (военной контрразведки), учитывая возложенные на них федеральным законом обязанности по борьбе с наркобизнесом. На данном этапе целесообразно создать в отделах и управлениях гарнизонного и окружного звеньев нештатные группы по борьбе незаконным оборотом наркотиков в Вооруженных Силах.

    Во всех вышеназванных вопросах нам бы особенно пригодился опыт зарубежных спецслужб (например, ДЕА – спецслужбы США в области борьбы с наркопреступностью, американской военной полиции и пр.).

  6. В части осуществления международного сотрудничества по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков предлагается проводить на постоянной основе мониторинг практики борьбы с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией в армиях иностранных государств. Насущной необходимостью является установление и поддержание на постоянной основе контактов с правоохранительными органами и специальными службами, действующими в вооруженных силах зарубежных стран, прежде всего СНГ, по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков. Данное направление приобретает особую значимость после террористических событий 11 сентября 2001 года. Спецслужбы США вскрыли наличие неразрывной связи между наркоторговлей (прежде всего из Афганистана) и финансированием крупнейших террористических группировок. Представляется, что на ближайшие годы усилия международного сообщества и спецслужб ведущих стран будет направлено на максимальное подавление основных мировых центров по производству наркотиков. Пограничные войска России находятся на передовом рубеже борьбы с международным наркобизнесом и поэтому необходимо всемерное усиление их оснащенности и боеготовности, в том числе за счет иностранной помощи.

    Контроль исполнения Программы предлагается возложить на межведомственную комиссию при Главном военном прокуроре и Правительственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту (ПКПН).

Конференция "Новые тенденции в старой проблеме наркотиков", 01 февраля 2002

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования