О мерах по предотвращению распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков Решение Совета безопасности РФ от 6 октября 1999 г. № 4 Рассмотрев вопрос "О мерах по предотвращению распространения наркомании и токсикомании среди детей и подростков", Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения отмечают, что наркоситуация в среде подрастающего поколения представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Беспрецедентный для страны рост заболеваемости наркоманией и токсикоманией среди подростков отмечается с 1993 г. Уровень заболеваемости их наркоманией в 1998 г. был в 2 раза, а токсикомании в 8 раз выше, чем среди населения в целом. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза и психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем лица всех возрастов. Смертность несовершеннолетних потребителей наркотиков от передозировки также постоянно растет. В текущем году количество смертей по этой причине возросло в 2 раза больше, чем среди старших групп населения. Это обусловлено, в основном, употреблением кокаина, героина, галлюциногенов и др. веществ, обладающих наиболее выраженным токсическим эффектом для человека. Таким образом, количественный рост наркотизма у подростков дополняется качественными изменениями. За последние годы наблюдается активное вовлечение детей до 14 лет в незаконное потребление наркотиков и психоактивных веществ. С 1993 года до настоящего времени рост уже больных наркоманией оценивался в 19 раз, токсикомании – в 15 раз. При этом число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков в десятки раз выше, чем зарегистрированных в медицинских учреждениях. Опасность ранней наркотизации усиливается ее связью с ВИЧ-инфицированием. Введение наркотиков общими шприцами и иглами привело в последние три года к заболеванию СПИДом более 2 тысяч подростков и детей. Вовлечение несовершеннолетних в сферу наркопотребления и наркораспространения началось с отмены в 1990 году наказания за немедицинское потребление наркотических средств, лоббирование через средства массовой информации легализации наркотиков, насаждения ложных представлений о наркотиках как средствах расслабления, удовольствия, престижа, достижения общественного и личного успеха. Принятый впоследствии федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", запрещающих потребление этих веществ без назначения врача, на наркотизацию населения, в том числе несовершеннолетних, практически не повлиял. Тяжесть и отрицательная динамика этой социальной патологии среди детей и подростков обусловлена, в первую очередь, социально-экономическими и геополитическими факторами. Интеграция России в мировую рыночную систему автоматически включила ее в сферу мирового наркобизнеса как страны сбыта, транзита и производства наркотиков. Разрушение морально-этических норм и поведенческих ценностей обусловило неприятие у молодежи догм старших поколений, деформацию семейных отношений, изменение социального поведения. Психофизиологическая неустойчивость, подверженность детско-подросткового контингента к стрессу на фоне снижения уровня жизни, безработицы и других негативных проявлений в семьях приводит к поведенческим расстройствам, протесту к обществу, школе, родителям и, тем самым, приобщению к наркотикам. Вместе с тем, общество оказалось неготовым к противодействию массовому потреблению наркотиками, особенно в детско-подростковой среде. Принимаемые меры в области административных, силовых и репрессивных методов оказались безрезультатными. Система образования и здравоохранения, научные учреждения в связи с крайне скудным финансированием, отсутствием специальных кадров, неразвитыми сетью и материально-технической базой учреждений не смогли быстро разработать и внедрить современные средства профилактики, диагностики, лечения и реабилитации лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией. Формирование особой молодежной субкультуры, в которой допустимо потребление наркотиков, явная и скрытая их пропаганда вышли из-под контроля государства. Наряду с этим, органы исполнительной и представительной власти в результате отсутствия должной информации, методологического обеспечения и необходимых ресурсов не решают проблем, связанных с экспансией наркобизнеса, особенно детско-подростковой средой. Ряд основополагающих моментов, в частности, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, принятой в 1993 году, не отвечает современным требованиям, нуждается в коррекции либо в переработке. В связи с обострением обстановки с незаконным распространением наркотиков Президент Российской Федерации 6 июля 1999 года утвердил решение совещания членов Совета Безопасности Российской Федерации "О наркоситуации в Российской Федерации и мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими". В соответствии с указанным решением Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и из незаконному обороту на 1999-2001 годы". Эти документы содержат широкий спектр мероприятий, направленный на пресечение незаконного оборота наркотиков среди всего населения. В развитие указанного решения членов Совета Безопасности Российской Федерации и федеральной целевой программы, а также в целях возможного сужения ареала распространения наркотиков среди детей и подростков и уменьшения у них негативных медико-социальных последствий, Комиссия решила: 1. Одобрить предложение по разработке новой Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации с учетом: · необходимости расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в области наркологии, а также незамедлительного внедрения современных методов профилактики, лечения и реабилитации несовершенно летних; · положительного отечественного и зарубежного опыта борьбы с наркораспространителями, особенно в молодежной среде; · приоритета работы заинтересованных органов власти, учреждений и организации с семьей, решения проблем занятости ребенка и подрастающего поколения, ориентированного на социально приемлемые формы поведения; · разработки и применения в практике принципов ювенальной юстиции; · повсеместного создания условий ресоциализации, реабилитации и интеграции в общественную жизнь детей и молодежи, злоупотребляющих наркотиками и психоактивными веществами; · проблем, связанных с эпидемией СПИДа и распространением других вирусных заболеваний у лиц, использующих внутривенное введение наркотиков; · международного права, Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и других основополагающих документов ООН. Рекомендовать Минздраву России, Минобразованию России, МВД России и Госкоммолодежи России совместно с другими заинтересованными министерствами, ведомствами и общественными организациями разработать проект указанной Концепции и в установленном порядке представить в Правительство Российской Федерации. 2. Поддержать инициативу Минобразования России по разработке Концепции первичной профилактики злоупотребления наркотиками и психоактивными веществами в образовательной среде. 3. Просить Правительство Российской Федерации поручить: 3.1. Минэкономики России в установленном порядке рассмотреть подготовленный Госкоммолодежи России проект федеральной целевой программы "Профилактика наркомании и других видов зависимости от психоактивных веществ среди молодежи". 3.2. Минфину России и Минэкономики России принять меры по полному финансовому обеспечению первого этапа федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 2001 годы". 3.3. Минздраву России, Минобразованию России расширить тематику научно-исследовательских работ подведомственных научно-исследовательских учреждений по различным аспектам проблемы аддиктивного поведения у несовершеннолетних. 3.4. Минздраву России оказать помощь субъектам Российской Федерации во внедрении современных и эффективных организационных форм наркологической помощи детям и подросткам. 3.5. Минобразованию России активизировать работу по созданию специализированных учреждений для несовершеннолетних, совершивших общественно-опасные деяния и страдающих зависимостью от наркотических и психоактивных веществ. 3.6. Минздраву России, Минобразованию России, Госкоммолодежи России регулярно проводить круглые столы с участием представителей средств массовой информации с целью недопущения явной и скрытой пропаганды злоупотребления наркотиками и привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации среди молодежи. 3.7. Минюсту России, Минздраву России, Минобразованию России и МВД России проработать вопрос о соответствующих действующему законодательству формах обмена информацией об учащихся образовательных учреждений, злоупотребляющих наркотическими средствами и другими психоактивными веществами и использования тестов для обнаружения наркотиков в образовательных учреждениях. 3.8. Миннауки России обеспечить организацию и финансирование проекта по подростковой наркологии (биологический, клинический и профилактический аспекты) в рамках Государственной программы "Национальные приоритеты в медицине и здравоохранении". 3.9. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: · возложить координацию работы по борьбе с наркотизацией детей и подростков на комиссии по делам несовершеннолетних при городских (районных) администрациях; · организовать на базе образовательных учреждений консультационные пункты с приглашением наркологов, психологов, сотрудников органов внутренних дел для проведения индивидуальных консультаций с подростками и их родителями с целью ознакомления их с природой наркомании как заболевания, механизмами формирования зависимости, влияния семейных отношений и стиля воспитания на развитие предрасположенности к наркотической зависимости, анализа семейной ситуации, сложившейся в конкретной отдельно взятой семье; проводить тренинги, практические занятия групповой и индивидуальной семейной терапии, клубные встречи для взаимной психологической поддержки, выбора новых конструктивных форм поведения и взаимоотношений; · создать постоянно действующие семинары для педагогов и медицинских работников учебных заведений по обучению их методикам выявления "групп риска" и проведения с ними соответствующей работы; · проводить специальные семинары для родителей с целью их ознакомления с различными аспектами наркологии и особенностями поведения несовершеннолетних потребителей наркотиков; · уделять особое внимание организации досуга несовершеннолетних на основе общественно ценных интересов и склонностей. Предусмотреть при его организации проведение молодежных дискотек, конкурсов плакатов и рисунков, викторин, беспроигрышных лотерей и других мероприятий антинаркотической направленности. Повсеместно расширять сети спортивных секций и творческих кружков по интересам; · принять меры по повышению ответственности за публичное распространение сведений местными средствами массовой информации, содержащих описание (демонстрацию) процессов потребления наркотических лекарственных препаратов и их природных аналогов, а также информацию о способах изготовления, приобретения и немедицинского потребления наркотических средств и психоактивных веществ; · обращать особое внимание на развитие и укрепление детско-подросткового звена наркологической службы в системе образовательных учреждений, в том числе организацию центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам и реабилитационных центров для больных наркоманией. Председатель Межведомственной комиссии Секретарь Межведомственной комиссии |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|