Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Профилактика ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики внутривенно, в контексте российского законодательства

 :: Старший научный сотрудник
Института государства и права РАН,
кандидат юридических наук С. В. Полубинская

 

По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, совместное использование лицами, применяющими наркотики внутривенно, зараженных ВИЧ шприцев, игл и приспособлений для приготовления наркотиков, что приводит к попаданию вируса иммунодефицита человека в кровь, на сегодня является путем передачи ВИЧ-инфекции в 5—10% случаев инфицирования взрослых в мире. Такой способ заражения ВИЧ-инфекцией среди лиц с наркотической зависимостью, употребляющих наркотики внутривенно, отмечен более чем в 80 странах, и его удельный вес имеет тенденцию к росту1. С 1991 по сентябрь 1997 г. в Европе зарегистрированные случаи заражения ВИЧ-инфекцией внутривенных наркоманов составили 43,4% от всех зарегистрированных среди взрослых и подростков2. Россия следует в русле той же тенденции, хотя до 1995 г. среди обследованных в стране наркоманов ВИЧ-инфицированных обнаружено не было3. Однако, начиная с этого года, когда среди обследованных 68891 наркомана был обнаружен первый ВИЧ-инфицированный, их число стало год от года возрастать4. Если в 1995 г. только 3% из зарегистрированных случаев инфицирования ВИЧ заразились при внутривенном употреблении наркотиков, то в 2001 г. доля этого способа передачи вируса возросла до 53,1%5. На 31 декабря 2001 г. число ВИЧ-инфицированных при внутривенном употреблении наркотиков в России составило 98086 человек, из них 22376 человек в возрасте 15—20 лет, 63025 в возрасте 20—30 лет и 10116 человек в возрасте 30—40 лет.

Таким образом, распространение ВИЧ-инфекции среди наркоманов, употребляющих наркотические средства внутривенно, происходит очень высокими темпами, что с неизбежностью приводит к переходу ВИЧ-инфекции в другие группы населения (в частности, при передаче вируса половым путем и заражения детей от матерей во время беременности и родов). Заметим, что в США, где самое высокое в мире число лиц, применяющих наркотики внутривенно (от 1,1 млн. до 1,5 млн. человек), 50% случаев заражения ВИЧ-инфекцией и 33% случаев заболевания СПИДом происходит среди данной группы населения, а также их сексуальных партнеров и детей.

Специалистами отмечается, что такое распространение ВИЧ является крайне неблагоприятным фактором, могущим обусловить широкомасштабное распространение эпидемии. Кроме того, в России наблюдаются весьма тревожные тенденции в распространении туберкулеза, который может соединиться с эпидемией ВИЧ и стать одной из основных причин смерти ВИЧ-инфицированных. Также нельзя не отметить, что внутривенное употребление наркотических средств опасно не только в связи с распространением ВИЧ-инфекции, но и иных инфекционных заболеваний, прежде всего, гепатитов В и С. Все это вместе составляет огромную угрозу здоровью населения России и требует проведения на федеральном и местных уровнях соответствующей работы, направленной как на противодействие развитию эпидемии ВИЧ и иных инфекционных заболеваний, связанных с внутривенным употреблением наркотических средств, так и на уменьшение случаев немедицинского потребления наркотиков.

Одним из способов профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики внутривенно, является так называемая «стратегия уменьшения вреда», составным компонентом которой выступает программа по обмену шприцев внутривенно. Зародившаяся более десяти лет назад стратегия уменьшения вреда, направленная, прежде всего, на обмен шприцев (игл)6, стала получать распространение в России только в последние годы. В этот период ярко наблюдается и распространение ВИЧ-инфекции, отчего немедицинское потребление наркотиков стало приобретать характер национального бедствия. Стратегия заимствована от западных стран, где эпидемия ВИЧ/СПИД развилась раньше, чем в нашей стране, а немедицинское употребление наркотических средств имело значительно большие масштабы. Неудивительно, что не всегда использование указанной стратегии для предупреждения разрастания эпидемии ВИЧ-инфекции в нашей стране встречает понимание и поддержку, главным образом, со стороны правоохранительных органов, ведущих борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. Сотрудники эти органов рассматривают, прежде всего, программы обмена шприцев (игл) и консультирование лиц, страдающих наркотической зависимостью и применяющих наркотики внутривенно, по вопросам безопасного с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции поведения как потворствование немедицинскому потреблению наркотиков и даже как пропаганду подобного поведения. В этой связи реализация указанных программ рассматривается как деятельность, противоречащая российскому законодательству. Такие же компоненты стратегии уменьшения вреда, как раздача презервативов и информация о безопасном с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции половом поведении» нареканий со стороны правоохранительных органов не вызывает...

Между тем, при соблюдении ряда условий не происходит нарушения российского законодательства при реализации программ обмена шприцев (игл) и соответствующем консультировании. Позицию правоохранительных органов можно, в свою очередь, охарактеризовать как узковедомственную, когда потребности борьбы с незаконным оборотом наркотических средств не рассматриваются в широком социальном контексте, прежде всего, в контексте обеспечения здоровья населения в условиях распространения ВИЧ/СПИДа и иных опасных инфекций, связанных с применением наркотических средств внутривенно. Для анализа действующего российского законодательства, непосредственно относящегося к правовому контексту реализации стратегии уменьшения вреда в целом и программ по обмену шприцев (игл) для потребителей внутривенных наркотиков следует обратиться, прежде всего, к Федеральному закону «О наркотических у средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г.7 Этот закон является базовым в смысле определения понятий «наркотические средство» и психотропное вещество», регулирования порядка их законного оборота, а также закрепления основных принципов борьбы с их незаконным оборотом.

По российскому законодательству к наркотическим средствам относятся вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года (ст. Федерального закона). Аналогичным образом в той же статье определяются и психотропные вещества.

Из приведенного определения видно, что оно является формальным, юридическим. Это означает, что для целей правового регулирования наркотическим средством является только вещество, препарат или растение, включенное в указанный перечень, и никакое другое, хотя бы и сходное по воздействию на психические процессы человека, например, алкоголь или табак. Обобщающим понятием для всех веществ такого рода — запрещенных и разрешенных — выступает понятие психоактивное средство или вещество8. Таким образом, Федеральный закон отвлекается от психофармакологической характеристики наркотических средств (как и психотропных веществ) и дает только их обобщенное юридическое определение, подчеркивая тем самым государственный интерес определения политики в отношении данной группы психоактивных веществ. Заметим, что определения соответствующих средств и веществ в международных документах также являются юридическими. Такой подход не исключает иного содержания понятий «наркотическое средство» или «психотропное вещество» для других целей, например, научных, как и использование других классификаций таких средств или веществ, отличающихся от приведенных в вышеназванном Перечне, либо в соответствующих Конвенциях.

Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 6819 и состоит из четырех списков. Наркотические средства и психотропные веществ, включенные в эти списки различаются по правовому режиму, установленному государством в отношении их законного оборота.

В список I входят наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещён (гашиш, героин, марихуана, маковая солома, мескалин, метадон, опий, псилоцибин и др.). Список II охватывает наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен (бупренорфин, кодеин, кокаин, морфин, амобарбитал и др.). Список II включает в себя психотропные вещества, в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (аминорекс, пентобарбитал, этиламфетамин и др.). Список IV содержит прекурсоры, т. е. вещества, часто используемые при производстве, изготовлении и переработке наркотических средств и психотропных веществ (ацетон, перманганат калия, толуол, этиловый спирт, эфедрин и др.).

Закон разрешает определенные виды деятельности с наркотическими средствами и психотропными веществами при условии строгого контроля за их оборотом, установления государственной монополии на основные виды такой деятельности и лицензирования всех ее видов. При этом основными субъектами, действующими в сфере законного оборота наркотических средств и психотропных веществ, выступают юридические лица. Правомочия же граждан — физических лиц — крайне ограничены и сводятся лишь к возможности получить в медицинских целях наркотические средства и психотропные вещества, включенные в списки II и III, в аптечных организациях по рецепту, выписанному в установленном упомянутым законом и иными нормативными правовыми актами порядке (ст. 25 Федерального закона), и перевозить их в тех же целях при наличии документа, выданного аптечной организацией (ч. 4 ст.21 того же закона). Такой документ необходим, чтобы подтвердить законность получения гражданином наркотических средств и психотропных веществ. Потребление наркотических средств и психотропных веществ в немедицинских целях, т.е. без назначения врача, запрещается (ст. 40 Федерального закона).

Это положение Закона на сегодня подкрепляется административной ответственностью за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях).10 Это правонарушение наказывается штрафом в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административным арестом на срок до пятнадцати суток. Уголовной ответственности за потребление наркотиков в отечественном законодательстве пока не содержится. Такая ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за подобные действия была введена в УК РСФСР в 1987 г. (ст. 224—3), но уже в 1991 г. была отменена вместе с исключением административной ответственности за эти же действия из ст. 44 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях11.

При отсутствии уголовной ответственности за потребление наркотиков в немедицинских целях программы обмена шприцев не нарушают российского законодательства. Положение, конечно, изменится, если будет введена уголовная ответственность за подобное поведение, как это неоднократно предлагалось среди иных дополнений УК РФ. Тогда действия исполнителей программ обмена шприцев при определенных условиях могут быть расценены как соучастие в преступлении. Административная ответственность за потребление наркотиков не влияет на законность программ обмена шприцев, поскольку соучастие в административных правонарушениях невозможно, но делает их уязвимыми в этическом смысле. На первый взгляд, может показаться, что сотрудники этих программ оказывают содействие нарушению закона. Поэтому потребуются дополнительные усилия по разъяснению полезных целей этих программ с упором на цель охраны общественного и личного здоровья от распространения ВИЧ-инфекции и иных, связанных с внутривенным потреблением наркотиков опасных заболеваний.

Сегодня в России заметна некоторая тенденция к ужесточению правовых мер в отношении лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, включая их немедицинское потребление. Но в последнем случае при обсуждении возможности введения ответственности подобное поведение нельзя не учитывать рекомендации международных организаций, в деятельности которых наша страна принимает участие. Так, в частности, в международных руководящих принципах «ВИЧ/СПИД и права человека», выработанных в ходе работы второй Международной консультации по ВИЧ/СПИДу и правам человека, организованных Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) в 1996 г., устанавливается, что уголовное законодательство должно соответствовать международным обязательствам в области прав человека, не использоваться недобросовестно в контексте ВИЧ/СПИДа и не быть направленным против уязвимых групп населения (принцип 4)12. Реализация этого принципа предполагает, что уголовное законодательство не должно препятствовать государствам использовать меры, уменьшающие риск передачи ВИЧ среди лиц, употребляющих наркотики % внутривенно, и при пересмотре такого законодательства необходимо учитывать необходимость разрешения или легализации и поощрения программ по обмену игл и шприцев13.

Кроме того, при оценке законности программ обмена шприцев (игл) надо иметь в виду, что эти инструменты не находятся под специальным контролем как используемые при незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, утвержден постановлением Правительства РФ от 22 марта 2001 г. № 22114. В Перечень входят пресс-инструменты, используемые с оборудованием для прессования таблеток, оборудование для наполнения ампул, для запайки ампул и для прессования таблеток. Таким образом, в него включены приспособления, используемые при заводском или кустарном изготовлении указанных средств и веществ и имеющие специальное, весьма ограниченное назначение.

Далее, касаясь вопроса, являются ли действия по обмену шприцев (игл) пропагандой наркотических средств, запрещенной ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», следует также ответить отрицательно. Пропаганда — это распространение, т. е. действия, делающие что-то доступным для многих15, а здесь действия по обмену шприцев (игл) касаются только индивидуально определенных лиц. При этом эти лица приносят использованные шприцы (иглы) и в обмен получают стерильные. Такие действия в отношении конкретных лиц, в отношении которых известно, что они являются потребителями внутривенных наркотиков, без, скажем, простой раздачи шприцев (игл) широкому кругу лиц, в отношении которых не установлено, что они потребляют наркотики, и без получения использованных инструментов взамен стерильных, пропагандой не являются. Заметим, однако, что в связи с установлением в Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственности за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 6.13) требуется тщательное соблюдение указанных условий.

Вопрос о том, является ли консультирование лиц. употребляющих наркотики внутривенно. о безопасных способах их употребления с точки зрения предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. рекламой наркотических средств, также запрещенной в ст. 46 вышеназванного Федерального закона, также имеет отрицательный ответ. При этом не имеет значение, происходит такое консультирование при обмене шприцев (игл), либо при медицинском освидетельствовании для установления наличия или отсутствия у лица ВИЧ-инфекции в порядке, предусмотренном ст. 7 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»16.

В соответствии с Федеральным законом «О рекламе»17 от 18 июля 1995 г. реклама предполагает распространение в любой форме и с помощью любых средств информации, предназначенной для неопределенного круга лиц (курсив мой — С. П.) (ст. 2 Федерального закона). В нашем же случае информация дается совершенно конкретному, индивидуально определенному лицу. Не исключается проведение консультаций и для группы индивидуально лиц, если консультирование внутривенных потребителей наркотиков непосредственно после обмена шприцев (игл) организовано групповым способом. Если же подобные действия считать рекламой, то тогда разъяснения врача, выписавшего больному аспирин и объясняющего, что его лучше запивать молоком, а не водой, также должны считаться рекламой аспирина, как и действия медицинского работника, ведущего занятия по лечебной физкультуре и разъясняющего группе пациентов полезность определенных упражнений.

Таким образом, программы обмена шприцев (игл) не нарушают российского законодательства, если:

предоставление стерильных шприцев (игл) осуществляется строго индивидуально и в обмен на уже использованные инструменты:

при этом производится сбор использованных инструментов, которые в дальнейшем уничтожаются под тщательным контролем лиц. исполняющих рассматриваемые программы, возможно, с участием сотрудников правоохранительных органов, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотических средств:

при обмене шприцев (игл) путем обследования, осмотра, беседы с психологом или иным способом исполнители удостоверяются, что данное лицо является потребителем внутривенных наркотиков:

информация о безопасных именно с точки зрения распространения ВИЧ-инфекции способах потребления наркотиков и ином поведении представляется также индивидуально или группе индивидуально определенных лиц.

При проведении консультирования сотрудники программ обмена шприцев (игл) ни при каких условиях не должны сообщать обращающимся к ним лицам, употребляющим наркотики внутривенно:

сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения наркотических средств, в том числе с помощью распространения печатной продукции, содержащей такие сведения;

сведения о преимуществах использования отдельных наркотических средств по сравнению с другими;

иные сведения, которые могут сформировать у лица, употребляющего наркотики, представление, что процесс потребления наркотиков — легкий и безопасный, если соблюдать определенные условия; напротив, надо объяснять вред, который причиняется здоровью человека в результате такого поведения, включая весьма реальную возможность заразиться ВИЧ-инфекцией и иными, опасными заболеваниями и, более того, стать источником последующего заражения для своих родных и близких.

Следует также отметить, что определенную поддержку для так называемых программ снижения вреда, включая обмен шприцев (игл), можно найти в Федеральном законе «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». В преамбуле, где выражается дух закона, признается, что ВИЧ-инфекция создает угрозу личной, общественной, государственной безопасности, а также угрозу существованию человечества, что требует применения своевременных эффективных мер комплексной профилактики. И далее все нормы этого закона, так или иначе, направлены на реализацию этих положений. Поскольку программы снижения вреда во многих странах зарекомендовали себя как весьма эффективное средство предупреждения распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих наркотики внутривенно, в России они должны рассматриваться как одно из комплексных средств профилактики этого смертельного заболевания.

Несколько обособлен вопрос, могут ли исполнители программ по обмену шприцев (игл) предоставлять информацию о потребителях наркотиков правоохранительным органам (по их просьбе или требованию). Хотя субъектами врачебной (медицинской) тайны, главным образом, являются врачи, но к таким субъектам относятся и все иные работники медицинских и немедицинских организаций или служб, которым по роду их деятельности (при исполнении служебных или профессиональных обязанностей) стали известны сведения о состоянии здоровья лица. В содержание медицинской тайны входят и сведения о самом факте обращения за медицинской помощью, о диагнозе заболевания, о применяемых методах лечения, их эффективности, а также о самом лице (его привычках, интимной жизни, психических и физических недостатках) и о его семье. Таким образом, в тайне должны сохраняться как медицинские сведения в точном смысле слова, так и иные сведения о частной жизни лица, полученные при его обследовании и лечении. Именно так понимается врачебная (медицинская) тайна в ч. 1 ст. 61 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан»18. Поскольку обмен шприцев (игл) осуществляется с обязательным обследованием (осмотром) лица, употребляющего наркотические средства внутривенно, для установления этого факта, то лица, исполняющие эти программы, становятся субъектами врачебной (медицинской) тайны, независимо от того, являются или не являются медицинскими работниками по своему образованию или служебной принадлежности.

В уже упоминавшейся ст. 61 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (ч.4) установлен исчерпывающий перечень случаев, когда сведения, составляющие врачебную (медицинскую) тайну, могут быть переданы третьим лицам без согласия лица, к которому такие сведения относятся, либо без согласия его законного представителя, если таковой у лица имеется. Предоставление третьим лицам таких сведений допускается: 1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю; 2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений; 3) по запросу органов дознания и следствия, прокурора и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством; 4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей; 5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Все лица, которым стали известны сведения, составляющие врачебную (медицинскую) тайну, за разглашение этой тайны с учетом причиненного гражданину ущерба несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 61 Основ). В частности, в УК РФ 1996 г. такая ответственность предусмотрена статьей 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Исходя из процитированных положений федерального закона, сведения, составляющие врачебную (медицинскую) тайну, не могут быть сообщены правоохранительным органам, если они запрашиваются не в связи с проведением расследования или судебным рассмотрением дела в отношении того лица, сведения о котором запрашиваются. Поэтому исполнители программ обмена шприцев (игл) вправе отказаться от сообщения подобных сведений правоохранительным органам, указав при этом на незаконность подобных запросов.
 


1 См. Принципы профилактики ВИЧ-инфекции среди лиц, применяющих наркотики. Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро. Копенгаген. 1998. С. 3 [Вернуться]

2 См. Там же. [Вернуться]

3 См. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень № 22. Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом. М. 2002. С. 4. [Вернуться]

4 См. Там же. [Вернуться]

5 См. Там же. С. 18 [Вернуться]

6 См.: Loue S., Lurie P., Lloyd, L.S. Ethical Issues Raised by Needle Exchange Programs . Journal of Law, Medicine and Ethics. 1995. Vol. 23. No. 4. P. 382. [Вернуться]

7 СЗРФ. 1998. № 2. Ст. 219. [Вернуться]

8 Лексиконы психиатрии Всемирной организации здравоохранения. Киев, «Сфера», 2001. С. 252. [Вернуться]

9 СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3198. [Вернуться]

10 Вводится в действие с 1 июля 2002 г. [Вернуться]

11 Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 27. Ст. 961; Ведомости Съезда народных депутатов [Вернуться]

12 См.: ВИЧ/СПИД и права человека. Международные руководящие принципы. Вторая международная консультация по ВИЧ/СПИДу и правам человека. Женева.23—25 сентября 1996 г. ООН. Нью-Йорк и Женева. 1998. [Вернуться]

13 См также СЗ РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991.№ 52. Ст. 1867. [Вернуться]

14 CЗ PФ.2001.№ 13. Ст. 1272. [Вернуться]

15 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. M. 1953. [Вернуться]

16 СЗ РФ. 1995. № 14.Ст. 1212. [Вернуться]

17 СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2864. [Вернуться]

18 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1318. [Вернуться]

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования