|
Обзор национального законодательства государств-участников СНГ на предмет его соответствия положениям международных конвенций по контролю над наркотиками: проблемы и предложения по совершенствованию (часть II) Семинар «Имплементация положений международных конвенций по контролю над наркотиками в национальном законодательстве государств-участников СНГ»
25-27 марта 2003 г.
Великий Новгород, Российская Федерация
Имплементация конвенций ООН по контролю над наркотиками в национальном законодательстве и практике государств-участников СНГ: основные достижения и недостатки
Состав преступлений и санкции: законодательство и практика
Выявление следственными органами незначительных преступлений, связанных с наркотиками (по-прежнему к уголовной ответственности привлекаются, в основном, мелкие сбытчики и потребители наркотиков)
Несоответствие санкций фактической общественной опасности некоторых преступлений, связанных с наркотиками (суровые наказания – небольшие размеры наркотиков)
Отсутствие в УК разграничения санкций в зависимости от типов наркотиков (Украина, Грузия – исключение)
Законодательство ряда стран ограничивает возможности судей назначать лечение вместо наказания, либо назначать наказания ниже низшего предела
Таблица основных наказаний за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта в законодательстве стран Центральной Азии
Размеры наркотиков |
Казахстан |
Кыргызстан |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Небольшой |
Л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ.
|
Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с 3-10 лет с конфиск. имущ. или без таковой **
|
Арест до 6 мес. или Л/с 3-5 лет |
Крупный |
Л/с 7-12 лет с конфиск. имущ. |
Л/с 10-15 лет с конфиск. имущ.
|
Л/с 12-15 лет с конфиск. имущ.
|
Л/с 6-15 лет с конфиск. имущ. или без таковой **
|
Л/с 5- 7 лет |
Особо крупный |
Л/с 10-15 лет с конфиск. имущ. |
- |
Л/с 15-20 лет или смертная казнь*
|
Л/с 12-20 лет с конфиск. имущ. или без таковой **
|
Л/с 10-20 лет |
* УК Таджикистана предусматривает смертную казнь за культивирование наркосодержащих растений на площади свыше 0,20 гектаров
** с возложением обязанности проживания в определенной местности на срок от 2 до 5 лет или без такового
Таблица основных наркотиков с отнесением их количества к небольшим, крупным и особо крупным размерам (в гр.) в странах Центральной Азии
|
Казахстан |
Кыргызстан |
Таджикистан |
Туркменистан |
Узбекистан |
Небольшой |
От ... до |
От 0 до ... |
От ... до |
От ... до |
От 0 до ... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин
|
0-0,01
0,1-0,5
0-0,01
0-0,01 |
1
50
500
1
|
1
50
500
1
|
0,25-5,0
1,0-50,0
0,1-1,0
0,02-1,0
|
-
0,1
0,01
0,01
|
Крупный |
Свыше ... до |
Свыше ... до |
Свыше ... до |
Свыше ... до |
Свыше ... до |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин |
0,01-1,0
0,5-10,0
0,01-1,0
0,01-1,0 |
1
50
500
1
|
0,15-1,5
1,0-10,0
0,3-3,0
0,2-2,0 |
5,0-50,0
50,0-500,0
1,0-5,0
1,0-20,0 |
0,001-0,005
0,1-1,0
0,01-0,1
0,01-0,1 |
Особо крупный
|
Свыше... |
- |
Свыше... |
Свыше... |
Свыше... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин
|
1,0
10,0
1,0
1,0
|
-
-
-
-
|
1,5г
10,0
3,0
2 |
50,0
500,0
5,0
20,0 |
0,005
1,0
0,1
0,1 |
Таблица основных наказаний за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта в законодательстве стран Южного Кавказа
Размеры наркотиков |
Азербайджан
|
Армения
|
Грузия
|
Небольшой |
Л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с до 10 лет с конфиск. имущ. или без таковой
|
Л/с до 10 лет (нарк. ср-ва и их аналоги);
Штраф или исп. работы до 2 лет либо л/c до 3 лет (психот. вещ-ва и их аналоги) |
Крупный |
Л/с 5-12 лет с конфиск. имущ. |
Л/с 6-15 лет с конфиск. имущ.
|
Л/с 6- 12 лет (нарк. ср-ва и их аналоги);
Л/с 5 лет (психот. вещ-ва и их аналоги) |
Особо крупный |
- |
- |
Л/с 8-20 лет либо пожиз. закл.(нарк. ср-ва и их аналоги);
Л/с 3-8 лет (психот. вещ-ва и их аналоги) |
Таблица основных наркотиков с отнесением их количества к небольшим, крупным и особо крупным размерам (в гр.) в странах Южного Кавказа
|
Азербайджан |
Армения |
Грузия |
Небольшой |
От 0 до ... |
От... до... |
От ... до ... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин
|
-
0-0,1
0-0,1
0-0,01
|
0,015-1
0,5-50
5-500
-
|
0,015-1
0,5-50
5-500
0,02-1,0
|
Крупный |
Свыше ... до ... |
Свыше ... до ... |
Свыше ... до... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин |
0-0,005
0,1-10,0
0,1-500
0,01-1,0
|
0-0,005
0,1-10,0
0,1-500
0,01-1,0
|
1-10,0
50-500
500-5000
1,0-10,0
|
Особо крупный |
Свыше ... |
- |
Свыше ... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин |
0,005
10,0
500
1,0
|
|
10,0
500
5000
10,0
|
Таблица основных наказаний за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта в законодательстве Республики Беларусь, Молдовы, Российской Федерации и Украины
Размеры наркотиков |
Беларусь |
Молдова |
Россия |
Украина |
Небольшой |
О/с до 5 лет или л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с до 10 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с 3-7 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с 3-8 лет
|
Крупный |
Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. или без такового |
Л/с 6-15 лет с конфиск. имущ. |
Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. или без таковой |
Л/с 5-10 лет с конфиск. имущ. |
Особо крупный |
- |
- |
Л/с 7-15 лет с конфиск. имущ.
|
Л/с 8-12 лет с конфиск. имущ. |
Таблица основных наркотиков с отнесением их количества к небольшим, крупным и особо крупным размерам (в гр.) в Беларуси, Молдове, России и Украине
|
Беларусь |
Молдова |
Россия |
Украина |
Небольшой |
От 0 до ... |
От ... до ... |
От ... до ... |
От ... до ... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин
|
1
50
500
1
|
-
0,5-50
5-500
0,02-1
|
-
0-0,1
0-0,1
0-0,01
|
Нет данных
|
Крупный |
Свыше ... |
Свыше ... |
Свыше ... до ... |
Свыше ... до ... |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин
|
1
50
500
1
|
0-1
50
500
0,02-1
|
0-0,005
0,1-10,0
0,1-500
0,01-1,0
|
Нет данных
|
Особо крупный |
- |
- |
Свыше |
Свыше |
Героин
Опиум
Марихуана
Кокаин
|
-
-
-
-
|
-
-
-
-
|
0,005
10,0
500
1,0
|
Нет данных
|
Противодействие отмыванию денег: законодательство и практика
В Молдове, России и Украине приняты специальные законы по противодействию отмыванию преступных доходов и ряд подзаконных актов, направленных на противодействие отмыванию денег в кредитно-банковских учреждениях и иных организациях
Во всех странах, кроме Армении, в УК включена статья о легализации преступных доходов
В Казахстане, Кыргызстане, России и Молдове созданы специальные правоохранительные структуры, уполномоченные расследовать указанные составы преступлений
В Казахстане и Кыргызстане разработаны проекты закона «О борьбе с отмыванием денег»
Несоответствие формулировки статьи по отмыванию денег в УК Конвенции 1988 г. (кроме Грузии, Узбекистана и Украины)
В большинстве стран указанная статья УК не применяется на практике
Отсутствие во многих странах эффективного режима финансового контроля, препятствующего проникновению преступных средств в национальные и международные финансовые системы
Отсутствие у следователей/оперативников достаточных навыков и знаний об особых методах расследования финансовых преступлений (наблюдение за банковскими счетами, доступ к информационным системам, контроль за финансовой деятельностью и др.)
Отсутствие налаженных механизмов сбора и обмена соответствующей оперативной и иной информацией
Низкая техническая оснащенность следственных органов
Конфискации доходов и орудий преступлений: законодательство и практика
Законодательство всех стран (кроме Грузии, Молдовы и Узбекистана) предусматривает, в качестве дополнительного наказания, обязательную/альтернативную конфискацию имущества. Орудия и предметы преступления, деньги и иные ценности, нажитые преступным путем подлежат конфискации согласно УК всех стран
В законодательстве стран не урегулированы вопросы конфискации:
а) законно добытого имущества, соответствующего стоимости преступных доходов;
б) имущества, в которое были превращены или преобразованы преступные доходы;
в) имущества скончавшегося подозреваемого или обвиняемого
Следственные органы не предпринимают необходимые меры для выявления и ареста преступных доходов
В судебно-следственных органах не ведется статистика об арестованном/конфискованном имуществе (искл: Туркменистан, Узбекистан)
Низкий уровень сотрудничества в сфере выявления и конфискации преступных доходов между правоохранительными органами СНГ и другими странами
Оперативно-розыскные мероприятия: законодательство и практика
Во всех странах кроме Узбекистана (нет данных) закон предусматривает возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий: контролируемая закупка, перехват почтовых и телеграфных отправлений, подслушивание телефонных сетей, доступ к техническим средствам связи, внедрение в преступную группу и т.д.
Различные законы всех стран предусматривают возможность проведения контролируемой поставки
На практике контролируемая поставка применяется редко и недостаточно эффективно
Возможные причины:
а) отсутствие нормативных актов, регулирующих порядок проведения такой операции;
б) неурегулированность в ряде стран вопроса о допустимости в суде доказательств, полученных в результате ее проведения;
в) отсутствие достаточной гарантии защиты (анонимности) лиц, участвующих в ее проведении;
г) отсутствие необходимых навыков ее проведения у оперативных работников;
д) недостаточный уровень сотрудничества с правоохранительными органами иностранных государств
Экстрадиция и взаимная правовая помощь: законодательство и практика
Все страны являются участниками ряда конвенций и соглашений (межгосударственного и межведомственного характера)
УПК Казахстана, Кыргызстана, Беларуси, России, Грузии содержат отдельные разделы об экстрадиции и взаимной правовой помощи. В Азербайджане принят Закон об экстрадиции. В УК и УПК остальных стран содержатся лишь несколько положений общего характера, касающихся этих вопросов
Не урегулированы либо неполно урегулированы порядок и сроки содержания под стражей лиц, подлежащих экстрадиции, а также порядок и сроки обжалования в суде решения об экстрадиции и/или решения о задержании (аресте) лица с целью его последующей выдачи
Остается невысоким уровень правового сотрудничества со странами, не входящими в СНГ, включая страны с другими правовыми системами
Уничтожение изъятых наркотиков и прекурсоров: законодательство и практика
Законодательство всех стран требует хранения всего количества изъятых наркотиков до вступления приговора в законную силу, что на практике приводит к:
- утечке наркотиков во вторичный незаконный оборот
- отвлечению значительных финансовых средств и людских ресурсов для создания надлежащих условий хранения
Процедура уничтожения конфискованных наркотиков на практике не обеспечивает гарантии того, что уничтожается именно то количество веществ, которое указано в процессуальных документах
Сайт «Нет – наркотикам», Москва, 2003 г.
|
|
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
|