Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Ребенок пошел в школу. Надо ли беспокоиться о профилактике отклоняющегося поведения и употребления им психоактивных веществ?

27 августа 2003 :: О.В. Петунс, детский психолог, научный сотрудник ННЦ Наркологии МЗ РФ

Младший школьный возраст считается не проблемным с точки зрения употребления психоактивных веществ и поэтому в литературе ему мало уделяется внимания и не придается особенного значения. Но именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические особенности ребенка, которые в дальнейшем могут явиться факторами риска наркотизации. В зависимости от того как пройдет этот период зависит его дальнейшая жизнь. Именно поэтому, как считает детский психолог О.В. Петунс, профилактику отклоняющегося поведения и употребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак и др.), необходимо проводить как можно раньше.

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 6 до 11 лет и определяется новым сложным этапом. Жан Пиаже писал: "Возраст, совпадающий со временем поступления в школу отмечается решающим поворотом в психическом развитии. Какой бы аспект мы ни взяли, можно наблюдать, как на смену формам организации приходят новые. Это касается и интеллекта и чувств, социальных отношений и индивидуальных действий". Этот возрастной этап называют кризисом семи лет.

В этот период происходит интенсивное биологическое развитие детского организма: (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов).

В основе такой перестройки лежит эндокринный сдвиг – включаются в действие "новые" железы внутренней секреции и перестают действовать "старые". Такая физиологическая перестройка требует от организма большого напряжения для мобилизации всех резервов.

В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость, трудности с сосредоточением.

Вместе с тем растет физическая выносливость, повышается работоспособность, и в целом для детей остается характерной, повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут после начала первого урока. Дети начинают ерзать, с нетерпением ждут звонка на перемену. На трудности они чаще всего отвечают эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой. Особенность психологии младшего школьника заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Кроме того, дети этого возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний, поэтому, в это время важно научить детей осознанию своих чувств, научить способам формирования преодоления трудностей в близких и доступных им формах – прежде всего в форме игры и сказок. Так как именно игровая деятельность для детей этого возраста остается ведущей. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Это является одной из целей предлагаемой нами программы, о которой мы расскажем ниже.

К семи годам созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для развития целенаправленного произвольного поведения. Мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, поэтому у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Активное развитие крупных мышц опережает развитие мелких мышц, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Подобные физиологические трансформации вызывают глубокие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности. Если в дошкольном возрасте возрастанию произвольности способствовала игровая деятельность, т.е. ребенок был заинтересован, то в младшем школьном возрасте произвольность возникает лишь на пике волевого усилия и подкрепления, поддержки со стороны взрослых, похвала за проделанные успехи. Дети учатся планированию действий, осуществлению контроля, т.е. они уже самостоятельно могут планировать свою деятельность. Мы можем часто услышать от ребенка обиду на взрослых, что взрослые не дают, самому ребенку планировать свою деятельность. Взрослый все сам решает за ребенка. Дети обычно говорят: "Мне обидно, что родители считают меня маленьким. За меня все решают." Оттого насколько он будет самостоятелен, зависит его интеллектуальное развитие, коммуникативные способности и т.д.. В этом возрасте, начинает развиваться способность к рефлексии. Поэтому именно на этом этапе ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего поведения и поведения других людей. Проявляя любознательность, у ребенка происходит интенсивное развитие мышления. Играя, ребенок экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи. Он сам пытается все узнать. Однако у детей этого возраста пока еще конкретное мышление. Нет абстрактного мышления, понимания последствий. Отсутствует понимание пространства такого как у взрослых.

Происходит совершенствование познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания; формирование высших психических функций – речи, чтения, письма, счета, что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные (по сравнению с дошкольником), мыслительные операции. Речь ребенка становится более свободной, произвольной, увеличивается словарный запас, становятся доступными обобщение и абстракция. Поскольку в этом возрасте происходит активное развитие всех этих функций, то со стороны взрослых ребенку требуется непосредственная помощь в становлении их.

С приходом в школу ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется его привычный образ жизни, свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Одни дети принимают все требования как данность, другие используют рациональный путь. Они всеми силами стараются преобразовать школьную ситуацию, таким образом чтобы в ней "хозяйничали" детские "Хочу". Такие дети сомневаются в содержании взрослых норм, вечно что-то предлагают, протестуют. Чаще всего такие дети неудобны взрослым. Если в ребенке постоянно подавляют его собственные "Хочу", не позволяя развиваться личностному "Я", а все время требуя "Надо", то ребенок поначалу очень старается соответствовать всем этим "Надо", что-то предлагая при этом свое. Но если ребенок не видит одобрения со стороны взрослых, при этом еще получает порицания за свою инициативу, то у него пропадает всякое желание что-либо делать в дальнейшем. Ребенок стремится преобразовать не внешний мир, а свой внутренний психический мир, хоть как-то снять внутреннее напряжение и дискомфорт, т. е. защититься с помощью психологических механизмов. Если какие-то переживания останутся плохо осознанными и неотреагированными, то будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.

Также у ребенка, возникают новые отношения с людьми. Вроде бы в классе много ровесников, но все они чужие, и общение нужно уметь выстраивать. Далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Стили общения он пробует исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости.

Начальная школа вторгает его в ситуацию, где надо научиться отстаивать свое мнение, свои позиции, свое право на автономность. Трудности общения ребенка со сверстниками и взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации и тревожности. В этом возрасте ребенок отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими его людьми, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций.

Педагог в жизни младшего школьника занимает особое место. Ребенок придает большее значение не отметкам, а существенное значение имеют характеристика, интонации, которыми сопровождается похвала или порицание. В высказываниях учителя ребенок улавливает его позицию и оценку и в соответствии с этим оценивает себя. Оценка со стороны взрослых формирует такие качества, как самоуважение, уверенность в себе.

Существенные процессы происходят в сфере самосознания младших школьников. Как правило, наиболее интенсивно формируются три звена самосознания: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени. Дети начинают оценивать себя с официальных позиций: "Я хорошая девочка. Потому что я хорошо учусь".

Высокая самооценка рождается в ребенке, когда его школьная успешность соответствует внешним официальным критериям. Но ограниченность, недостаточность этих критериев оценки сказывается, когда ситуации неуспеха приводят к снижению самооценки детей. Ребенок осознает свои школьные неудачи как неумение "быть хорошим":

"Я плохой. Потому что, я плохо учусь". И это мнение не его самого, а взрослого. Если у ребенка снижается успешность, то и сверстники уже меньше общаются с ним и воспринимают его как несимпатичного.

Какое-то время у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Постепенно эта вера пропадает. В ситуации длительного неуспеха ребенок может потерять стремление к успеху.

Вследствие этого у ребенка может развиваться не только снижение самооценки, но и неадекватные защитные реакции. При активном типе поведения защита оборачивается агрессией. При пассивном же поведении появляются неуверенность в себе, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазии или болезни. Если ребенок воспринимает результаты учебы как единственный критерий собственной ценности, то он приобретает свойство "ограниченной идентичности" и у него может сформироваться неблагоприятный жизненный сценарий.

Взрослые же могут регулировать успешность ребенка, создавая благоприятную обстановку в детском коллективе.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования