Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Для войны с наркобизнесом необходима широкая общественная поддержка"

07 апреля 2004

Вашему вниманию предлагается выступление Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на состоявшейся 30 марта 2004 года Коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Вступительное слово Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на Коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Добрый день, уважаемые коллеги, участники встречи.

Ваше ведомство было создано как специальная служба по противодействию наркоугрозе. И создано с целью повышения эффективности этой работы и координации усилий центральных и региональных структур на этом направлении.

Хотел бы с учетом этих целей на сегодняшнем совещании коротко подвести первые итоги работы службы, обсудить планы на будущее.

Наркобизнес и связанная с ним преступность являются одной из серьезных угроз безопасности Российской Федерации. Именно оценив эту угрозу, столкнувшись с ней в полный рост, мы пошли на создание специальной службы, причем такой мощной. Наркотики убивают тысячи наших сограждан, убивают не только непосредственно, но и через распространение СПИДа и других инфекционных заболеваний. Доходы от их нелегального оборота стали финансовой основой для разного рода криминала, в том числе для организованных преступных сообществ и международных террористов.

Надо признать, что в последние годы уровень наркотизации населения растет, а структура наркоторговли расширяется. И на сегодняшний день две трети преступлений, связанных с наркотиками, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

Очевидно, что необходимо и дальше анализировать и укреплять правовую базу борьбы с наркобизнесом, а также совершенствовать государственную систему противодействия незаконному обороту наркотиков, поскольку работа в этом направлении пока еще не дает, к сожалению, ожидаемых обществом результатов.

И нужно прямо сказать: в России возникла устойчивая, хорошо структурированная и разветвленная сеть наркодельцов, включающая производство, транспортировку, распространение наркотиков.

Российская наркопреступность становится частью международной наркомафии и уже наладила весь комплекс работы во всех звеньях, и легализацию наркодоходов за рубежом в том числе. Только при таком понимании – ясном понимании – источника угрозы, масштаба угрозы можно бороться с ней, бороться эффективно, добиваясь видимых результатов.

В этой связи определяющими в работе должны быть следующие приоритеты: прежде всего надо минимизировать, а в перспективе – ликвидировать финансовую базу наркомафии. Надо подорвать ее экономические основы. А для этого, в первую очередь, бороться с легализацией доходов от преступного бизнеса, пресекать каналы перемещения денег.

Хочу подчеркнуть: в решении этих задач ваша служба призвана сыграть ключевую роль. Именно на вас лежит задача по выявлению каналов движения подобных денежных средств. Надеюсь, что вы это будете делать эффективно вместе с недавно созданной финансовой разведкой.

Эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.

Нужно ясно понимать: наркомания – это опасная болезнь. Болезнь и социальная, болезнь конкретного человека. И надо серьезно задуматься о создании доступной системы лечения и реабилитации лиц, подверженных наркомании.

Нужно ограничить возможность доступа населения, особенно молодежи, к наркотикам. При этом следует принять как факт, что сами по себе ни жесткая репрессивная политика, ни легализация наркотиков, уже испробованные в разных странах мира, этой проблемы до конца не снимают.

И, наконец, надо ориентировать профилактическую деятельность на целенаправленную работу с молодежью и с теми социальными группами, которые наиболее подвержены угрозе наркотизации.

В этой связи следует тщательно проанализировать ход реализации действующей Федеральной целевой программы по противодействию наркоугрозе, программы, срок которой истекает уже в этом году.

И сделать необходимые выводы, разработав пусть не всеохватывающий, но абсолютно конкретный и реалистичный план действия на ближайшую перспективу. Такой план должен быть выполнимым, а результат работы по нему – видимым, как я уже говорил.

Третье. Остается актуальной задача ликвидации разветвленных сетей наркоторговли и действующих в этой сфере преступных сообществ. Эта задача в большей степени – оперативная. И вашей службе, во взаимодействии с другими федеральными ведомствами и регионами, следует продумать, как объединить усилия на этом направлении.

Еще раз подчеркну: правовая база и возможности для ваших самых решительных действий есть.

Кстати, когда я сказал о взаимодействии, исходил из того, что будет разделена компетенция между различными органами и ведомствами, которые работают на этом направлении. Ваша служба является базовой и должна нести основную нагрузку по работе на данном направлении.

Далее. Для войны с наркобизнесом необходима широкая общественная поддержка. Вам не обойтись без содействия тех организаций гражданского общества, которые ставят своей целью борьбу с наркоманией и наркоторговлей. И здесь крайне важна совместная информационная работа, профилактическая, антинаркотическая пропаганда. И открытой, и скрытой пропаганде наркотиков мы должны противопоставить слова и дела авторитетных общественных лидеров, духовенства, людей культуры.

И еще один принципиальный момент. Наркобизнес интернационален. И потому постоянный обмен опытом и информацией, согласованные действия с коллегами из других стран способны в разы повысить эффективность борьбы с наркоугрозой.

Прежде всего, конечно, речь идет о наших партнерах из стран СНГ. И мы обязаны как минимум наладить действенную работу в рамках антинаркотической программы Содружества на 2002–2004 годы и центральноазиатского Меморандума по сотрудничеству в области контроля за незаконным производством и оборотом наркотических средств.

Полагаю, что эффективные возможности в борьбе с наркоугрозой есть в формате и Организации Договора о коллективной безопасности, и Шанхайской организации сотрудничества.

Здесь, конечно, надо наладить четкое взаимодействие с пограничниками, как с нашими, так и с пограничниками стран Содружества.

И, наконец, с опорой на международные обязательства Российской Федерации следовало бы продумать более эффективные пути противодействия контрабанде наркотических и психотропных средств из-за рубежа.

Важнейшая общая задача – прекратить транзит наркотиков через территорию нашей страны. Для этого потребуется совместная работа, как я уже говорил, с Погранслужбой ФСБ, с коллегами из сопредельных государств. Надо жестко пресекать попытки контрабанды наркотиков, не допускать экспансии в Россию транснациональных преступных сообществ.

Кстати, Совету Безопасности и Министерству иностранных дел нужно выработать единые и ясные подходы с нашими партнерами в странах Содружества по взаимодействию на этом направлении. Я имею в виду, прежде всего, взаимодействие в пограничной сфере. Это, должен обратить внимание, беспокоит не только Россию, но и наших партнеров и в Западной Европе, и в Северной Америке. Это крупная международная проблема, и нужно, конечно, ее решать сообща. По линии МИДа должны быть предприняты необходимые шаги по этому направлению. Мы должны ясно понимать, на что мы можем рассчитывать в работе с нашими партнерами, особенно в Средней Азии.

В заключение хочу подчеркнуть: в борьбе с наркоугрозой нужна не только наступательная тактика, но и точный расчет, системные действенные решения.

Уверен, вы хорошо осознаете всю степень ответственности, которая лежит сегодня на системе органов по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ, на каждом звене ведомства, на каждом сотруднике. Задача крайне важная. И я действительно искренне, от всего сердца желаю вам успехов. Страна ждет от Вас результатов".

Заключительное слово Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина на Коллегии Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

"Уважаемые коллеги, в заключение первой части нашей совместной работы мне хотелось бы обратить внимание – в той или иной степени это сейчас прозвучало в выступлениях наших коллег, но я бы все-таки еще раз напомнил, – в связи с чем или, точнее, почему мы столкнулись с такой крупномасштабной проблемой, с которой мы имеем дело сегодня.

Действительно, после распада Советского Союза у нас отсутствовали и до сих пор еще отсутствуют полноценные границы на Юге страны, не было должного понимания опасности наркоугрозы, обострились политические процессы, резко ухудшилось социально-экономическое положение основной массы нашего народа. Мы жили, по сути, от кризиса к кризису. И в общественном сознании, и в государственных приоритетах на первое место вышли другие проблемы. Может быть, тогда это было обоснованным: когда у нас все трещало по швам, о наркотиках мало кто думал.

А между тем за 10 лет наркобизнес освоил практически всю территорию Российской Федерации. И только спустя 10-12 лет мы осознали масштабы этой угрозы. Именно поэтому было принято беспрецедентное, по сути, решение о создании вашей службы, крупнейшей в своем роде в мире. Другая сопоставимая служба – это американская, где работает около 10 тысяч человек личного состава.

В России создана независимая федеральная структура численностью 40 тысяч человек. Сделано это не случайно – сделано это для того, чтобы не просто наладить работу в сфере борьбы с наркоугрозой, а переломить ситуацию.

Вы знаете, что сейчас в сфере социального, экономического развития перед страной стоят крупные, серьезные задачи. Уверен, что мы с ними справимся. Одна из них – всем уже хорошо известная, я уже об этом говорил многократно, не единственная, но одна из важных – борьба с бедностью. Но мы с вами не можем позволить, чтобы реализация этой задачи способствовала расширению рынка сбыта для наркодельцов. И, думаю, что все те, кто находится в зале, уже давно стали профессионалами, кто-то становится еще профессионалами, и мы с вами понимаем, что рынок – это не просто территория, рынок – это финансовые возможности потребителя. В данном случае – весьма специфического. Неслучайно в Ханты-Мансийском округе – казалось бы, где Ханты-Мансийский округ, – сегодня больше всего наркозависимых людей.

Поэтому еще раз повторяю: одна из задач, важнейших задач социально-экономической сферы – борьба с бедностью – не должна создавать рынка сбыта для наркоторговцев. И для того чтобы этого не произошло, вы должны работать на полную катушку.

Еще раз хочу подчеркнуть, это было сделано не случайно – создана такая мощная независимая федеральная служба. Именно независимая, потому что она полноценная, со всем набором инструментов борьбы с криминалитетом. Мы пошли на это сознательно, имея в виду и те обстоятельства, которые сопровождают преступный наркобизнес, в том числе и коррупцию, и органы власти, управления, и в правоохранительной сфере. Я хотел, чтобы вы были самостоятельными, независимыми и самодостаточными, чтобы у вас был весь набор оперативных возможностей. У вас 20 тысяч оперативных сотрудников. Это мощный кулак.

Разумеется, вам трудно будет решить задачу без поддержки общественности, региональных властей, поэтому мы сейчас договорились с Виктором Васильевичем Черкесовым – обязательно обсудим этот вопрос в комплексе и на Президиуме Госсовета, а может быть, и на встрече со всеми руководителями регионов Российской Федерации на Госсовете, чтобы придать дополнительный импульс этой работе. Но прежде всего результаты зависят от вас.

В своем выступлении я неслучайно сказал, что не руководство страны ждет от вас каких-то результатов, я сознательно сказал: "Страна ждет от вас результата вашей работы". Нужно переломить ситуацию. И я искренне желаю вам успехов".

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования