Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Международная конференция "Альтернативы политике снижения вреда"

18 июля 2005

20 мая нынешнего года по инициативе комиссии сейма Литвы по предупреждению наркозависимости была организована и проведена Международная конференция "Альтернативы политике снижения вреда", в ходе проведения которой сторонники программ "снижения вреда" от наркотиков получили решительный отпор от законодательной власти Литвы. Мы хотим предложить вашему вниманию выступление председателя комиссии сейма Литвы по предупреждению наркозависимости Рамуне Висоцките, а также познакомить вас с текстом резолюции, принятой по итогам работы данной Международной конференции.

Уважаемые участники международной конференции!

Приходя в этот мир, мы ничего не приносим с собой. Мы – маленькие, слабые, беззащитные и, чтобы выжить, чрезвычайно важно, в какой среде мы будем расти, кто и как о нас позаботится и будет нас опекать.

Рождаясь, мы приобретаем право на три божественные благодетели: Веру, Надежду и Любовь.

Любовь.

Любовь близких нас согревает, охраняет и защищает от всяких невзгод и опасностей.

В семье, как в маленьком государстве, родители становятся воспитателями своих детей. Они охраняют и защищают своих отпрысков, передают им традиции семьи и народа, прививают человеческие ценности и готовят к становлению полноправными членами общества и общины.

Однако реальность бывает несколько иной. В Литве все больше асоциальных семей, в которых воспитываются дети. Алкоголиками, наркоманами становятся все более молодые люди. А есть еще осужденные, которыми становятся тоже все молодые, их средний возраст достигает всего 24 лет. За прошлый год только краж было совершено свыше 53 тысяч.

Следовательно, среда, в которой растет молодежь, – неблагоприятна.

И что происходит с теми, кто не получают Любви ближнего? Одиночество, неумение справиться с переживаниями, неумение справиться с негативными эмоциями, неумение преодолеть психологические проблемы, избавиться от своих комплексов, желание убежать от повседневности, желание забыть о своих проблемах, ну и, наконец, – любознательность, нежелание выделяться из круга друзей. Все эти причины, приведшие к наркотикам, называют сами наркоманы.

Наркотики.

Они ждут у магазинов, в местах развлечений, в кругу друзей, у ворот школы. Купить их можно так же легко, как и хлеб. Это – тоже исповеди наркоманов.

В Литве программа "снижения вреда" проводится уже 10 лет. Сейчас 459 наркоманов получают синтетический наркотик – метадон. Следует отметить, что бесплатно метадон получают только платежеспособные, зарегистрированные на бирже труда или социально застрахованные наркоманы. Около 300 наркоманов имеют возможность лечиться в центрах реабилитации. И это все, что может предложить сегодня государство. Еще раздают шприцы.

То, что предлагаем наркоманам, – все ли взвешено и по Любви?

Не знаю, так как в первый раз за десять лет по заказу Всемирной организации здравоохранения было проведено предварительное исследование, в котором Литву приравнивают к Индонезии и Таиланду, хотя у нас разное вероисповедание, культура, разный уровень экономического развития и даже живем на разных континентах.

Оставим исследования для последующих оценок. Меня удивляют люди "пограничья", как называют применяющих в Литве метадон, их выносливость. В Литве эти люди "пограничья" переносят дозу метадона от 15 до 100 мг, тогда когда у таиландца голова кружится уже от 5 мг. Чем вам не выносливый северный народ?

Вера побудила углубиться в эту проблему, вера в человека, в его силу, в его разум, в то, что человек – мыслящее существо. Он созидает мир, а не мир – его.

Государство, восстановившее Независимость, все внимание уделило ее укреплению. Может, и не достаточно внимания уделило распространению наркомании, может, прозевало, может, и неадекватно реагировало на эту ситуацию, ставшую проблемой национальной безопасности.

В 2001 году в Литве уже полностью действовало пять Центров лечения болезней зависимости. Один из них – в Вильнюсе. Однако мэр столицы попросил, а министр здравоохранения щедро согласился в еще восьми центрах психического здоровья города Вильнюс открыть пункты раздачи метадона.

Возросла ли от этого наша безопасность? Стало ли меньше наркоманов? Много ли наркоманов вылечились в результате заместительной терапии? Не знаю. Таких данных у Комиссии Сейма по превенции наркомании нет, как нет и данных о точном количестве наркоманов?

Статистика безжалостна. В 1997 году Литве необходимо было 6 кг метадона. Начиная с 1998 года Литве ежегодно уже необходимо по 10 кг метадона и о такой потребности мы ежегодно заявляем Международному комитету ООН по контролю над наркотиками. Следовательно, количество наркоманов возросло и сильно.

А есть еще другие наркотические и психотропные лекарства, которые за год мы импортируем в Литву и съедаем. Напр., в 2002 году – свыше 700 кг, в 2003 году – свыше 900 кг.

Мы должны верить, что государство найдет самые лучшие способы решения проблемы, а именно – как выйти из этой сложной ситуации. Мы должны верить в то, что мы не одиноки и не первые, кто решает эти сложные проблемы. Этот путь прошли Швеция, Америка, Китай, Норвегия и другие богатые и менее богатые страны. Можем перенять самый лучший опыт борьбы с наркоманией и лечения наркоманов, только надо верить в успех.

Не верьте, когда нам объясняют, что это – борьба с ветряными мельницами. Ведь бывают и безветренные дни.

Не важно, что проблема невидима. Атом тоже невидим, но в его действии никто не сомневается.

Не надо терять Надежды. Разве мы позволим одурманенному третьекласснику или одиннадцатикласснику принимать свои решения, которые позже могут предрешить будущее всех нас? Их нельзя винить. Они – наши дети. Дети нашего общества, общины. Может быть, лишенные любви, тепла близких, потерявшие веру. А, может быть, они потеряли веру по вине взрослых?

Разве их требование: "я хочу кайфа", – это все, чего мы от них ждем? И больше ничего? Будем только расширять систему пунктов раздачи наркотиков?

А на что тогда последовательная позиция Сейма, выраженная в двух резолюциях Сейма и изложенная в этом году в позиции Литвы Парламенту Европейского Союза, в которой Сейм выступает принципиально против попыток легализации наркотиков и против политики, поощряющей распространение наркомании?

Станем ли мы заложниками молодых людей и останемся лишь распространителями наркотиков?

А, может, веря в человека, который живет один раз, необходимо бороться до конца. Бороться и не сдаваться до тех пор, пока он сам не поверит, станет доверять и начнет очищать свое тело от наркотиков, а потом начнет лечить и свою душу.

Поэтому остается надежда, ради которой я и хочу работать. Приглашаю и вас. Давайте, будем обсуждать, размышлять и не будем равнодушными. Не оставим "на пограничье" живущих рядом с нами и их семей.

Многое еще остается неясным, поэтому у меня есть вопросы:

  1. Почему в Литве был начат эксперимент и почему он продолжается 10 лет, хотя никакие законы Сейма этого не регламентируют?

  2. Почему во время эксперимента в 8 раз выросло количество наркоманов, а эксперимент не был закрыт?

  3. Почему только 459 наркоманов бесплатно получают метадон, а остальные брошены на произвол судьбы?

  4. Прочему мы не знаем точного количества наркоманов, хотя сосчитали не посещающих школу и даже коров?

  5. Почему не знаем, сколько наркоманов ежегодно заканчивают жизнь самоубийством или умирают от передозировки наркотиков?

Еще долго можно спрашивать "почему". Спрашивайте и вы, давайте все будем искать ответы и решения, но не будем забывать о самом большом богатстве – человеке, который живет один раз.

У него есть право быть любимым. Давайте верить в него. И пусть у него, как и у нас, надежда умирает последней".

Председатель комиссии сейма Литвы
по предупреждению наркозависимости
Рамуне Висоцките

Резолюция Международной конференции
"Альтернативы политике снижения вреда"
20 мая 2005 г., Вильнюс (Сейм Литовской Республики)

Конференция,

  • прослушав доклады международных и литовских экспертов, а также представителей литовских организаций, работающих в области профилактики наркомании,

  • учитывая опыт международных организаций, работающих в области профилактики наркомании, и их негативную оценку программ так называемого снижения вреда, как программы по обмену шприцев/игл для наркоманов и заместительная или поддерживающая терапия с использованием наркотиков (например, метадон или субутекс), а также другие программы, делающие возможным укоренение наркокультуры и легализацию наркотиков в Литве,

  • обсудив альтернативы, предложенные международными экспертами – методы и программы,

  • приняв во внимание резолюцию заседания Сейма Литовской Республики от 18 марта 2003 г., твердо выступающего против попыток легализовать наркотики и политики, позволяющей дальнейшее распространение наркотиков,

  • оценив масштабы опасности от распространения наркотиков для национальной безопасности Литвы и соседствующих стран,

  • помня предложения конференции ООН 1961 года странам, в которых наркозависимость является серьезной проблемой и которых нет стабильной антинаркотической политики, обеспечить свободное от наркотиков лечение наркозависимых в больницах,

  • обращая внимание на тот факт, что во время 48-го заседания комиссии ООН по наркотикам, состоявшейся 7-14 апреля 2005 года, даже упоминание программ "снижения вреда" не могло появиться в резолюциях, т.к. комиссия считает подобные программы не способными продуктивно бороться с наркотиками,

Предлагает:

  • Группе экспертов, назначенных Комиссией по противодействию наркозависимости Сейма Литвы изучить различные программы снижения вреда и другие альтернативные программы, которые обсуждались на конференции, и определить способы применения альтернативных программ в Литве;
    найти способы постепенного замещения программ, ассоциируемых с дальнейшей легализаций различных форм потребления наркотиков, другими программами, не ассоциируемыми с потреблением наркотиков

  • Сейму Литовской Республики одобрить государственную стратегию и политику в области контроля за наркотиками и противодействия наркозависимости, которые признают альтернативные методы лечения и программы "снижения вреда" не снижающими опасности распространения наркотиков и спроса на них, и которые следуют следующим принципам:

    – Литовская Республика, осуществляя Единую Конвенцию ООН по наркотикам 1961 года; Конвенцию ООН по психотропным веществам 1971 года; Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, ратифицированных Литовской Республикой, а также Резолюцию Сейма Литвы 2002 года по противодействию наркозависимости в Литве, наряду с Резолюцией Сейма Литвы 2003 года по контролю за наркотиками,

Решает, что:

  1. Приоритеты государственной политики – это снижение предложения/спроса на наркотики, которые заключают в себя первичную профилактику, раннюю диагностику и контроль за ситуацией в школах и семьях, также противодействие незаконному распространению наркотиков и психотропных веществ, а также свободное от наркотиков лечение наркозависимых;

  2. Государство должно придерживаться стратегии противодействия легализации наркотиков, любых теорий, стратегий и акций, стимулирующих, облегчающих, делающих возможным или способствующих каким-либо способом распространению наркотиков и психотропных веществ;

  3. Принимая во внимание усугубляющие факторы распространения преступности, предвиденных Конвенцией ООН 1988 года, Государство должно ужесточить административную и уголовную ответственность за акции, связанные с производством, распространением и потреблением или побуждением кого-либо к потреблению наркотиков и психотропных веществ.

    Для лиц, совершивших данные преступления, за исключением лиц, потребляющих наркотики и психотропные вещества, применить конфискацию имущества, при этом не применять освобождение от криминальной ответственности и наказания;

  4. Учреждение специальных судов (судей) для дел, связанных с производством, распространением и потреблением или побуждением кого-либо к потреблению наркотиков и психотропных веществ.

  5. Государство Литвы считает наркозависимость болезнью, Государство берет на себя ответственность за предоставления адекватных условий тем, кто желает вылечиться от этой зависимости;

  6. Программы принудительного медицинского и социального контроля применяются к детям, незаконно потребляющим наркотики и психотропные вещества, в то время как лечение и принудительная социальная реабилитация для зависимых от наркотиков и психотропных веществ оплачивается бюджетом Литвы;

  7. Регулярный анализ нормативных документов, связанных с контролем за наркотиками и психотропными веществами, действиями государственными чиновниками, ответственными за контроль за наркотиками на различных государственных уровнях, а также общественных организаций, работающих в этой области, осуществляется с целью противодействовать возможным коррупционным действиям и приостановить попытки либерализации антинаркотической политики в Литве;

  8. Государство поддерживает некоммерческие организации, осуществляющие программы профилактики наркозависимости и программы просвещения общественности в вопросах вреда, наносимого наркотиками.

Резолюция Конференции была единодушно принята ее участниками.

По материалам источников: ECAD

ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования