Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

"Главная задача ECAD – противодействовать легализации наркотиков"

04 мая 2006

Вашему вниманию предлагается выступление председателя постоянной комиссии по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Аркадия Григорьевича Крамарева, прозвучавшее на открытии общероссийской конференции "Пять лет ECAD в России: результаты и перспективы".

"Я не хочу характеризовать каким-то образом наркоситуацию в стране, так как при этом не обойтись без цифр, а на их точность и достоверность пока трудно положиться.

По-моему, всем здесь присутствующим ясно, что ситуация очень тяжелая и наркомания является одной из самых опасных язв, терзающих наше усталое отечество. Детали и подробности процесса могут полно и красочно обрисовать присутствующие здесь сотрудники правоохранительных органов. Позвольте сразу перейти к политико-юридической составляющей явления.

О государственной политике в этой сфере можно говорить со времен царской России. Однако время и место позволяют лишь кратко упомянуть о самых основных вехах и проблемах.

Можно говорить о ней и с 1974 года. В это время было принято сильное политическое решение – Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с наркоманией". Указ был реальным проявлением государственной политической воли и стал политической основой для формирования на практике механизма согласованной работы исполнительных органов и судебной власти, милиции и здравоохранения.

Позже на его основе были приняты десятки межведомственных нормативно-правовых актов, подписанных одновременно руководителями нескольких министерств. Они обеспечивали правовую основу для координации усилий государственных структур и, поверьте, она (координация) была на достаточно высоком уровне. Прошу обратить внимание на то, что уровень наркомании в стране в 1974 г. был на порядок ниже современного. Наркотиков в школах, как это бывает теперь, никто и представить не мог. Тем не менее, здравый смысл в основе антинаркотической политики в течение десятилетий сдерживал волну.

Однако поскольку наша конференция посвящена пятилетию ECAD в России, а главная задача ECAD – противодействовать легализации наркотиков, мы кратко рассмотрим антинаркотическую политику с того времени, когда шаг в сторону легализации наркотиков был сделан в России.

В связи с этим определим понятие "легализации". Под легализацией наркотиков мы понимаем – изменение законов о наркотических средствах и психотропных веществах с целью разрешения торговли ими как обычными товарами и разрешения их использования в качестве опьяняющих веществ.

Здесь надо заметить, что на практике может существовать "скрытая легализация" – когда антинаркотические законы есть, но их нормы массово нарушаются, а адекватной реакции соответствующих органов государства не наступает. Сегодня в России такая ситуация сложилась с нормами Административного Кодекса Российской Федерации, запрещающими потребление наркотиков в немедицинских целях. Эта недопустимая ситуация, но что делается для ее преодоления в каждом субъекте федерации, не очень ясно.

Надеюсь, что сегодня у нас состоится открытое и серьезное обсуждение этой проблемы. Прошу всех принять участие в обсуждении проблемы борьбы со "скрытой легализацией" наркотиков, а имеющих конкретные предложения по входу из этой ситуации прошу выступить. Считаю важнейшей задачей конференции дать ответ на вопрос: "Что конкретно изменить надо в области координации, нормативно-правового и организационного обеспечения государственной антинаркотической политики, чтобы уменьшить масштабы скрытой легализации наркотиков в каждом субъекте России, в каждом городе?".

Напомню, что первая попытка легализации наркотиков была успешно выполнена в России в самом начале 90-х. Осуществить её позволили те политические процессы, которые происходили в России. Либерализация наркополитики во многих городах Западной Европе в то время, также оказала на российских политиков соответствующее воздействие.

Напомню, что в 1990 году во Франкфурте либеральные политики ряда европейских городов (ECAD тогда еще и не существовал) приняли резолюцию, фактически призывающую к легализации наркотиков. Её основной смысл – признать, что "война с наркотиками проиграна" – и соответственно, изменить стратегию действия. Вместо определенной антинаркотическими Конвенциями ООН цели "снижения спроса" на наркотики, Франкфуртская резолюция призвала действовать в направлении "снижения вреда" от незаконного потребления наркотических средств.

Вероятно поэтому, во всяком случае, именно в это время в России была совершена грубейшая ошибка в области антинаркотической политики. На самом высоком уровне были приняты документы, в которых потребление наркотиков было приравнено к естественным правам человека. Соответственно произошла декриминализация законодательства, то есть исключили статьи, предусматривающие ответственность за немедицинское потребление наркотиков из Административного Кодекса РФ (ст.44) и из Уголовного Кодекса РФ (ст.224/3).

Наша молодая, а следовательно незрелая, подражательная демократия предложила нам это все как решительный шаг по пути её дальнейшего развития. Шлюзы были открыты и грязная волна наркомании, связанных с ней преступлений, захлестнула страну, принося смерть и несчастья сотням тысяч, если не миллионам людей.

Нам надо решить, наконец, относятся ли к незыблемым правам Человека такие сомнительные духовные ценности как право на порнографию, крикливую, наглую и агрессивную рекламу сексуальных меньшинств, и в том числе право наркомана на бесплатные за счет налогоплательщиков дозы и шприцы, право того же наркомана на растление окружающих, заражение их СПИДом, снижение жизненного уровня, генетическое вырождение?

Чтобы не повторить этой ошибки в будущем, российское общество, политическая элита страны не имеют права забыть это. Поэтому, прошу иметь это в виду, обсуждая завтра предложенный российским ECAD проект новой Концепции системы государственной антинаркотической политики в Российской Федерации. Очень важно, что в проекте новой Концепции об этом четко сказано. Прошу Вас это поддержать в своих выступлениях.

Но вернемся к Европе. В 1994 году в Швеции происходит консолидация противников легализации, сторонников антинаркотических конвенций ООН 1961, 1971 и 1988 годов. На конференции мэров европейских городов в Стокгольме принимается Стокгольмская декларация 1994 года. Этот год стал годом рождения международной общественной некоммерческой организации "Европейские города против наркотиков (ECAD)". Первоначально ECAD возник как объединение 24 городов Европы и в этом из РФ приняли участие только Москва, Санкт-Петербург и Калининград, подписавшие Стокгольмскую декларацию.

Однако в России (начавшей строить демократическое общество) с 1994 года еще почти 10 лет будут успешно действовать политические силы, заинтересованные в расширении наркорынка путем смягчения антинаркотических запретов, то есть путем "легализации" наркотиков.

До 2003 года, то есть фактически до создания Комитета Госнаркоконтроля Российской Федерации, действиям легализаторов наркотиков, если не считать ECAD, в стране вообще не было оппонентов и поэтому идея легализации запрещенных наркотиков в России за последние 15 лет приобрела многочисленных сторонников.

Давайте рассмотрим какое противодействие этому негативному политическому процессу в России пыталась оказать международная некоммерческая общественная организация мэров европейских городов "Европейские города против наркотиков (ECAD)". Это позволит нам, и оценить результаты и увидеть перспективы.

Однако сам факт проведения сегодня этой конференции говорит о многом. Отмечу только те российские города и муниципальные образования, представители которых участвуют в нашей конференции и находятся в этом зале. Это – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермь, Казань, Ставрополь, Великий Новгород, Вологда и другие. Спасибо Вам.

Отмечу основные моменты того, как начинал свою работу ECAD в России, что удалось сделать за это время:

  • в Санкт-Петербурге начинает работать официальный представитель ECADГеоргий Васильевич Зазулин, а членом Правления ECAD от Санкт-Петербурга губернатор Санкт-Петербурга назначает депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга – А. Г. Крамарева;

  • чтобы передать политическую атмосферу того времени, напомню, в октябре 2001 года Совет Безопасности Российской Федерации принял решение, которое призвало субъекты федераций создать отделы по организации профилактической работы в области наркотизации населения, отделы способные управлять, координировать антинаркотическую работу всех территориальных структур. Мы тщательно изучили этот вопрос и можем с уверенностью сказать, что ни один субъект Северо-Запада (да вообще России) практически никак не отреагировал на это решение Совета Безопасности, так как оно носило рекомендательный характер. В этих условиях надо было как-то начинать действовать. Поэтому правление ECAD уменьшает размер годового членского взноса в 10 раз по сравнению с тем, которые платят европейские города, стало искать партнера. Нужен был сильный союзник и им стал Санкт-Петербургский государственный университет;

  • ректор Санкт-Петербургского Государственного университета Людмила Алексеевна Вербицкая раньше других осознает реальность наркоугрозы и помогает поднять технологию борьбы с легализацией наркотиков на политический уровень, открыв в университете совместно с международной общественной некоммерческой организацией "Европейские города против наркотиков" Международный центр антинаркотической политики (Центр СПбГУ/ECAD);

  • в 2002 году был открыт филиал ECAD в России в лице Санкт-Петербургской региональной общественной организации "Город против наркотиков";

  • это позволило инициировать международные антинаркотические проекты. Так с 2002 по 2004 годы на базе международного Центра антинаркотической политики СПбГУ/ECAD был осуществлен международный проект "Развитие антинаркотических стратегий в Северо-Западном федеральном округе". В рамках проекта было проведено 14 международных семинаров, исследующих проблему наркотиков с позиции междисциплинарного подхода. Материалы этих семинаров легли в основу специальных учебных дисциплин магистерской программы "наркоконфликтология". Руководителями программы стали заведующий кафедрой конфликтологии, доктор политических наук, профессор Александр Стребков и представитель ECAD в России Георгий Зазулин;

  • уже в 2003 году на кафедре конфликтологии философского факультета СПбГУ была начата подготовка студентов в области антинаркотической политики и управления по магистерской программе "Наркоконфликтология".

Активная деятельность ECAD в России привлекла внимание преданных делу специалистов Администраций многих российских городов, обеспокоенных беспрецедентным ростом числа наркоманов. Благодаря их усилиям, начиная с 2000 года, более 40 российских городов и муниципальных образований политически определились по отношению к идее легализации наркотиков и стали членами ECAD, подписав Стокгольмскую Декларацию 1994 года и приняты в той или иной мере участие в работе этой организации. Безусловно, жесткая позиция общественности, предложенная и пропагандируемая ECAD, определила и направление политики на противодействие легализации наркотиков.

Создание российской "ветви" ECAD позволило организовать непосредственный обмен отечественным опытом борьбы с наркотиками между российскими городами-членами ECAD, как путем участия представителей городских администраций в наших семинарах, так и путем размещения информации об удачных проектах на отечественном вебсайте www.ecad.ru, а также вплотную подготовиться к выполнению государственного заказа по целевой подготовке в высшей школе специалистов в области антинаркотического управления по новой магистерской программе, в основу которой положен конфликтный подход. Эта программа разработана ECAD в содружестве со многими петербургскими учеными и называется она "наркоконфликтология".

В июне 2005 года в СПбГУ состоялся первый выпуск в России 6 молодых специалистов, которые получили дипломы магистров конфликтологии, обучение которых, включая выполнение магистерской диссертации, впервые осуществлялось по программе наркоконфликтология. Значение данного опыта трудно переоценить, важно чтобы руководители органов государственной власти поняли, какую возможность они упускают, не готовя для себя на контрактной основе молодых специалистов в соответствии с и требованиями жизни и сложности проблемы.

При разработке Концепции антинаркотической политики нам предстоит учесть ряд проблем, уже определившихся при проведении мероприятий ECAD в России.

Еще в 2001 году Парламентские слушания Государственной Думы Российской Федерации определили, что Концепция государственной политики по контролю за наркотиками 1993 года осталась нереализованной, а кроме того утратила силу, морально устарела в связи с изменением наркотической ситуации. Поэтому одной из причин низкой эффективности государственной антинаркотической деятельности является отсутствие в стране консенсуса, идеологии, разделяемой большинством населения.

Прошло 5 лет. Ни у одного из государственных органов не обнаружилось сил, воли и ответственности на разработку новой стратегии в борьбе с опаснейшем явлением.

Руководитель департамента ФСКН Костенников Дмитрий Вячеславович сообщил нам:

  • Что Минздравсоцразвития и ФСКН в настоящее время готовят для рассмотрения в Правительстве комплексный нормативно-правовой акт по внесению необходимых изменений в закон о наркотических средствах и другие законодательные акты в этом направлении;

  • Что ФСКН разработан перспективный план мероприятий по совершенствованию нормативно-правовой базы, который будет представлен в правительство РФ на утверждение. Это около десятка нормативных актов, которые заполнят пробелы в правовом регулировании этой сферы.

Очень полезное, давно назревшее направление действий. Хочется пожелать им удачи, но только без принятой Концепции, определяющей баланс ограничения прав индивида и наличия прав государства на такое ограничение, существует риск создать эклектичную и внутренне противоречивую систему.

Во время проводимых ECAD мероприятий неоднократно отмечались отсутствие должной координации, слабое взаимодействие всех участников процесса, в том числе государственных органов, осуществляющих антинаркотическую политику и конкретные действия по борьбе с наркомафией.

Дело дошло до перестрелки между оперативниками ФСКН и УБОП, что случилось недавно в Нижнем Новгороде из-за несогласованности действий по задержанию наркоторговцев.

Формально организация взаимодействия по всем действиям в области противодействия незаконному обороту наркотиков возложена на ФСКН, однако должные полномочия для реализации этой обязанности ФСКН не предоставлены.

Наш глубоко уважаемый депутат Государственной Думы Российской Федерации Иванова Валентина Николаевна предлагает восстановить правительственную комиссию, которая решала этот вопрос до 2004 года. Однако возникает вопрос, зачем возрождать структуру, которая не только не снизила уровень наркомании, но и распалась сама?

Более практичным представляется предложение заместителя председателя Комитета Государственной Думы по безопасности Ковалева Николая Дмитриевича о создании Комиссии при администрации Президента Российской Федерации. Лишь власть Президента Российской Федерации в состоянии свести все концы с концами.

Время и место не дают мне возможности рассмотреть все возникающие проблемы антинаркотической политики. Георгий Васильевич Зазулин лишь при первом приближении изложил их в 28 пунктах. Некоторые из них очень своеобразны, например, прямая и скрытая реклама наркотиков в СМИ, выступлениях наших эстрадных звезд.

Обилие проблем может быть компенсировано лишь обилием выступающих на нашей конференции. Моё же время истекло, я и так нарушил регламент. Благодарю вас за внимание".

ECAD

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования