Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

К вопросу о профилактике наркомании среди воспитанников интернатных учреждений

19 января 2007 :: И. А. Бобылева, НИИ семьи и воспитания Воронежский государственный педагогический университет

Мы продолжаем публиковать наиболее интересные материалы межрегиональной научно-практической конференции "Общество против наркотиков". В предлагаемой вашему вниманию статье И. А. Бобылевой анализируются основные проблемы профилактики наркомании в условиях интернатных учреждений.

Центральное место в профилактике употребления наркотических средств должно принадлежать работе с группами риска. Это понятие означает риск для человека оказаться жертвой наркотиков. Безусловно, к группе риска принадлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Дети, воспитывающиеся вне семьи, не реализуют свои основные потребности, особенно это касается потребности в любви и признании. Блокирование основных потребностей – это один из факторов, определяющих формирование отклоняющегося поведения, в том числе склонности к наркотикам.

Другой фактор – семейная предрасположенность к зависимому поведению. Значительная часть детей, оставшихся без попечения родителей, вышли из семей алкоголиков и наркоманов. Они перегружены негативным жизненным опытом, демонстрируют те же модели поведения, что и их родители, усваивая систему их ценностей, и не имея примера социально-позитивных моделей поведения. В условиях интернатного учреждения срабатывает феномен "отчуждения своего опыта". Взрослый не становится для ребенка источником жизненного смысла. Воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей. Поэтому "передаваемые" ими знания и образцы поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального субъективного отклика.

Ведущая роль в формировании зависимости принадлежит психической травме, особенно в первые два года жизни. Травма может быть связана с утратой матери или ее неспособностью удовлетворять потребности ребенка, с жестоким обращением родителей с ребенком. Сироты, пережившие психические травмы в раннем детстве, имеют существенно больший риск стать зависимыми. Травму можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению "небезопасности" и ожиданию неприятностей. Эта особенность зависимых людей обозначается как низкая аффективная толерантность. Такие люди не умеют заботиться о себе и нуждаются в ком-то (чем-то), кто помог бы им справиться со своими переживаниями. Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям.

Ситуация лишения родительского попечения приводит к формированию у ребенка субъективных ощущений брошенности, никому ненужности, никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя; трудностям развития субъективного самопринятия. Анализ психических особенностей воспитанников интернатных учреждений позволяет говорить об их индивидуально-типологической ранимости. Часто их характеризует повышенная чувствительность к внешним воздействиям, резкие перепады настроения, импульсивность, низкая адаптивность, склонность к соматизации.

Психологическую предрасположенность воспитанников интернатных учреждений к отклоняющемуся поведению определяют нарушения саморегуляции личности. Это находит выражение в преобладании у социальных сирот негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, вины, отчаяния, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; непонимании своих переживаний, неумение их сформулировать в словах; неспособности открыто выражать свои чувства, неумении отстаивать свои интересы; непродуктивных способах совладания со стрессом (уход, отрицание, изоляция); неумении ставить цели и их реализовывать; заниженной самооценке; проблемах самоидентичности; отклонении индивидуальных ценностей от социальных норм и правил; отсутствии смысла жизни.

Наличие ресурсов личности, ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей (духовность, здоровье, общительность, активность, интеллект, целеустремленность, высшие чувства, творчество, профессиональная квалификация, дело, личностные отношения, жизненный опыт) обеспечивает устойчивость личности к отклоняющемуся поведению, определяет способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означает дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью. В отношении детей, воспитывающихся не в семье, можно говорить о низких ресурсах личности. Они испытывают дефицит социально-поддерживающих систем. Прежде всего, это обусловлено отсутствием родительской семьи, родственных связей.

Фактором, способствующим формированию отклоняющегося поведения у воспитанников интернатных учреждений, является расхождение между идеальным и реальным образом их родителей. В ситуации актуализации в сознании образа родителей поведение детей-сирот меняется: снижается ответственность за свои действия, возрастает внешняя агрессивность, снижается желание вести себя согласно групповым стандартам, происходит "застревание" в стрессовой ситуации.

Социально-психологическими условиями, запускающими и поддерживающими отклоняющееся поведение для детей, воспитывающихся не в семье, являются состояние социально-психологической дезадаптации, состояние фрустрации жизненно важных потребностей, научение в референтной группе, давление со стороны.

Интернатное учреждение как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно: возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль над их усвоением; влиянием на уровень притязаний и самооценку; свободным доступом к частной жизни подростка для анализа и контроля ситуации; возможностью привлечения специалистов по профилактике.

Грамотная позиция в отношении профилактики наркомании в условиях интернатного учреждения требует разработки и реализации специальной целевой программы. Общая логика построения целевой программы предполагает: формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков; разработку и принятие программы, целью которой является создание в учреждении условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства воспитанников; выделение специальных групп, активно действующих в рамках программы, координирующих программу и оценивающих ее эффективность.

Структура программы должна включать следующие компоненты: действия, направленные на среду жизнедеятельности в целом: распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами; формирование у воспитанников негативного отношения к возможности употребления наркотиков; развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках; тренинг общения; тренинг умения "Сказать наркотику: "Нет!"; изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде и др. действия, направленные на детей "группы риска": создание индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам; действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков: содержанием этого компонента является адресная помощь попавшим в беду. Это сфера действия профессионально компетентных лиц. Педагогическая позиция работников интернатных учреждений может быть связана с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать педагоги, воспитатели.

В заключение подчеркнем, что человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он способен адекватно выражать свои чувства; воспринимать жизнь такой, какая она есть; способен поддерживать здоровые отношения с другими и может позаботиться о себе; умеет ставить цели и добиваться их реализации; способен к творчеству и увлечен делом. Именно эти направления должны стать основными задачами при решении проблемы предупреждения наркомании среди детей, воспитывающихся вне семьи.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования