К вопросу о профилактике наркомании среди воспитанников интернатных учреждений 19 января 2007 :: И. А. Бобылева, НИИ семьи и воспитания Воронежский государственный педагогический университет Мы продолжаем публиковать наиболее интересные материалы межрегиональной научно-практической конференции "Общество против наркотиков". В предлагаемой вашему вниманию статье И. А. Бобылевой анализируются основные проблемы профилактики наркомании в условиях интернатных учреждений. Центральное место в профилактике употребления наркотических средств должно принадлежать работе с группами риска. Это понятие означает риск для человека оказаться жертвой наркотиков. Безусловно, к группе риска принадлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети, воспитывающиеся вне семьи, не реализуют свои основные потребности, особенно это касается потребности в любви и признании. Блокирование основных потребностей – это один из факторов, определяющих формирование отклоняющегося поведения, в том числе склонности к наркотикам. Другой фактор – семейная предрасположенность к зависимому поведению. Значительная часть детей, оставшихся без попечения родителей, вышли из семей алкоголиков и наркоманов. Они перегружены негативным жизненным опытом, демонстрируют те же модели поведения, что и их родители, усваивая систему их ценностей, и не имея примера социально-позитивных моделей поведения. В условиях интернатного учреждения срабатывает феномен "отчуждения своего опыта". Взрослый не становится для ребенка источником жизненного смысла. Воспитатели остаются лишь носителями знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний, но не порождают собственных стремлений и осознанных переживаний у детей. Поэтому "передаваемые" ими знания и образцы поведения чаще всего остаются формальными, отчужденными и не вызывают эмоционального субъективного отклика. Ведущая роль в формировании зависимости принадлежит психической травме, особенно в первые два года жизни. Травма может быть связана с утратой матери или ее неспособностью удовлетворять потребности ребенка, с жестоким обращением родителей с ребенком. Сироты, пережившие психические травмы в раннем детстве, имеют существенно больший риск стать зависимыми. Травму можно обнаружить по страху перед любыми аффектами, неспособности их переносить, ощущению "небезопасности" и ожиданию неприятностей. Эта особенность зависимых людей обозначается как низкая аффективная толерантность. Такие люди не умеют заботиться о себе и нуждаются в ком-то (чем-то), кто помог бы им справиться со своими переживаниями. Вместе с тем они испытывают глубокое недоверие к людям. Ситуация лишения родительского попечения приводит к формированию у ребенка субъективных ощущений брошенности, никому ненужности, никчемности, бесполезности, отсутствию веры в себя; трудностям развития субъективного самопринятия. Анализ психических особенностей воспитанников интернатных учреждений позволяет говорить об их индивидуально-типологической ранимости. Часто их характеризует повышенная чувствительность к внешним воздействиям, резкие перепады настроения, импульсивность, низкая адаптивность, склонность к соматизации. Психологическую предрасположенность воспитанников интернатных учреждений к отклоняющемуся поведению определяют нарушения саморегуляции личности. Это находит выражение в преобладании у социальных сирот негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, вины, отчаяния, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; непонимании своих переживаний, неумение их сформулировать в словах; неспособности открыто выражать свои чувства, неумении отстаивать свои интересы; непродуктивных способах совладания со стрессом (уход, отрицание, изоляция); неумении ставить цели и их реализовывать; заниженной самооценке; проблемах самоидентичности; отклонении индивидуальных ценностей от социальных норм и правил; отсутствии смысла жизни. Наличие ресурсов личности, ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей (духовность, здоровье, общительность, активность, интеллект, целеустремленность, высшие чувства, творчество, профессиональная квалификация, дело, личностные отношения, жизненный опыт) обеспечивает устойчивость личности к отклоняющемуся поведению, определяет способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означает дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью. В отношении детей, воспитывающихся не в семье, можно говорить о низких ресурсах личности. Они испытывают дефицит социально-поддерживающих систем. Прежде всего, это обусловлено отсутствием родительской семьи, родственных связей. Фактором, способствующим формированию отклоняющегося поведения у воспитанников интернатных учреждений, является расхождение между идеальным и реальным образом их родителей. В ситуации актуализации в сознании образа родителей поведение детей-сирот меняется: снижается ответственность за свои действия, возрастает внешняя агрессивность, снижается желание вести себя согласно групповым стандартам, происходит "застревание" в стрессовой ситуации. Социально-психологическими условиями, запускающими и поддерживающими отклоняющееся поведение для детей, воспитывающихся не в семье, являются состояние социально-психологической дезадаптации, состояние фрустрации жизненно важных потребностей, научение в референтной группе, давление со стороны. Интернатное учреждение как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно: возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль над их усвоением; влиянием на уровень притязаний и самооценку; свободным доступом к частной жизни подростка для анализа и контроля ситуации; возможностью привлечения специалистов по профилактике. Грамотная позиция в отношении профилактики наркомании в условиях интернатного учреждения требует разработки и реализации специальной целевой программы. Общая логика построения целевой программы предполагает: формирование в педагогическом коллективе ценностно-смыслового единства по отношению к проблеме наркотиков; разработку и принятие программы, целью которой является создание в учреждении условий, препятствующих распространению наркотиков, становление активно отрицающей позиции по отношению к наркотикам у большинства воспитанников; выделение специальных групп, активно действующих в рамках программы, координирующих программу и оценивающих ее эффективность. Структура программы должна включать следующие компоненты: действия, направленные на среду жизнедеятельности в целом: распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами; формирование у воспитанников негативного отношения к возможности употребления наркотиков; развитие навыков критического анализа и оценки информации, получаемой о наркотиках; тренинг общения; тренинг умения "Сказать наркотику: "Нет!"; изучение основ профилактики наркомании в молодежной среде и др. действия, направленные на детей "группы риска": создание индивидуальной программы помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению склонности к наркотикам; действия, направленные на помощь детям, замеченным в употреблении наркотиков: содержанием этого компонента является адресная помощь попавшим в беду. Это сфера действия профессионально компетентных лиц. Педагогическая позиция работников интернатных учреждений может быть связана с помощью в обращении. Если сам наркоман не в состоянии осуществить необходимые шаги, то за него это могут и должны сделать педагоги, воспитатели. В заключение подчеркнем, что человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он способен адекватно выражать свои чувства; воспринимать жизнь такой, какая она есть; способен поддерживать здоровые отношения с другими и может позаботиться о себе; умеет ставить цели и добиваться их реализации; способен к творчеству и увлечен делом. Именно эти направления должны стать основными задачами при решении проблемы предупреждения наркомании среди детей, воспитывающихся вне семьи. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|