Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Актуальные вопросы противодействия наркоугрозе в медицинской среде

28 мая 2007 :: П. И. Дуганов, О. В. Каверина, УФСКН по Астраханской области

В последние месяцы в России идут активные дискуссии вокруг программ "Снижения вреда", участились случаи попыток пропаганды метадоновых программ, рядом организаций искусственно привлекается внимание общественности к теме обмена шприцев и к заместительной терапии. Вопросы реализации данной программы является частью антинаркотической политики, проводимой в стране. Проблема обмена шприцев и игл не принадлежит к чисто медицинским вопросам, несмотря, на то, что ряд организаций пытаются свести обмен инъекционного оборудования только к проблеме профилактики ВИЧ-инфекции и СПИДа.

В ряде случаев программы по профилактике СПИДа, касающиеся вопросов профилактики ВИЧ-инфекции среди потребителей инъекционных наркотиков, вступают в противоречия с концепциями по проведению профилактики наркомании среди населения регионов.

Данные ситуации возникают в тех случаях, когда на территории какой-либо области регистрируется напряженная наркоситуация, обусловленная в первую очередь активными действиями преступных наркогруппировок, заинтересованных в массовом сбыте наркотиков. Следствием их преступной деятельности является широкая распространенность наркотизма. Большое число лиц, измеряемое в десятках тысяч, вовлекаются в процессы потребления наркотиков и приобретают наркотическую зависимость. Параллельно на фоне сложной наркоситуации в регионах зачастую регистрируется спокойная картина по распространению среди населения ВИЧ-инфекции. Число ВИЧ-инфицированных больных определяется в единицах и в десятках человек. То есть при наличии наркоэпидемии эпидемия по ВИЧ-инфекции не наблюдается.

Международный опыт показывает, что в данных случаях при столкновении интересов по реализации антинаркотических и антиВИЧ-программ, приоритеты по выбору актуальных направлений работы должны быть акцентированы на борьбу с наркоагрессией, и только во вторую очередь направлены на решение проблем единичных ВИЧ-инфицированных наркоманов, находящихся на запущенных стадиях болезни.

По итогам протокола 13-й Международной конференции мэров городов, членов ECAD (июнь 2006 года, Вильнюс), в исследованиях шведских ученых, проводивших, под руководством Керстин Калл оценку эффективности программ обмена шприцев параллельно с исследованиями ВОЗ в европейских странах и США в период с 1995 года и по настоящее время, дается информация, что в последних был совершен ряд методических просчетов, которые могут послужить причиной недостоверности всех последующих научных выводов. В частности, имели место случаи сбора данных без учета рандомизации, что снижает достоверность исследования; при анализе результатов эффективности программ смешивались разнородные показатели; в один оценочный ряд вошли и города, где вообще не регистрировалась эпидемия по ВИЧ-инфекции, и те, где она была пресечена только с использованием программ "Снижения вреда", и города, в которых на фоне пиков ВИЧ-инфицирования населения при реализации программы "Снижения вреда" применялись и другие комплексные медицинские и социально-психологические программы, направленные на пресечение распространения эпидемии ВИЧ-инфекции среди населения. При оценке влияния профилактических программ на эпидемию ВИЧ-инфекции, не всегда учитывалась ее стадия (подъем, пик и ли спад).

По мнению шведских ученых, из 10 случаев применения программ обмена шприцев и игл в различных странах Европы и Америки только в 3 случаях их можно было признать эффективными. В остальных 7 случаях программы либо не имели воздействия на процессы распространения ВИЧ-инфекции среди инфицированных наркоманов, либо их эффективность была сомнительной. Результаты исследования были направлены шведскими учеными в адрес ВОЗ.

Параллельно, в последний год в медицинской среде участились случаи дискуссии вокруг метадоновых программ. Возможности включения заместительной терапии в лечебные процессы последнее время пытаются придать весомость и новизну. Однако, данная тема не нова и имеет более чем 30-летнюю историю. Она не является сугубо медицинской, и не сводится к обсуждению фармакологических эффектов от приема заместительных препаратов. Эта тема имеет широкий социальный спектр, так как с последствиями применения масштабных заместительных программ сталкиваются и правоохранительные органы и разнообразные слои общественности. В мире накоплен достаточный опыт применения заместительной терапии при лечении наркозависимости. Он сводится к следующей схеме. Вначале препараты бупренорфинового ряда вызывают интерес у представителей медицины. На реализацию программ затрачиваются финансовые средства и привлекаются людские ресурсы. Программы разворачиваются и идет их популяризация. Затем, по истечении определенного срока, как правило, нескольких лет, интерес к ним снижается, и программы сворачиваются. Остается либо ограниченное их число, либо они вообще ликвидируются. Этот процесс закономерный. Основная причина утрат интереса к заместительным программам – отсутствие у них лечебной эффективности и полное отсутствие для пациентов, их применяющих, возможности прекращения наркотизации и выхода из наркотической зависимости.

Попытки наркоманов самостоятельно прекратить прием метадона имеют эффективность, гораздо более низкую, чем при потреблении героина. Практикующим медикам известно, что психическая зависимость от метадона по интенсивности превосходит героиновую, а абстинентный синдром протекает более остро и имеет крайне выраженные негативные проявления – алгический компонент, грубые психические нарушения, расстройства всего организма.

Наркоманы, практиковавшие прием героина и метадона, и имевшие возможность сравнить эффекты от них, в массовом порядке отмечают, что перенести метадоновую абстиненцию, и преодолеть влечение к метадону гораздо сложнее чем выдержать героиновую "ломку" и подавить желание употребить героин. Тяжесть течения метадоновой зависимости толкают наркомана на поиски выхода из нее, и они вновь возвращаются к героину, расценивая его как "более мягкий" наркотик.

Параллельно с медицинскими проблемами, возникающими при применении метадоновых программ в ряде стран Европы, появляются и проблемы правоохранительного порядка. Препараты, используемые в заместительной терапии (ЛААМ, суботекс, бупренорфин) попадают из легального оборота в нелегальный, что способствует росту преступности и вызывает социальную нестабильность в обществе.

Помимо опийной о героиновой наркомании в странах, практикующих заместительную терапию, у правоохранительных органов появляются проблемы с незаконным оборотом метадона и метадоновой наркоманией.

В Финляндии специалистами отмечено, что, при активной практике реализации метадоновых программ, на фоне регистрируемого снижения смертности, вызванной потреблением героина, в последние годы выявляется резкое увеличение смертности от немедицинского приема метадона, что вызывает резкое беспокойство со стороны медицинской общественности.

В России позиция ФСКН по вопросу заместительной терапии жесткая. Она определена законом: использование метадона строго запрещено и является уголовным преступлением. Соответственно, любые попытки инициировать пилотные исследования метадоновых программ, даже на ограниченном контингенте пациентов, также идут вразрез с законом и должны быть пресечены.

Зарубежный опыт, даже положительный, часто оказывается неприемлемым в российских условиях. В настоящее время в стране имеется сложная наркоситуация. Регистрируется высокая активность преступных накогруппировок. Во многих регионах слабо работают программы социальной направленности. Далеко не всегда реализуется индивидуальный подход к лечению и реабилитации наркозависимых лиц. Отсутствует их социально-психологическое сопровождение в постреабилитационный период.

Поэтому дискуссии о возможной гипотетической пользе заместительной терапии в России в настоящее время однозначно приведут к негативным последствиям: разрушится сложившаяся система наркологической помощи, утратится ценность многих профилактических программ, особенно направленных на работу с группами риска.

Медицинской общественности целесообразно не тратить время и энергию на обсуждение эффектов от применения метадона, а разработать новые комплексные подходы к лечению наркологических заболеваний на основе генной инженерии, передовых достижений в области психологии и физиотерапии.

Необходимо выработать качественно новые подходы к лечению наркобольных на основе их психологического возрождения, воссоздания трудовых навыков и социальной реадаптации.

В России имеется свой положительный опыт лечения и реабилитации наркозависимости без применения замещающих средств. Он основан на использовании духовного потенциала традиционных религиозных конфессий, прежде всего, русской православной церкви. И медицинской общественности целесообразно установить более прочные контакты с представителями духовенства, оказывающими помощь наркозависимым.

Перспективным направлением является интенсивное применение психотерапевтических методик, направленных на реконструкцию личности, прививающих догмы самоценности жизни и здоровья.

Крайне актуальным является разработка комплексов трудотерапии, что позволяет наркоманам структурировать время, получить положительный жизненный опыт и быть востребованным обществом.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования