Подготовка специалиста к организации профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками 19 сентября 2007 :: Н. А. Ковтун, Донской педагогический колледж, г. Ростов-на-Дону В настоящее время во всех странах мира наблюдается рост потребления различных психоактивных веществ. Связанные с этим социальные, криминальные, экономические и медицинские аспекты превратились в одну из трудноразрешимых проблем международного масштаба. Незаметно произошло включение нашей страны в сферу интересов международного наркобизнеса и территория России стала транзитной зоной перемещения наркотиков из стран Средней Азии в Европу. В последние десятилетия XX века в нашей стране началось массовое производство синтетических наркотиков в подпольных лабораториях, стремительно возрос их контрабандный ввоз. Одним из немаловажных факторов повышения уровня массового потребления психоактивных веществ среди молодежи стало изменение мировоззрения – традиционное стало вытесняться гедонистическим (стремлением поучить максимальное удовольствие любым доступным путем). Современный ребенок находится под воздействием непрерывных стрессовых ситуаций (в школе, семье, на улице, в социуме сверстников), которые ему порой сложно преодолеть. В результате проявляются различные формы саморазрушающего поведения – употребление наркотиков, алкоголя и других видов ПАВ. Специалисты, связанные с проблемами детей и молодежи, отмечают значительный рост наркомании и токсикоманий в этой возрастной группе. Негативная динамика, наблюдаемая последние десятилетия, свидетельствует о росте группы профилактического воздействия. Обозначенные выше причины актуализируют подготовку специалистов, способных вести профилактическую работу в образовательных учреждениях (ДОУ, начальная и средняя школа). Вместе с тем, следует констатировать ряд противоречий, обусловивших проблематику нашего исследования:
Практика организации профилактических мероприятий в образовательных учреждениях различного уровня выявляет необходимость их системного проведения, начиная с дошкольного возраста. В сложившейся ситуации профилактика зависимости от психоактивных веществ (никотин, алкоголь, наркотики) направлена на превентивное образование молодежи в соответствии с программами, рекомендованными МО РФ и систематическое воспитательное воздействие через образовательные учреждения и социум. Рассматривая образовательное пространство как интегральную единицу, мы подчеркиваем важность единства и равнозначности процессов воспитания и образования. Важно подготовить будущих педагогов к реализации стратегического проекта нашего государства – сохранение здорового, физически крепкого, нравственно устойчивого поколения великой страны. Студент – будущий педагог должен быть готов к реализации основных задач образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике зависимости от ПАВ, среди которых мы выделяем следующие:
Успешность подготовки квалифицированных педагогических кадров тесно связана с воспитанием культуры здорового образа жизни и профилактикой злоупотребления ПАВ непосредственно у студенческой молодежи. Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в Постановлениях Правительства РФ, Решениях Совета безопасности, различных федеральных программах. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
Анализ имеющегося опыта по обозначенной нами проблеме выявляет важность системного подхода и преемственности в работе с детьми и молодежью по воспитанию культуры здорового образа жизни и профилактике злоупотребления ПАВ. Поскольку организация профилактической работы в образовательном учреждении сопряжена с рядом трудностей (правовые, кадровые, психологические, материальные, финансовые и др.), мы предлагаем поэтапное внедрение системы мероприятий, обеспечивающей ее результативность. Первый шаг. Разработка элективного курса (спецкурса) для подготовки выпускников по всем педагогическим специальностям по дисциплине "Педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ у детей и подростков". Цель курса: формирование культуры здорового образа жизни и расширение профессиональной компетенции педагога ОУ, подготовка специалиста для проведения профилактической работы по злоупотреблению ПАВ детьми и подростками. Второй шаг. Вовлечение студентов в практико-ориентированную деятельность – проведение мониторинговых исследований по различным направлениям: выявление вредных привычек и причин начала курения; анализ рекламы табачной и алкогольной продукции на улицах города; состояние экологической среды в образовательном учреждении. Цель: получение опыта общения с другими людьми; овладение диагностическими методиками; осознание студентом значимости здоровья и культуры здорового образа жизни для каждого индивида. Третий шаг. Проведение конкурсов информационных и научно-познавательных газет по воспитанию культуры здорового образа жизни и профилактике злоупотребления ПАВ в современном обществе. Цель: расширение кругозора и формирование профессиональной компетенции; формирование знаний о профилактике наркомании. Четвертый шаг. Привлечение студентов к подготовке и проведению, участию в разовых акциях (20.11. – День отказа от курения; 1.03. – Международный день борьбы с наркоманией; 7.04. – Всемирный день здоровья; 31.05. – День без курения; 26.06. – День борьбы с наркоманией и распространением наркотиков; 27.09. – Всемирный день туризма и т.д.). Цель: формирование активной жизненной позиции и личной ответственности у будущего педагога за сохранение жизни и здоровья населения нашей страны. Пятый шаг. Проведение студенческих конференций и круглых столов по проблемам здорового образа жизни и профилактике злоупотребления ПАВ в молодежной среде. Цель: получить адекватную информацию по обозначенной проблеме; формирование активной жизненной позиции. Шестой шаг. Вовлечение студентов в волонтерское движение. Цель: обеспечение ненавязчивой профилактической работы с молодежью; формирование у его участников устойчивых антинаркотических установок. Седьмой шаг. Работа с педагогическими кадрами образовательного учреждения: работа круглых столов по выше обозначенным проблемам; проведение тренингов и семинаров, встреч с разными специалистами по профилактической работе. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов; осознание ответственности за жизнь и здоровье каждого студента. Восьмой шаг. Создание в образовательном учреждении приоритета культуре здорового образа жизни: (актуализация спортивных мероприятий среди студентов, их родителей и преподавателей; создание в образовательном учреждении экологически благоприятной среды; пропаганда и поддержка семей студентов и сотрудников, ведущих здоровый образ жизни). Цель: активная пропаганда культуры здорового образа жизни и профилактики зависимости от ПАВ среди студентов, членов их семей, сотрудников образовательного учреждения. Девятый шаг. Сотрудничество образовательного учреждения с семьей обучающихся. Цель: оказание консультативной помощи и поддержки семье по различным направлениям: психолого-педагогическое, специализированное, социально-правовое. Десятый шаг. Формирование традиций в образовательном учреждении. Цель: активная пропаганда культуры здорового образа жизни и профилактики зависимости от ПАВ среди студентов, членов их семей, сотрудников образовательного учреждения. Таким образом, назрела объективная необходимость переориентации учебных заведений с сугубо образовательных на интегративные, предполагающие более глубокое образование, в ходе которого студенту будет дана возможность понять и осознать особенности своей личности, сформировать навыки активной жизненной позиции и принятия самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях, формирование собственной культуры и здорового образа жизни. Реализация вышеотмеченных перспектив возможна при условии изменения ценностных ориентиров всего общества и каждого ее индивида – когда главной ценностью государства станет здоровье человека. Мы видим здоровье индивида в единстве двух начал: физического и духовного. На наш взгляд, здоровье физическое берет начало в семени матери, а продолжается в духовном здравии индивида. Единство духовного богатства и уравновешенность выступают источником развития и становления личности. В этом контексте мы считаем важным создание условий, при которых индивид осознает природное единство разума, добра (в значении благо) и веры, и направляет их на "оберег" и совершенствование своей телесной и духовной сущности. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|