Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Активная контраддиктивная интервенция – вторичная профилактика аддиктивного поведения в школьной и студенческой среде

19 октября 2007 :: С. М. Криницкий., Ф. З. Фаттахов, Республиканский наркологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан

Безопасность государства во многом определяется безопасным существованием его главного ресурса – населения: как взрослого, производящего материальные и духовные ценности, так детского и молодежного – его ближайшего будущего. Социально-политический аспект феномена зависимого поведения состоит в медико-социальной цене собственно употребления психоактивных веществ, а также связанного с ним рискованного поведения и нарушения общественного порядка. Возрастающее значение имеют и возникающие по этой причине помехи, которые мешают интеграции в общество определенным группам молодежи.

Злоупотребление наркотиками и алкоголем по своей природе и последствиям представляет серьезный риск для здоровья и благополучия самих потребителей, их семей и общества в целом, а также подвергает серьезной опасности процесс развития молодых поколений и достижения ими самостоятельности. Социальное отвержение и проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками зачастую ассоциируются с маргинальными сообществами и индивидуумами, и это, как аспект безопасности страны, вызывает потребность в лучшем познании данного феномена, а также в структурированных и более специфических формах вмешательства.

В молодежной субкультуре постоянно возникают новые контексты злоупотребления наркотиками, особенно в связи с появлением новых синтетических препаратов, что указывает на недостаточное осознание молодыми людьми острых и хронических рисков для здоровья, возникающих в результате такого потребления. Важным является и то, что распространение этих паттернов поведения облегчается новыми средствами электронных коммуникаций.

Аспекты рискованного поведения и наркотической зависимости в целом тесно переплетены с потреблением легальных психоактивных веществ, которые становятся причиной серьезных социальных трудностей и проблем здоровья.

Все большее воздействие на восприятие, возможности выбора и поведение молодежи оказывает глобализация средств массовой информации и рынков. Многие молодые люди в настоящее время располагают достаточными информационными и материальными возможностями, но вместе с тем они стали более уязвимы к массированному воздействию крайне агрессивных методов продажи, сбыта и маркетинга потребительских продуктов и, в том числе, легальных психоактивных веществ – табака и алкоголя. Быстрые и резкие социально-экономические перемены, гражданские конфликты, бедность, отсутствие ясных перспектив личностного и социального роста повысили вероятность того, что алкоголь и наркотики стали играть все большую и разрушительную роль в жизни многих молодых людей.

Попустительское отношение государства и взрослой части населения к употреблению несовершеннолетними легальных психоактивных веществ сформировали у них анозогнозию своих аддиктивных проблем.

В итоге, как показывают выборочные исследования, к 13 годам 40-50%, а к 16 годам 70-85% школьников приобщаются к приему алкоголя. 15-30% детей к 16 годам приобщаются к потреблению наркотиков и других психоактивных средств.

Современные тенденции в структуре потребления молодежью алкоголя – это раннее экспериментирование со спиртным среди детей и предпочтительное употребление ими так называемых "легких" алкогольных изделий – крепкого пива (8-9%) и коктейлей в металлических банках с крепостью 7-12% (джин-тоник, "отвертка" и т.п.). Причем, среднесуточное употребляемое количество такого алкоголя достаточно велико – более 200 мл чистого этилового спирта, что способствует быстрому переходу аддиктивного поведения в алкоголизм и приводит к алкогольным психозам. Стало заметным более активное распространение алкогольных традиций среди девушек и молодых женщин, которые, в силу физиологических особенностей, попадают в алкогольную зависимость гораздо быстрее мужчин. Заметно усиление таких форм употребления молодыми людьми алкоголя, как "пьяные кутежи" в молодежных "тусовках" и "фанатских" сообществах, чреватых массовыми беспорядками с бессмысленным насилием.

С точки зрения здравоохранения предельно ясно, что нет никаких научных подтверждений наличия безопасного предела потребления алкоголя, в особенности, когда это касается подростков и молодежи, являющихся чрезвычайно уязвимым для формирования зависимого поведения, контингентом.

Тревожит и растущая склонность детей и молодежи потреблять алкоголь вместе с другими психоактивными веществами. Стала отчетливой взаимосвязь между употреблением алкоголя, табака и запрещенных наркотиков. Такая же корреляция прослеживается между аддиктивным поведением и высокой степенью риска насилия, нездорового сексуального поведения, дорожно-транспортным и иным травматизмом, инвалидизацией и смертностью.

Социологические исследования показывают, что более половины молодых людей называют "любопытство" и "средство ухода от проблем" в качестве мотивов, определяющих начало употребления наркотиков. Это свидетельствует о том, что многие студенты не понимают опасности даже "одной-единственной" пробы наркотиков. По-прежнему распространено мнение, согласно которому есть "безопасные" наркотики, не вызывающие зависимости. Примерно одинаковое количество, как школьников, так и студентов, дающих подобный ответ, говорит об отсутствии качественного изменения в сознании подростка при его переходе из средней общеобразовательной школы в высшую. Неподготовленность к самостоятельной жизни, эмоциональный отрыв от родительского дома, непосильный груз полной ответственности, порождающие новые в жизни студента-первокурсника проблемы, от которых они стремятся "уходить", создают достаточно выраженный душевный дискомфорт и могут служить поводом для начала наркотизации или злоупотребления алкоголем.

Действие наркотиков на психику человека, на его мироощущение, видимо, не звучит в профилактике наркомании достаточным образом. Молодые люди должны четко осознавать, что опасность наркотиков не столько в предполагаемом воздействии на здоровье вообще, сколько в переоценке жизненных ценностей, ориентиров и пристрастий, следующих немедленно за первым употреблением. Можно и не дождаться каких-либо серьезных болезней, возникающих из-за наркотиков, а умереть намного раньше этого. К примеру, суицидальные действия наркозависимых людей напрямую связаны с изменениями внутреннего психологического равновесия.

Молодежь воспринимает окружающий мир как данность, зачастую не задумываясь о причинно-следственных связях тех или иных явлений. Сегодняшнее молодое поколение приходит во взрослую жизнь, где уже есть наркомания как одно из "условий задачи". Поэтому должны существовать четкая система антинаркотической профилактики и сформированные структуры, ею занимающиеся. Тогда у молодого человека будет возможность научиться "правильным правилам" решения житейских задач, а не оставаться один на один со своими проблемами или постигать окружающую действительность методом проб и ошибок. Ведь первая проба психоактивного вещества зачастую и бывает той главной ошибкой, которая коверкает всю дальнейшую жизнь человека.

Традиционно, профилактика наркомании, алкоголизма и других аддиктивных состояний подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика осуществляется путем социально-гигиенических мероприятий и психологических тренингов целевых групп (социальное научение "навыкам жизни"). Цель первичной профилактики – путем предупреждения о пагубности злоупотреблений и зависимостей, информирования и просветительской деятельности, а также психологическими методами, подготовить общество и индивидуум к встрече с психоактивными субстанциями.

Вторичная профилактика болезней зависимости – это индивидуальная профилактика, направленная на раннее выявление и создание мотивации для лечения. Мотивация может быть направлена и на прямое прекращение употребления психоактивных веществ (табак, алкоголь) в случаях малой выраженности явлений психической и физической зависимости.

В настоящее время созданы и работают множество программ первичной профилактики наркозависимости, по большей части, в средних учебных заведениях или учреждениях дополнительного образования учащихся. В области реабилитации больных наркоманией и алкоголизмом существуют целые подразделения наркологической службы, учреждения здравоохранения, а также независимые центры и сообщества.

Вторичная профилактика болезней зависимости в структурированной молодежной среде, каковым является студенчество, является необходимым и, на сегодняшний день недостающим, звеном профилактического здравоохранения. С одной стороны, ощущается недостаток технологически проработанных программ, включающих в себя и раннее выявление "групп риска" и мотивационный тренинг. С другой стороны, студенческая молодежь, выйдя из несовершеннолетнего возраста, перестает быть активным объектом внимания многих профилактических структур, хотя требует к себе серьезного подхода в силу приобретения житейского опыта, включающего и опыт употребления психоактивных веществ.

Разработанная Республиканским наркологическим диспансером Министерства здравоохранения Республики Татарстан программа активной контраддиктивной интервенции (далее – АКИ) – это вторичная профилактика всего спектра химической зависимости с применением методик наркологического, психологического и лабораторного скрининга, группового мотивационного тренинга и индивидуального психотерапевтического консультирования.

1-ый этап АКИ включает в себя все подготовительные мероприятия, предшествующие непосредственному контакту с людьми или группой людей, представляющих объект профилактики:

  1. Выбор объекта профилактики. Это может быть: школа, лицей, колледж, техникум, государственный ВУЗ, коммерческий ВУЗ, трудовой коллектив предприятия или коммерческой фирмы, формальное или неформальное молодежное объединение, другой подростковый или молодежный коллектив.

  2. Предварительное изучение объекта профилактики.

  3. Подготовка проекта АКИ для выбранного конкретного объекта.

  4. Представление проекта АКИ руководству объекта и (или) в Административный орган по профилактике наркотизации территориального образования (города, района, области, республики) для получения финансирования (по необходимости).

2-ой этап АКИ направлен на ознакомление с коллективом учащихся (студентов, сотрудников) объекта профилактики, индивидуальное знакомство с каждым человеком и выделение "групп риска":

  1. Изучение коллектива объекта профилактики совместно с администрацией учреждения, кураторами групп, классными руководителями и другим компетентными сотрудниками.

  2. Предварительный отбор "групп риска" по критериям администрации.

  3. Знакомство с коллективом, представление ему проекта АКИ, разъяснение его методов, целей и задач.

  4. Анкетированный опрос коллектива по выбранной методике.

  5. Обработка анкет.

  6. Отбор "групп риска" по результатам анкетирования.

  7. Индивидуальное собеседование с каждым членом коллектива.

  8. Отбор "групп риска" по результатам собеседования.

  9. Сопоставление всех отобранных "групп риска" и составление итогового "Списка лиц, подлежащих АКИ".

  10. Заполнение индивидуальных карт АКИ.

3-ий этап АКИ осуществляется специалистом в области психологической диагностики:

  • Психологическое интервьюирование (консультация) для установления типологии мышления личности.

4-ый этап завершает исследовательскую и диагностическую часть АКИ и проводится врачом психиатром-наркологом:

  1. Клиническая диагностика по результатам скрининговых исследований и психологического обследования лиц, подлежащих АКИ.

  2. Лабораторное обследование (по необходимости и с обязательного согласия обследуемого) – исследование мочи на наличие психоактивных веществ.

5-ый этап направлен на выработку у молодых людей мотивации на отказ от употребления психоактивных веществ или на принятие решения о получении квалифицированной психотерапевтической помощи:

  • Мотивационный групповой тренинг.

6-ой этап реализуется в отношении лиц, требующих квалифицированной психотерапевтической помощи с целью ликвидации паттернов зависимого поведения:

  • Психотерапевтическое интервьюирование с применением методик экзистенциальной психотерапии, прецедентной психотерапии, клиент-ориентированной психотерапии.

7-ой этап подводит итоги проекта АКИ и дает общие и индивидуальные рекомендации:

  1. Подготовка рекомендаций по наркологическому и психотерапевтическому сопровождению лиц, прошедших АКИ.

  2. Анкетирование коллектива для получения информации о результатах и эффективности АКИ.

  3. Составление отчета о реализации проекта АКИ.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования