Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Проблемы профилактики наркомании у социальных сирот подросткового возраста в приюте

12 ноября 2007 :: Н. В. Недожогина, ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", г. Ижевск

Современное общество стоит перед глобальной проблемой интеграции десоциализированных детей и несовершеннолетних правонарушителей в социокультурное пространство. Одной из самых острых проблем в настоящее время является проблема подростковой наркомании. За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число наркоманов в России уже в следующем году превысит уровень 3 млн. человек. Возраст большинства наркоманов колеблется в рамках 13-25 лет, что ставит под угрозу фактически треть нового, молодого поколения страны. При этом следует иметь в виду, что данные цифры говорят лишь о лицах, регулярно употребляющих наркотики, относимых к группе "классического типа". Также необходимо помнить, что само употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ характеризует не только социально-экономический статус ребенка, семьи, но уровень его психического, физического здоровья. И особое беспокойство должно вызывать значительное увеличение наркоманов из числа несовершеннолетних девочек и женщин.

Семья для ребенка является первичным институтом социализации, в котором он осваивает нормативное поведение и расширяет свою социальную компетентность, позволяющую ему на дальнейших этапах социализации быть достаточно успешным. Поэтому из всех дефектов социализации личности наиболее опасен дефект первичной социализации, где члены семьи имеют "богатый опыт" злоупотребления психоактивными веществами.

Изоляция детей из неблагополучных семей, которые являются безнадзорниками, беспризорниками, наркоманами и токсикоманами в социальный приют предполагает оказание адекватной помощи не только со стороны медиков, но и педагогов и психологов. В настоящее время только одна изоляция детей от общества временно отдаляет их от употребления психоактивными веществами. С окончанием сроков содержания их в ЦВИНП и приютах фактически прекращается изоляционная, педагогическая модель профилактики наркомании.

На наш взгляд, один из видов социализации детей в приюте может быть связан с решением задач по усвоению ролей, норм, традиций семьи. Эти задачи могут быть решены при помощи методов арт-терапии, которые связаны с созданием подростком визуальных образов, используя различные изобразительные материалы – краски, цветная бумага, глина и т.д. Главным условием арт-терапии является отдельное помещение или студия, в котором происходит процесс индивидуальной или групповой работы и где подросток чувствует себя в безопасности и может свободно выражать содержание своего внутреннего мира. Арт-терапия, во-первых, не только способствует освоению определенных коммуникативных навыков, но и вырабатывает навыки взаимодействия (интеракции), необходимые для адаптации к групповым нормам; во-вторых, создает атмосферу равенства в правах и ответственности всех участников группы, уменьшая зависимость от психолога; в-третьих, перцептивный опыт обогащает опыт общения с другими людьми. В процессе арт-терапевтической работы с детьми, употребляющими психоактивные вещества, используется множество форм: изобразительная работа, игры, драматические постановки, сказки, ролевые диалоги, упражнения телесно-ориентированного характера и др.

В своей работе мы отдаем предпочтение рисунку, который является проективным по отношению к внутреннему состоянию ребенка. Семейные ситуации, социальные обстоятельства, эмоциональное и физическое самочувствие влияют на создание художественного образа, использование цвета, символов, характерных движений. Создание рисунков подростком является бессознательным процессом, который активизирует его психическую энергию. Но, именно анализ опорных элементов рисунка: цвет, форма, размеры и направления движений, информирует психолога о психологическом состоянии несовершеннолетнего, о его чувствах и указывает путь к его исцелению. Поэтому, главным условием для арт-терапевта на этом этапе является наличие у него опыта интерпретации рисунков, который позволит более точно раскрыть язык бессознательного в этих рисунках. Интерпретация арт-терапевтом художественных образов выполняет диагностическую и профилактическую функции, которые позволяют выявить эмоциональные нарушения у подростка, а также провести динамическую оценку его состояния и образа "я".

Более того, все виды деятельности арт-терапии должны сопровождаться вербальной связью, основанной на самостоятельном анализе подростком своего внутреннего мира и осознания своих особенностей. Ребенок в ходе арт-терапии на первом этапе неосознанно отвлекается от своих физических недостатков и концентрирует внимание на способах освобождения от страданий и осознании содержания своего внутреннего мира. Поэтому необходимо побудить ребенка к "вскрытию" логики ранее неосознаваемых им поступков и достижению осознания воздействия собственной личности на окружающих, что позволит ему более глубоко осмыслить возможные отклонения в своей личности. Таким образом, арт-терапия, проводимая с подростками, употребляющими психоактивные вещества, позволяет не только обратиться к их реальным проблемам, которые они затрудняются объяснить вербально, но и является эффективной в коррекции отклонений и нарушений личностного развития человека, если опирается на его внутренние механизмы саморегуляции и огромный потенциал.

Работа психолога будет не полной без взаимодействия специалистов внутри самого приюта. На наш взгляд, сотрудникам социального приюта необходимо предусмотреть организацию активного взаимодействия ребенка с семьей (отцом, матерью или лицами их замещающими) по специально созданной программе "взаимодействия". Этот этап должен учитывать проживание родителей с детьми на территории социального приюта. Проживание на территории приюта позволит контролировать аддиктивное поведение самих родителей. От эффективности такого взаимодействия зависит мера свободы перемещения подростка в различных пространствах, а именно, он может быть отпущен в отпуск к родителям, родственникам, знакомым.

Создание эффективной программы для родителей, пожалуй, является одним из самых сложных этапов в реализации ресоциализации ребенка в семью. Активность помещения в социальный приют детей родителями свидетельствует о кризисе семьи, сложных семейных отношениях и об отсутствии реальных возможностей реализовать воспитательные функции семьи. В большинстве случаев это семьи, где нарушена структура и функции семьи (отсутствует один из родителей, безработные, заключение одного из родителей, родители в разводе и пр.).

Первичный социальный опыт подростка, сформированный в условиях хронических семейных конфликтов между родителями и знакомыми, драки, бегство от этих конфликтов, начиная с раннего детства, оказывают влияние на выбор поведения. Недоверие к окружающим преобладает в отношениях социальных сирот. У них чаще, чем у окружающих, возникают конфликты. Семейная десоциализация и "уличная" идентификация тормозят формирование социально одобряемого поведения в условиях социального приюта. Все это ставит перед исследователями и практиками задачи, связанные с формированием родительских функций у "нерадивых" родителей. В результате нарушенных отношений и сдвига ролей внутри семьи нарушается положительная идентификация ребенка с родительскими моделями. В семье он теряет "значимого взрослого", а в школе не приобретает. Родителям нужна реальная помощь по восстановлению внутрисемейных отношений с ребенком – беспризорником, наркоманом, токсикоманом.

Ресоциализация социальных сирот возможна при реабилитации их в специализированных учреждениях, где им будет оказана не только медицинская, но и психологическая помощь (физического, морального, психологического характера). Мы вынуждены констатировать элементарную психолого-педагогическую безграмотность персонала приюта в проблемах виктимологии. Уже на первом этапе контакта с таким персоналом учреждения формирует у социальных сирот недоверие к их профессиональным и реальным возможностям оказания помощи. Отсутствие знания оказания первой помощи жертве насилия (физического, психологического, морального) может быть ликвидировано несколькими путями: курсы повышения квалификации, самообразование и, через накопление собственного опыта, методом проб и ошибок.

Программа ресоциализации и реабилитации социальных сирот, принимающих психоактивные вещества, в семью должна включать в себя несколько этапов:

Создание условий для реинтеграции и адаптации подростков к условиям реальной действительности в каждом конкретном учреждении социально-психологической поддержки, в которое его поместили до его передачи в другое учреждение или в семью, т.е. целью сотрудников является установление доверительных отношений с ребенком и обучить его навыкам социальной компетенции;

Создание и проведение комплексной программы оказания медико-психолого-педагогической и социально-правовой помощи, направленной на реабилитацию и коррекцию развития детей-наркоманов;

Создание специалистами данных учреждений условий для максимальной включенности ребенка как активного участника в процесс собственной ресоциализации и реабилитации. Данное направление в решении проблем реинтеграции и интеграции безнадзорников и беспризорников-наркоманов связано с подготовкой и переподготовкой кадров. К проведению разного рода реабилитационных программ необходимо подготовить специалистов – воспитателей, психологов, социальных педагогов. Отсутствие преемственности и заинтересованного взаимодействия между различными государственными социальными институтами, ограниченное количество оптимальных психолого-педагогических методик, способных за короткое время переориентировать направленность личности беспризорника, девальвирует деятельность медицинского и психолого-педагогического персонала.

Ресоциализация, реинтеграция и интеграция социальных сирот, принимающих психоактивные вещества, в семью и социум и предотвращение их криминализации – длительный и сложный процесс и, как показывает практика, протекающий не достаточно успешно. Без изменения условий и системы отношений в семье и школе, в обществе, существенно ограничивающих эффективность всех воспитательных мероприятий, проводимых в социальных приютах, ощутимых результатов в изменении поведения подростков-наркоманов не произойдет. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности и деградации российского общества.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования