Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Проблемы целеобразования наркозависимых в процессе реабилитации

07 декабря 2007 :: Г. Г. Семенова-Полях, Институт экономики, управления и права, г. Казань

Наркомания как био-психо-социо-духовное заболевание имеет статус хронического и неизлечимого. Однако практика показывает, что выход в стадию ремиссии – длительной и устойчивой – возможен, на что, впрочем, и ориентируют пациентов специалисты многих реабилитационных программ.

Наркоман – пограничная личность, особенностями которой являются диффузная идентичность, примитивные механизмы защиты, нарушения тестирования реальности, кроме того, у них присутствуют неспецифические признаки слабости Эго – низкая способность к сублимации, низкая толерантность к тревоге, быстрый регресс поведения на более раннюю стадию развития в стрессовой ситуации. Прекращение употребления для наркозависимого означает совсем другой способ жизни, забытый или почти незнакомый, напряжение, систематическую деятельность, разумные и необходимые самоограничения, обнаружение рядом с собой огромного мира, наполненного чужими желаниями, такими же настойчивыми, как и свои собственные. Это трудно, если жизнь остается пустой и переживается с позиции беспомощности, "жертвы обстоятельств". Это возможно, если человек "вкладывает" все свои силы в поиск новых путей существования и не теряет надежду. Поэтому процесс реабилитации – это процесс "подращивания" не только эмоционального развития пациента, но и восстановление его главных человеческих ценностей – безопасности, собственной жизни, отношений, своего труда, обучение здравым способам принятия решений, целеполагания и т.п.

Одним из наиболее важных условий эффективной реабилитации и длительной ремиссии наркозависимого является сформированность мотива на трезвость. В работе с наркоманами специалисты часто наблюдают амбивалентные тенденции, которые проявляются в мотивационной сфере в виде "двойственности мотивации выздоровления". Это ситуации, когда наркоман, находясь в хорошем физическом и эмоциональном состоянии, желает бросать употребление психоактивных веществ, но стоит проявлениям болезни взять верх над его состоянием (например, появится "тяга", обострится "ломка"), как желание трезвости меняется на противоположное – "употреблять". Или ситуации, когда пациент не только демонстрирует стремление к трезвости, но и сам в это верит, выступает "образцовым выздоравливающим", но, встречаясь с естественными механизмами психологического сопротивления, обнаруживает внутреннюю неготовность к тем изменениям, которые необходимы в его жизни для нормального процесса восстановления. Причем подобные реакции наблюдаются как у лиц, принявших собственное решение о необходимости лечения и реабилитации, так и у тех, чье лечение стало результатом интервенции или уговоров со стороны близких и родственников. В этих случаях возникает вопрос об истинности или глубине намерений, сформированности внутреннего мотива выздоровления, постановка и обнаружение которого есть задача психолога реабилитационного центра.

Как известно, истинные мотивы лежат в основе постановки цели. Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках наши явные и скрытые потребности, интересы, желания и задачи, сориентировать наши действия на эти цели и их выражение. Целеобразование – центральный момент в ходе выполнения действия и главный механизм формирования новых действий. Цели являются побудителями наших действий, мотивами, определяющими нашу активность. Психофизиологическая основа цели – закодированный в мозгу образ будущего, потребного, акцептор результатов действия, регулирующий программу физиологической реализации действия посредством предвосхищаемых и санкционирующих команд. Наличие цели дает не только ориентиры в жизненном пространстве, но и позволяют обнаружить внешние и внутренние ресурсы для ее достижения. Без цели отсутствуют критерии оценки уместности действия, трудозатрат и достигнутого. Целеполагание является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы. Люди, знающие "что делать" и "как делать", наиболее преуспевающие в социуме. Для наркозависимых, наоборот, характерно заниматься "маниловщиной": их "хочу" представляется как мечта, но не как цель, которая необходима к действию.

На наш взгляд, в основе подобных затруднений лежат нарушения в системе целеобразования наркозависимых. Так, например, у них прослеживается искажение в следующих механизмах целеобразования. Это проблема превращения полученного требования в индивидуальную цель, трудности образования иерархии и временной последовательности целей. Также можно выделить у наркозависимых сложности выбора одного из наличных требований, превращения мотивов выздоровления в мотивы-цели при их осознании, побочных результатов действия – в цель (например, видеть в негативных проявлениях болезни позитивные стороны как цели для саморазвития), трудности преобразования неосознанных предвосхищений в цель. Отмечаются сложности выделения промежуточных целей, которые обходятся в реабилитационных программах путем обучения зависимых ежедневному планированию. Затруднения перехода от предварительных целей к окончательным у них проявляются в сложностях принятия решений.

Исследователи также отмечают, что для наркозависимых характерна низкая способность структурировать свое время, свой внутренний опыт и жизненный путь в целом (В. Т. Кондрашенко, 1988). В их самосознании отсутствует прошлое, настоящее и будущее как единый временной континуум (В. В. Гульдан, В. А. Иванников, 1991). Они склонны к поступкам без понимания путей и средств, ведущих к результативности в достижении целей (Н. С. Курек, 1993). В. Д. Менделевич (2000) в своих работах обращает внимание на прогностическую некомпетентность наркозависимых (т.е. временную, личностно-ситуативную и пространственную антиципационную несостоятельность).

Вследствие подобных затруднений у наркозависимых встает проблема эффективного жизненного планирования с позиции здравомыслия, которая осложняет процесс реинтеграции выздоравливающего наркомана в социум. Именно этот вопрос становится в фокусе внимания перед клиническими психологами в период подготовки пациента к выписке из реабилитационного центра.

Жизненная перспектива – целостная картина будущего, включающая ряд возможных событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом. Планирование жизненной перспективы включает планирование ближней жизненной перспективы (представление путей достижения целей), средней – постановку самих жизненных целей, а дальней – более удаленные и глобальные жизненные цели, возникающие на основе осознания ценностных смысловых аспектов реализации уже поставленных жизненных целей. Это дает возможность осознавать смысл собственного бытия с учетом собственных ценностей.

К числу ведущих принципов в работе реабилитационных программ двенадцатишаговой модели выздоровления относятся девизы "Первым делом – главное" (т.е. сохранять трезвость) и "Живи одним днем", выполнение которых есть необходимое условие качественного выздоровления на первом этапе восстановления. Первоначально, фокус внимания – "первым делом – выздоравливать" адекватен и аналогичен тому действию, которое произвела болезнь с психикой наркозависимого – определила свой фокус, смысл жизни по типу "первым делом – употребление". "Жить одним днем" также естественно для наркомана – от одной дозы до другой. Поэтому целесообразно, используя работающие способы поведения наркомана, определить ему (поведению) иное содержание. Однако при чрезмерной фиксации и буквальном понимании этих положений у выздоравливающих наркоманов на стадии длительной ремиссии (от 2-х лет) происходит уход в ближнее планирование, где полноценного жизненного целеполагания не происходит. Эта попытка избегания осознанного и активного выстраивания своего жизненного пути, возможно, зиждется на обилии страхов зависимых (на страхе перед неопределенностью, страхе нести ответственность за свои решения, страхе поражения), неуверенности в себе и лени. Через некоторое время "трезвость ради трезвости" начинает разрушать, так как этого недостаточно для полноценной человеческой жизни, для удовлетворенности ею. Подобная стагнация приводит к растущей неудовлетворенности собственной жизнью и ощущению ее бессмысленности, результатом чего становятся рецидивы болезни, смены зависимостей, суициды.

Этого не происходит, если пациент осознает, что "жить настоящим" это не пассивно-наблюдательная позиция, а открытая и активно-созидательная с растущей способностью управлять событиями собственной жизни, активно в них вмешиваться. Эта способность неразрывно связана с развитием экзистенциальных механизмов свободы и ответственности. Зависимые жаждут получить свободу от наркотиков, но не знают, что с этой свободой делать. И тут вскрывается еще целый пласт проблем зависимого – это универсальный опыт избегания ответственности через употребление вещества, которое меняет состояние, а не ситуацию.

Достижение целей жизненного плана предполагает не только способность к предвосхищению и прогнозированию событий, но и наличие контроля за его выполнением, которое невозможно без ответственного отношения к жизни в целом. Поэтому "жить настоящим" это не только осознанность, но и ответственность за поступки, совершенные сегодня. Создавая таким образом фундамент будущего, наркозависимый реализует отношение к жизни с "духом серьезности" (по Л. Л. Рубинштейну).

Таким образом, в реабилитации наркозависимых необходимы долгосрочные программы поддержки личностного роста, где особое внимание следует уделять проблемам постановки и достижения целей в контексте жизненного планирования.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования