Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Усиление правовых и организационных мер по противодействию наркотизации российского общества

10 апреля 2008 :: Н. А. Фролова, Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Своевременность и актуальность противодействия наркомании, как очень опасному деструктивному явлению, позволяет и одновременно обязывает подойти к пониманию того, что в ответ на наркоагрессию, которой подверглись российское общество и государство, необходимо сформировать эффективную антинаркотическую систему. Опыт теоретического исследования проблемы убеждает в целесообразности разделения антинаркотической системы России на уровни, ценность которых видится в развитии подходов, позволяющих достигать научности, инициативности и действенности в социальной практике, связанной с противодействием наркотизации российского общества.

Макроуровень (государство) в обозначенной системе представляет взвешенную антинаркотическую политику как вид теоретической, научно-методологической и организационно-правовой деятельности. Мезоуровень (федеральный округ, субъект РФ) формирует антинаркотическую деятельность как разновидность регионального антинаркотического управления. На микроуровне (район, город, муниципальное образование) осуществляется практическая антинаркотическая работа на основе антинаркотического менеджмента. Достижение четкой взаимосвязи данных уровней позволит иметь анализ и мониторинг развития реальной наркоситуации, а также осуществлять совершенствование правового регулирования профилактики наркомании.

Антинаркотическая система должна функционировать на основе продуманного законодательства и тесного взаимодействия властных структур и общественных институтов. Приоритетной составляющей в ней должна стать профилактическая работа для того, чтобы, во-первых, вытеснить наркотики из сознания социализирующихся поколений (детей и молодежи) и, во-вторых, создать единое устойчивое профилактическое пространство. Именно профилактика с учетом современной динамики распространения наркомании должна стать основой формирования мощной антинаркотической системы в Российской Федерации, поэтому ведущая роль должна быть отведена усилению правового регулирования профилактической деятельности и антинаркотическому воспитанию.

Если задаться вопросом: "Какая сегодня нужна профилактика в России?", то ответом на него может быть только следующее – это профилактика комплексная, результативная, обладающая признаками систематичности и социальной эффективности. Профилактика должна носить упреждающий характер, иметь постоянство инициатив, опираться на общество и науку.

При этом, методология профилактической деятельности должна основываться на двух принципах: наступательности и направленности на опережение. Только в таком случае действенность профилактики изменит качество антинаркотической работы, оценку которой должны составить:

  • рост цен на наркотики на нелегальном рынке;

  • число предупрежденных наркопреступлений и задержанных по ст. 6.9 КоАП РФ ("Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача");

  • число выявленных несовершеннолетних на ранней стадии потребления наркотиков;

  • число выявленных фактов рекламы и пропаганды наркотиков, а также практика применения ст. 6.13 КоАП РФ (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров";

  • число розничных и оптовых наркоторговцев, осужденных к лишению свободы по приговору суда;

  • число лиц, лишенных водительских удостоверений за управление автомашиной в состоянии наркотического опьянения;

  • характеристика доступности наркотиков в городе, районе, муниципальном образовании.

Усиление правового регулирования профилактики видится через принятие специального федерального закона "О профилактике распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации", но уже на настоящий момент необходимо правовыми мерами укрепить превентивную профилактику путем ужесточения мер по отношению к распространителям незаконных наркотиков. Замечательный пример в этом отношении имеют Япония, Китай и другие государства.

Наркоманам, наркоторговцам, организаторам наркобизнеса и другим субъектам незаконного оборота наркотиков надо дать реально почувствовать жесткость общества по отношению к противоправной деятельности, связанной с наркотиками, чтобы им было неуютно, неудобно на нашем правовом поле, причем последние (организаторы) должны нести наибольшее наказание. Кроме того, считаем необходимым внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

  • ввести вновь статью об уголовной ответственности за пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ;

  • в части хищения или вымогательства наркотических средств и психотропных веществ, за которые установлена уголовная ответственность, к последним добавить прекурсоры и установить жесткий контроль за их легальным оборотом;

  • установить уголовную ответственность за противоправные деяния с наркотическими средствами и психотропными веществами, совершаемые лицами с использованием специальных химических познаний либо в штатных химических лабораториях.

Меры превентивной профилактики позволят усилить в обществе уровень понимания неотвратимости наказания за правонарушения.

Помимо усиления превентивной профилактики надо заложить правовую основу для укрепления общесоциальной профилактики. Важными и необходимыми представляются следующие направления:

  • введение обязательного тестирования на потребление наркотиков в школах и вузах;

  • развитие профилактики наркомании на производстве введением профилактических осмотров работающих. В России есть уже положительные примеры: это опыт совместной работы Мурманского областного наркологического диспансера и комбината "Печенганикель", профилактика наркомании в ООО "Тюменьтрансгаз" и др.;

  • введение тестирования на наркопотребление в правоохранительных органах и в Вооруженных Силах РФ, включая призывников.

Всем профилактическим мерам надо придать системный характер.

Антинаркотическое воспитание следует направить на сознательное культивирование неприятия наркотиков, важную роль в этой сфере должны сыграть общественные институты, средства массовой информации. Государству необходимо изменить политику в области рекламы табака, курения, алкоголя, направив имеющиеся ресурсы на антинаркотическое воспитание, искоренение безнадзорности и беспризорности среди подростков и детей. Нужна серьезная, доступная антиреклама наркокультуре, отпор легализаторам наркотиков должен исходить и из уст политической элиты, в том числе первых лиц государства. Необходимо изменить культуру досуга, сделать непривлекательным игровой стиль жизни, исключить пивные фестивали, поскольку пивная субкультура – это начало культуры наркотизма.

Составной частью общесоциальной профилактики должен стать правовой антинаркотический всеобуч и в данном аспекте есть обширное проблемное поле, с которым необходимо работать: это родители и политики. Почему – политики? Во-первых, в силу того, что на сегодня еще сохраняется определенная инертность власти в осознании серьезнейшей наркоугрозы российскому государству и его цивилизационным основам, а, во-вторых, в силу того, что окончательные решения принимаются именно на политическом уровне. Почему – родители? Потому что это – основа семьи, семейной культуры, семейных традиций формирования здорового образа жизни. В последней трети XX в. в США было создано общественное движение против наркотиков "Родительские семьи в действии". Родители меняли собственные нормы поведения в отношении алкоголя и курения, формировали гражданские антинаркотические программы в законодательные собрания штатов и, в конечном итоге, это позитивно повлияло на снижение потребления наркотиков у подростков и молодежи.

Зная зарубежный опыт, необходимо, аккумулировать свой, отечественный, соединяя государственные, общественные и научные ресурсы ради спасения живущих и будущих поколений. В данном аспекте видится настоятельная необходимость создания Российского центра профилактики с функцией изучения, анализа, отслеживания реализации государственно-правовых и общественных социально-эффективных мер противодействия дальнейшему распространению наркомании.

Также необходимо перейти к формированию государственного заказа на обучение и подготовку кадров наркоконфликтологов для городских, районных, областных администраций с целью создания института профессиональных управленцев в проведении результативной антинаркотической работы на подведомственных территориях.

С учетом влияния современной социальной среды на формирование культуры и правосознания подростков и молодежи необходимо усилить роль правовой информации в образовательной среде и развивать в антинаркотической работе активность здоровой части молодежи через волонтерское движение, позитивные инициативы в социальной жизни.

Только постоянная, продуманная, совместная теоретическая и практическая работа на всех уровнях по противодействию наркотизации российского общества способна дать позитивный результат, ибо быстрого решения данной проблемы просто нет.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования