Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Концепция муниципальной антинаркотической политики и ее отражение в проекте "Выбираю жизнь" стратегического плана развития города Екатеринбурга

02 декабря 2008 :: С. В. Ширшов, администрация города Екатеринбурга

Народная мудрость гласит: "Всему есть свое время: есть время разбрасывать камни, есть время их собирать". История антинаркотической политики в современной России не стала исключением из этих правил. Всем нам памятен период, когда потребление наркотиков для некоторой части российских граждан стало синонимом свободы, неотъемлемым правом личности. Иллюзорность этих лозунгов продемонстрировала сама жизнь. Мы на собственном горьком опыте убедились, что массовое неконтролируемое потребление наркотиков приводит к стремительному росту социальных проблем в обществе, преступности, распространению среди горожан инфекционных (ВИЧ/СПИД, гепатитов) и других заболеваний, деградации и вымиранию населения, особенно её активной, работоспособной и репродуктивной части.

Осознание надвигающейся беды вызвало среди определённой части общества ответное движение против распространения наркомании. Сейчас мы вплотную подошли к периоду, когда накопленный эмпирическим путём опыт антинаркотической работы энтузиастов-добровольцев должен перерасти в систематическую, подкреплённую законами, финансами, организационными, материальными и другими необходимыми ресурсами деятельность всех ветвей власти, всего общества.

Мы отмечаем, что сегодня де-факто и частично де-юре произошло разделение сфер ответственности различных уровней власти в антинарктической деятельности. Приоритетное направление деятельности федеральных (в основном правоохранительных) структур – борьба с незаконным оборотом наркотиков, предупреждение преступлений и правонарушений в сфере оборота других психоактивных веществ. Сфера ответственности уровня субъекта федерации – развитие наркологической помощи, системы реабилитации и реинтеграции выздоравливающих наркоманов в общество. Главное приложение усилий муниципальных органов власти – первичная профилактика наркомании и иных зависимостей от психоактивных веществ. Но беда заключается в том, что чёткого закрепления сложившегося статус-кво антинаркотической деятельности в России не закреплено законами, и в первую очередь это касается муниципалитетов.

Проблема заключается в том, что любая власть ориентирована на достижение успеха. Обострение наркоситуации вызвало в середине 90-годов прошлого века инициативу ряда властных и общественных структур по принятию комплекса превентивных мер. Проблема постепенно стала меняться в лучшую сторону. Но развитие наркоситуации – не прямолинейный процесс. Сегодня мы наблюдаем так называемую "вторую волну" наркомании в России. Обострение наркоситуации породили дискуссии о неэффективности проводимой профилактической работы, отсутствии "прорыва" во всей антинаркотической деятельности.

Парадоксально, но это приводит к "замораживанию" и свёртыванию усилий, прежде всего власти, в этом направлении. Зачем вкладывать деньги, создавать какие-то структуры, если нет устойчивого длительного успеха? Тем более что ни один закон России не требует от муниципалитета заниматься этим делом! Мало кто хочет принимать тот факт, что сама по себе антинаркотическая работа, направленная на изменение сознания человека по отношению к проблеме, порой рутинна и требует кропотливой каждодневной работы, которая зачастую не даёт сиюминутного результата.

Другая проблема, которую пока не удаётся решить в нашем обществе – какую политику в отношении наркотиков избрать – ограничительную, репрессивную или либеральную? Как при этом рассматривать проблему прав человека (заметьте – нигде не говорится об обязанностях личности!)? Забегая немного вперёд, отметим, что, мы всецело поддерживаем и готовы развивать права и свободы человека, ведущие к его процветанию. На наш взгляд трудно понять право человека, воспользовавшись которым у него не остаётся другого пути как постепенная или стремительная деградация и смерть. Именно на такой путь становится человек, сделавший свой выбор в пользу потребления наркотиков.

Систематическая антинаркотическая деятельность в городе Екатеринбурге берёт своё начало в середине 90-х годов XX века. Практика показала, что действенная работа по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от психоактивных веществ может осуществляться только в рамках многоуровневой системы, в которую должны быть вовлечены все без исключения уровни власти, наука, бизнес, общественные и религиозные структуры. Учитывая, что наркомания есть сложное социокультурное явление, необходим комплексный стратегический подход, предполагающий не только точечные меры, а целенаправленные и спланированные действия, ориентированные не только на борьбу с ней как с конечным продуктом, но и борьбу с причинами и предпосылками этого явления.

В Екатеринбурге такую комплексность обеспечивает реализуемый Стратегический план развития города. Данный план предусматривает как мероприятия по непосредственному повышению эффективности профилактической деятельности, так и самый широкий спектр мер по решению вопросов образования, культуры, трудоустройства, развития спорта, физической культуры и туризма, помощи подросткам и молодёжи, снижения уровня правового нигилизма. Отдельное внимание уделено привлечению общественных организаций, органов территориального общественного самоуправления населения к деятельности по комплексной профилактике наркомании и иных зависимостей от психоактивных веществ. Эти мероприятия реализуются в рамках стратегических проектов "Екатеринбург – центр профессионального образования", "Музейный комплекс "Екатеринбург", "Туристический центр – город на границе", "Стадион во дворе", "Молодёжный проспект", "Семья", "Екатеринбург – центр притяжения человеческих ресурсов", "Я – гражданин Екатеринбурга (городской патриотизм)", "Институт местного самоуправления", "Социальное партнёрство", "Только вместе" и других.

Касаясь непосредственно темы доклада, отметим, что особое место в ряду стратегических проектов занимает проект "Выбираю жизнь". Хотя сам проект носит межведомственный характер, мы постарались обозначить в нём наше видение места и роли муниципалитета во всей системе антинаркотической деятельности. Конспективно она сводится к решению двух основных проблем. Во-первых – к формированию в обществе непримиримого отношения к потреблению наркотиков и злоупотреблению иными психоактивными веществами. Во-вторых – к созданию условий для получения горожанами доступной, оперативной и квалифицированной помощи в решении возникших проблем, связанных с потреблением психоактивных веществ в муниципальных учреждениях, которые созданы в рамках полномочий муниципального образования.

Одной из особенностей проекта является то, что в нём на основе анализа причин, основных тенденций развития наркоситуации, а также учёте социально-экономических, историко-культурных, духовно-нравственных и иных особенностей, влияющих на процессы формирования установок на здоровый (трезвый) образ жизни, накопленного опыта организации деятельности по комплексной профилактике зависимостей от психоактивных веществ, осуществлена попытка сформулировать основные положения как антинаркотической политики, так и концепции комплексной профилактики зависимостей от психоактивных веществ в муниципальном образовании "Город Екатеринбург".

Основные положения концепции муниципальной антинаркотической политики и концепции комплексной профилактики зависимостей от психоактивных веществ сведены в четыре группы: антитабачная политика; антиалкогольная политика; политика в отношении предупреждения злоупотребления токсическими веществами и лекарственными средствами; антинаркотическая политика.

Антитабачная политика строится: на строгом соблюдении законодательства России, Свердловской области в отношении производства, оборота реализации и потребления табачных изделий, в том числе ограничении курения в общественных местах; на разъяснении недопустимости табакокурения среди несовершеннолетних, значимости административного и социального контроля над соблюдением законодательства в отношении продажи табачных изделий несовершеннолетним; на развитии системы раннего выявления и диагностики несовершеннолетних, имеющих опыт табакокурения и принятию в отношении них мер психолого-педагогического воздействия и медицинского вмешательства; на разъяснении вредных последствий курения табака для здоровья будущих детей среди женского населения репродуктивного возраста и будущих мам; на формировании у взрослого населения мотивации на отказ от курения табака; на разъяснении необходимости воздержания от курения во время выполнения ряда работ на производстве, транспорте, социальной сфере и т.д.; на уважении прав некурящих горожан; на ограничении мест и создании специализированных магазинов (отделов) розничной продажи табачных изделий и принадлежностей для курения табака; на деятельности, направленной на запрещение (ограничение) рекламы табачных изделий и принадлежностей для курения табака.

Антиалкогольная политика строится: на строгом соблюдении законодательства России, Свердловской области в отношении производства, оборота, реализации и потребления алкогольной продукции, в том числе запрещении употребления всех видов спиртных напитков в общественных местах; на разъяснении недопустимости потребления алкогольных напитков несовершеннолетними (включая пиво и слабоалкогольные коктейли), значимости административного и социального контроля над соблюдением законодательства в отношении продажи алкогольных напитков несовершеннолетним; на развитии системы раннего выявления и диагностики несовершеннолетних, имеющих опыт потребления алкогольных напитков и принятию в отношении них мер психолого-педагогического воздействия и медицинского вмешательства; на разъяснении вредных последствий потребления алкогольных напитков для здоровья будущих детей среди женского населения репродуктивного возраста и будущих мам; на формировании у взрослого населения норм цивилизованного (умеренного, контролируемого) потребления алкогольных напитков; на развитие системы освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, повышении качества проведения предсменных, предрейсовых и текущих медицинских осмотров; на развитии системы медицинской (лечение и реабилитация) и социальной помощи лицам, имеющим проблемы со злоупотреблением алкоголем, а также их родным и близким; на развитии административного и социального контроля за качеством, безопасностью поступающего сырья и готовой алкогольной продукции, недопущению реализации суррогатной спиртосодержащей продукции; на деятельности по запрещению (ограничению) рекламы алкогольной продукции (включая пиво и слабоалкогольные коктейли).

Политика в отношении предупреждения злоупотребления токсическими веществами и лекарственными средствами строится: на строгом соблюдении законодательства России, Свердловской области в отношении производства, оборота и реализации лекарственных средств, предметов бытовой химии и других токсических веществ; на разъяснении необходимости контроля в домашних условиях за недоступностью или соблюдению правил пользования лекарственными средствами, предметами бытовой химии несовершеннолетними под контролем взрослых; на разъяснении правил, административном и социальном контроле за реализацией несовершеннолетним лекарственных средств, предметов бытовой химии и других токсических веществ; на развитии системы раннего выявления и диагностики несовершеннолетних, имеющих опыт потребления лекарственных средств, предметов бытовой химии и других токсических веществ с целью достижения состояния опьянения и принятию в отношении них мер психолого-педагогического воздействия и медицинского вмешательства; на формировании у горожан норм соблюдения мер безопасности при пользовании предметами бытовой химии и другими токсическими веществами, как в домашних условиях, так и на производстве; на формировании у горожан бдительности в отношении потребления пищевых продуктов; на развитии системы скорой и неотложной медицинской помощи в случае острых отравлений; на контроле в профильных специализированных учреждениях вопросов учёта, условий хранения и отпуска лекарственных средств, алкоголесодержащей продукции (настоек, дезинфицирующих средств, БАДов и т.д.), предметов бытовой химии и других токсических веществ; на выработке предложений по совершенствованию законодательства в области контроля и изменению порядка отпуска лекарственных препаратов, способных вызывать наркотический эффект.

Антинаркотическая политика строится: на строгом соблюдении законодательства России, Свердловской области в отношении наркотиков и их оборота; на формировании общественного мнения с точки зрения абсолютного неприятия (недопустимости) потребления наркотиков; на активной деятельности по первичной профилактике наркомании, в первую очередь среди несовершеннолетних, их родных и близких; на формировании резко негативного, нетерпимого отношения к участникам наркооборота; на формировании ответственного отношения горожан к пресечению незаконного оборота наркотиков, особенно в местах занятий и массового отдыха несовершеннолетних и молодёжи; на формировании общественного отношения к наркомании не как к личному делу индивида, а проблеме, затрагивающей интересы всего общества; на формировании, в первую очередь в молодёжной среде "нерукопожатного" образа потребителя наркотиков; на развитии системы раннего выявления и диагностики лиц, имеющих опыт потребления наркотиков и принятию в отношении них мер психолого-педагогического воздействия и медицинского вмешательства; на развитии системы скорой и неотложной медицинской помощи, лечения, реабилитации и реинтеграции выздоравливающих наркоманов, а также оказания социально-психологической помощи их родным и близким; на развитие системы освидетельствования на состояние наркотического опьянения, повышении качества проведения предсменных, предрейсовых и текущих медицинских осмотров; на контроле в профильных специализированных учреждениях вопросов закупа, учёта, хранения и реализации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ; на административном и социальном контроле за информационными потоками с целью пресечения наркогенной информации; на вовлечении горожан в активную антинаркотическую деятельность на добровольной основе; на выработке предложений по совершенствованию законодательства в области антинаркотической политики.

В заключении заметим, что представленные положения основ муниципальной антинаркотической политики – не догма, а лишь попытка осмыслить происходящие в этой сфере процессы и их перспективы. Мы открыты для диалога и конструктивной критики во имя достижения главной нашей цели – общества, свободного от наркотиков.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования