Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов: "Борьба с наркотиками требует консолидации усилий всех ведущих держав мира, прежде всего, США и России"

Выступление на пресс-конференции в РИА "Новости", 7 октября 2009

12 октября 2009

Мы предлагаем вашему вниманию выступление директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Виктора Иванова на пресс-конференции в РИА "Новости", состоявшейся 7 октября 2009 года. В ходе встречи с журналистами Виктор Петрович представил свое видение перспектив российско-американского сотрудничества в антинаркотической сфере, включая проблему ликвидации афганской наркоугрозы.

Уважаемые коллеги!

В июле этого года решениями президентов России и США, Дмитрия Анатольевича Медведева и Барака Обамы, была создана двусторонняя президентская комиссии – Комиссия Медведева-Обамы, координировать деятельность которой поручено Министру иностранных дел Сергею Лаврову и Государственному секретарю Хиллари Клинтон, – кстати, прибывающей в Москву через 6 дней, 13 октября.

В рамках Комиссии Медведева-Обамы создано 13 рабочих групп, одну из которых – по противодействию незаконному обороту наркотиков – поручено возглавить двум так называемым "антинаркотическим царям" (Drug Czar): мне, как председателю Государственного антинаркотического Комитета Российской Федерации и директору ФСКН России, – и господину Гилу Керликовске, директору Управления государственной политики администрации Президента США в сфере контроля за наркотиками.

24 сентября в Вашингтоне состоялась первая встреча сопредседателей.

В результате переговоров мы определили формат подготовки совместных оперативных мероприятий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и отмыванием денежных средств.

Достигнуты конкретные договоренности, связанные с изучением опыта борьбы с наркотрафиком на границе, в частности, в этих целях прорабатывается вопрос визита представителей ФСКН России и, возможно, иных российских ведомств в погранзону США – Мексика и аналогичного выезда американских специалистов на российско-казахстанскую границу.

Решено провести изучение опыта функционирования наркосудов в США, в этих целях предполагается визит в США российских наркополицейских, наркологов и представителей судебной власти.

Нами предложено американской стороне проработать вопрос о создании в рамках Рабочей группы трех подгрупп:

  • по организации взаимодействия в сфере борьбы с незаконным производством и трафиком наркотиков растительного происхождения в различных регионах мира (Афганистан, Колумбия и другие);

  • по организации взаимодействия в сфере мониторинга наркоситуации, профилактики наркомании, реабилитации и лечения наркобольных;

  • по вопросам сотрудничества в области совершенствования правовых стандартов, администрирования и уголовно-судебного преследования.

Кроме того, мы предложили американской стороне проработать вопрос обмена инструментами идентификации наркокартелей, для чего мы передали нашим американским коллегам бренды наркосодержащих веществ 175 афганских наркокартелей и рассчитываем получить данные на 50 афганских наркобаронов, составленные правоохранительными органами США.

Организована "Горячая линия", определены контактные лица.

Достигнута договоренность о встречах сопредседателей Рабочей группы не реже 2-х раз в год, согласована следующая встреча – в Москве в феврале следующего года.

Для обсуждения вопросов двустороннего сотрудничества с 8 по 12 ноября намечается приезд в Российскую Федерацию руководства DEA – Drug Enforcement Agency – аналога ФСКН. Это первый подобного рода визит.

Таким образом, дан старт деятельности Рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков в составе Комиссии Медведева-Обамы.

В ходе визита в Вашингтон также состоялись мои встречи в Госдепе США с заместителем госсекретаря США по вопросам борьбы с наркотиками Дэвидом Джонсоном и с заместителем спецпредставителя США по Афганистану и Пакистану Холбрука Полом Джонсом.

С последним мы согласились на том, что проблема афганских наркотиков, которая приобрела планетарный характер, является критически важной сферой российско-американского сотрудничества.

По приглашению Центра Никсона и Института демократии и сотрудничества я выступил по профильным проблемам соответственно в Вашингтоне и Нью-Йорке.

Уважаемые коллеги, вам розданы материалы, в которых содержится подробная информация о визите в США, включая видеозаписи и фотографии.

Возглавляемые мною Государственный антинаркотический комитет и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков последовательно проводят принцип открытости и сотрудничества со СМИ, поскольку мы осознаем, что без понимания и поддержки общества, – наши усилия в антинаркотической сфере будут недостаточными.

Прежде чем перейти к дискуссии, хотел бы затронуть два проблемных вопроса, которые выявились в ходе переговоров и при обсуждении в американских "фабриках мысли" ("Think Tanks").

Как известно, для России критическое значение имеет героиновое давление, создаваемое беспрецедентно высокими масштабами культивирования в Афганистане опиумного мака.

Афганистан к настоящему времени стал уникальным феноменом планетарного по масштабу наркогосударства, которое одно сегодня производит в 2 раза больше опиатов, чем 10 лет назад производил весь мир, вырабатывая 93% от всех опиатов, производимых в мире.

Для организации эффективного противостояния этой наркоугрозе необходимо более глубоко вскрывать её причинно-следственные связи.

Приходится констатировать, что именно нестабильность и вооружённое противостояние последних восьми лет создали в многострадальном Афганистане идеальные условия для беспрецедентного по масштабам наркопроизводства.

Кстати, сегодня, 7 октября, исполняется ровно 8 лет с начала операции "Несокрушимая свобода" (Enduring Freedom), положившей начало вторжению США и НАТО в Афганистан.

По заявлениям командующего Сенткома США Дэвида Петреуса, количество боестолкновений в этой стране с тех пор выросло почти в 10 раз, то есть на порядок.

Весьма симптоматично, что и производство опиумного мака росло пропорционально эскалации напряженности и в итоге увеличилось в 40 раз.

Примерно в такое же число раз выросло и количество постоянно находящихся на территории Афганистана военнослужащих международной коалиции.

При этом, по данным последнего доклада Управления по наркотикам и преступности ООН, 99 % всего опиумного мака возделывается как раз в тех районах, где и происходит подавляющее большинство боестолкновений.

Таким образом, очевиден вывод, что главной причиной глобального афганского наркопроизводства является непрекращающаяся геополитическая напряженность в Афганистане, вызванная растущим неприятием со стороны населения, особенно пуштунских племён, присутствием в этой многострадальной стране иностранных военных контингентов численностью уже более 100 тысяч человек, что с неизбежностью порождает множество очагов сопротивления и военных микроконфликтов.

Многолетнее противостояние делает невозможным существование населения за счёт традиционного сельхозпроизводства, вынуждая крестьян заниматься выращиванием неприхотливого опиумного мака, востребованного международными преступными группировками. Именно поэтому российские и зарубежные аналитики сходятся в том, что ликвидация наркоэкономики в Афганистане возможна лишь при переходе основной части крестьян к выращиванию полезных сельхозкультур, что, в отличие от опиумного мака, императивно требует спокойной мирной жизни как условия для проведения более дорогостоящих и длительных трудоёмких работ, функционирования ирригационных систем, развитой инфраструктуры и системы переработки, хранения, транспортировки и торговой реализации продукции, т.е. в конечном счёте, – прекращения вооружённого противостояния.

С момента начала военных действий международной коалиции прошло 8 лет, но мы видим, что, к сожалению, уровень насилия и напряжённости в Афганистане не только не снижается, но и продолжает резко нарастать, создавая все новые и новые предпосылки для продолжения культивации опиумного мака.

За прошедшие восемь лет произведено 44 тысячи 200 тонн одного только опиума, не говоря уже о рекордных в последние годы урожаях марихуаны и производства из неё гашиша, уже в этом году выводящих Афганистан на первое место в мире и по этому наркотику.

В европейских странах, участвующих в операции в Афганистане, этот региональный конфликт всё чаще называют войной, что порождает волну протестов общественности.

Збигнев Бжезинский и ряд других аналитиков отмечают, что риск, с которым США сталкиваются в Афганистане и Пакистане, заключается в том, что "Талибан", всё еще поддерживаемый только меньшинством, начинает рассматриваться в качестве движения сопротивления против иностранной оккупации и особенно оккупации со стороны "неверных". Это цитата.

Очень интересно и аргументировано эту проблему обсуждает в своей новой книге "Непреднамеренная, побочная партизанская война: ведение малых войн посреди большой" (The Accidental Guerrilla: Fighting Small Wars in the Midst of a Big One) ведущий американский аналитик Дэвид Килкаллен, бывший советник генерала Петреуса и Кондолизы Райс.

Вот в этой книге Килкаллен вводит понятие синдрома непреднамеренной партизанской войны (Accidental Guerilla Syndrome), т.е. состояния, когда население воюет не потому, что оно идеологически согласно с Аль-Кайдой, Талибаном или иной экстремистской группой, а потому, что нежеланный приход в их родные края вооруженных иностранцев вынуждает их идти на союз с экстремистами.

Цитирую: "Спровоцированная действиями небольших групп экстремистов интервенция иностранных войск ведет к резкому отчуждению от политических институтов местных сообществ, заставляя их забывать внутренние распри и вызывая у них реакцию иммунного ответа, что в разы увеличивает сопротивление иностранным войскам, бесконечно усиливая изначально ничтожных по силе экстремистов и общий уровень насилия".

В итоге, как утверждает Килкаллен, объявленная 11 сентября Дж. Бушем война с террором и вторжение иностранных войск в Афганистан привели к тому, что сами же американцы превратили "мышь в слона" (we have turned a mouse into an elephant), т.е. длительная борьба с отдельными экстремистскими группами конвертировалось в общенациональное консолидированное сопротивление.

"По сути, утверждает Килкаллен, – мы играем в навязанную нам экстремистами игру, помогая им, особенно Аль-Каиде, реализовывать свою стратегию по истощению западных армий и государств. Наша абсолютно волевая и целенаправленная, обеспеченная ресурсами и наисовременнейшим вооружением одна интервенция в рамках так называемой "войны с терроризмом" порождает десятки тысяч случайным образом появляющихся партизан, не собиравшихся до этого участвовать в боевых действиях, и ввергает нас в пучину множества крайне истощающих и бесперспективных интервенций".

Зачитываю оригинал.

Килкаллен считает, что создавшееся положение образно можно определить как попытку осушать руками болото. В этой ситуации, когда только 20% проблем может решаться традиционным военным путем, а 80% требуют политических решений, наращивание военной силы в Афганистане, согласно Килкаллену, "является безумием".

Практически такую же картину рисует и другой серьезный аналитик из РЭНД-корпорации Сет Джоунс (Seth G. Jones) в книге "На кладбище империй: война Америки в Афганистане" (In the Graveyard of Empires: America's War in Afghanistan). Кстати, он там детально показывает, что реальная помощь и усилия по подъёму хозяйства в Афганистане, и без того слабые, – практически не доходят в сельскую местность по причине, опять же, генерируемой там геополитической напряженности.

В столь тяжелой ситуации, рельефно обрисованной Килкалленом и Джоунсом, афганским крестьянам не остаётся ничего иного как продолжать выращивать опиумный мак и выживать с помощью наркоэкономики.

В связи с этим весьма сомнительными выглядят аргументы авторов новой стратегии США по борьбе с наркотиками в Афганистане, заявленной, в частности, летом этого года спецпредставителем по АфПаку Ричардом Холбруком, где предлагается отказаться от уничтожения посевов опиумного мака по причине того, что это якобы толкает население в объятия Талибана.

Однако, как доказывает Дэвид Килкаллен, неоднократно бывавший в самых глухих провинциях Афганистана, к вооруженному сопротивлению афганских крестьян, дехкан, вынуждает вовсе не искоренение мака, а сам факт присутствия нежелательных иностранных военных контингентов.

С нашей точки зрения, уничтожение посевов мака, их искоренение или, по-английски, eradication, является фундаментом решения проблемы афганской наркоугрозы.

Отказ же от уничтожения афганских наркопосевов представляется стратегически ошибочным и идущим вразрез с Политической декларацией ООН 1998 года и, кроме того, прямо противоречит статье 36-й Единой Конвенции 1961 года, где определено, что культивация наркотиков, прежде всего, таких как опиумный мак, представляет собой серьезное преступление, наказуемое по законам любой страны. Ликвидация таких посевов – обязанность стран участниц всех существующих антинаркотических конвенций.

Превращение же целой страны в средоточие преступной наркокультивации и вовсе недопустимо, поскольку её уровень и наносимый ею ущерб в случае Афганистана давно перешагнул масштабы самой этой страны и представляет собой угрозу международному миру и безопасности.

Другое дело, что применявшийся до сих пор в Афганистане механический способ уничтожения посевов с помощью палки, плуга или трактора, действительно, даёт ничтожный эффект, поэтому из порядка 150 тысяч гектаров посевов мака ежегодно уничтожается менее 5 тысяч, то есть всего 3 процента.

В то же время в Колумбии только за один прошлый год за счёт дефолиации, путём распыления гербицидов с воздуха, уничтожено 230 из 280 тысяч га коки – то есть 75 процентов. Аналогичный способ успешно применялся и для ликвидации, эрадикации посевов опиумного мака в странах "Золотого треугольника".

Таким образом, публичный отказ от искоренения посевов опиумного мака по сути означает гарантию неприкосновенности плантаций для наркобаронов со стороны международных сил безопасности, то есть является своего рода охранной грамотой.

Указанные выше дискуссионные вопросы, в частности, существенное противоречие по поводу методов уничтожения афганского наркопроизводства, ни в коем случае не является и не станет тормозом конструктивному сотрудничеству и действительной перезагрузке в российско-американских отношениях по указанной проблеме.

Очевидно, в самих американских элитах существуют прямо противоположные точки зрения по проблеме, – и именно разность позиций позволит нам выработать наиболее эффективные меры совместной борьбы с наркотиками.

Борьба с таким поистине мировым злом требует консолидации усилий всех ведущих держав мира, прежде всего, США и России.

В следующем году мир будет отмечать 65-летний юбилей Победы над нацистской Германией. Представляется, что создание к этому времени своего рода антинаркотической коалиции России и США имело бы не только прагматический, но и глубоко символический смысл. Ведь именно благодаря формированию в 1941 году антигитлеровской коалиции был обеспечен разгром нацизма в 1945 году.

Сегодня всем нам необходима победа на антинаркотическом фронте. И деятельность нашей рабочей группы в составе Комиссии Медведева-Обамы, уверен, внесет свой существенный вклад и станет одним из ведущих треков российско-американских отношений в целом.

Спасибо за внимание.

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования