Виктор Иванов о стратегии действий по признанию афганского наркопроизводства как угрозы международному миру и безопасности Выступление на заседании Государственного антинаркотического комитета, 3 марта 2010 Уважаемые коллеги! Организация Объединенных Наций является локомотивом международного взаимодействия в борьбе с мировой наркоугрозой. Эту центральную и координирующую роль ООН реализует через Комиссию по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН, которая "обеспечивает непрерывное и действенное директивное руководство программой по наркотикам Управления ООН по наркотикам и преступности". С 8 по 12 марта 2010 года в Вене пройдет 53-я сессия Комиссии ООН по наркотическим средствам. Это ключевое мероприятие необходимо в полной степени использовать для продвижения российских приоритетов и укрепления международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками. Хочу проинформировать, что на предыдущей, 52-й сессии КНС, российской делегацией было констатировано, что решения Политической декларации ООН от 1998 года, принятые тогда же на спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН, в части уничтожения или радикального сокращения наркопосевов достигнуты не были. Напротив, двукратный рост площадей и объёмов опиумного мака следует оценивать как провал в достижении политически заявленных и одобренных международным сообществом целей. Более того, вся монопольная культивация опиума сосредоточилась в одной стране – Афганистане. В этой ситуации КНС имеет исключительно важное значение для решения ключевой проблемы афганского наркопроизводства, ставшего в последние годы поистине планетарным феноменом и требующего, несмотря на все трудности, незамедлительного и радикального решения. В связи с тем, что наша страна является главной жертвой афганского наркопроизводства, именно Россия должна возглавить всемирное движение по его ликвидации. Тем более, что такая ликвидация, по мнению ведущих мировых экспертов – в частности, депутата Европарламента, бывшего заместителя генсека ООН, директора УПН ООН господина Пино Арлакки, является абсолютно достижимым вопросом. Но для этого необходимо объединение и консолидация усилий мирового сообщества. Коллеги, 16 февраля Президент Российской Федерации в ходе встречи с председателем антинаркотического комитета определил, что, цитирую, "приоритет нужно отдавать эффективным способам борьбы, проведению совместных операций, а также мерам, направленным на совершенствование международно-правовой базы противодействия наркотической угрозе. ... Эта база требует корректировки с учётом того, как развивается ситуация в мире: и с учётом афганских проблем, и вообще проблем Центральной Азии". Говоря о коррекции международно-правовой базы, основной акцент необходимо сделать на повышении эффективности инструментов международного сотрудничества, поскольку без этого невозможно результативно воздействовать на само наркопроизводство, расположенное в дальнем зарубежье, которое, в свою очередь, обуславливает наркоситуацию внутри нашей страны. Об этом свидетельствует продолжающийся рост наркодавления на Россию. В частности, давление на Северный Кавказ за прошлый год возросло в 8 раз. Это неудивительно, поскольку отказ Администрации США от уничтожения наркопосевов сопровождается катастрофическим падением эффективности международного сотрудничества по уничтожению инфраструктуры афганского наркопроизводства. И, если за последние 9 лет в условиях присутствия МССБ в Афганистане произошло нарастание производства наркотиков в 40 раз, – то только за минувший год произошло резкое падение объёмов перехватываемых в самом Афганистане наркотиков: с 5 тонн героина до всего 593 кг, с 230 тонн гашиша – до 53 тонн. Одновременно количество арестов наркодилеров уменьшилось в 13 раз. А число ликвидированных нарколабораторий за три года сократилось в 10 раз: с 248 в 2007 до 25 – в 2009. Таким образом, риски наркопроизводства в этой стране уменьшились на порядок. Обвал результативности международного сотрудничества очевиден, по сути, оно привело к отрицательным результатам, как в области наркопроизводства, так и в вопросах миротворчества и миростроительства, которые невозможны без уничтожения наркопроизводства. При этом обращает на себя внимание тот факт, что ООН во многом устранилось от реализации программ в этой сфере, передав эти задачи в ведение НАТО, а НАТО, в свою очередь, передало ответственность за борьбу с наркопроизводством на национальный и даже провинциальный уровень Афганистана. Совершенно очевидно, что международно-правовая база нуждается, как требует того Президент РФ, в немедленной корректировке и активном участии в этом всей внешнеполитической мощи российского государства. В исполнение данных указаний и решений Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября прошлого года представляется целесообразным в центр консолидированных усилий федеральных органов исполнительной власти, высших законодательных органов и неправительственных организаций поставить задачу повышения через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности. В августе текущего года к России переходит председательство в Совбезе ООН, и у нас появляется уникальный шанс для постановки по нашей инициативе данного вопроса в повестку дня Совбеза ООН. Кстати, хотел бы обратить внимание, что 8 декабря прошлого года по инициативе и под председательством Буркина-Фасо прошло специальное заседании Совета Безопасности ООН по теме "Мир и безопасность в Африке: незаконный оборот наркотических средств как угроза международной безопасности". Тем самым государство Буркина-Фасо сумело оптимальным образом использовать своё председательство в Совбезе. Причем, постоянный представитель Буркина-Фасо при ООН Мишель Кафандо четко обосновал инициативу своей страны: "Нам важно поднять сам этот вопрос на уровень Совета Безопасности, заявить о том, что этот вопрос является угрозой международному миру и безопасности". Очевидно, что ведущие нации и руководящие органы ООН восприняли сигналы с российской стороны по поводу необходимости кардинального повышения статуса наркоугрозы. Вероятно, пора и России активнее ставить эту проблему. 24 февраля т.г. Совбез ООН уже по инициативе председательствующей на тот момент Франции провел 6277-е заседание по теме "Угроза международному миру и безопасности" с акцентом на проблемы международного оборота наркотиков и организованной преступности. Открывая заседание, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: "Мы должны действовать без промедлений. ... Давайте же объединим свои усилия и не допустим, чтобы оборот наркотиков и организованная преступность угрожали международному миру и безопасности". Отрадно, что с наступлением нового года российские представители в ООН вслед за Буркина-Фасо активизировали работу по данному направлению. В выступлении на февральском заседании Совбеза первый заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ООН Игорь Щербак в полной мере сформулировал позицию России: "острейший характер сохраняет наркоугроза, которая исходит c территории Афганистана и имеет глобальный характер. Считаем, что речь в данном случае идет об угрозе междyнародномy миру и безопасности, что требует со стороны Совета Безопасности адекватных действий". Уважаемые коллеги! Добившись необходимого статуса афганского наркопроизводства, мы получим возможность выйти на ясный и дееспособный план по его ликвидации. Для реализации данного плана также следует внимательно изучить вопрос о создании по инициативе России, Европейского Союза и КНР, как государств, в наибольшей степени страдающих от афганского наркопроизводства, международной комиссии по ликвидации афганского наркопроизводства с ясными задачами на ближайшие пять лет. При этом, реализуя поручение Президента России о корректировке международно-правовой базы, необходимо использовать все те мировые площадки, где эта база и вырабатывается, и реализуется.
И это форматы лишь на уровне ООН. А сколько ещё возможностей для выработки конкретных мер дают иные форумы Совет "Россия-НАТО", "Группа Восьми", встречи на уровне ЕС – Россия, площадка ОБСЕ и т.п. К сожалению, эффективность использования данных инструментов, с точки зрения реальной отдачи, крайне низка. От последовательной активной реализации на этих и других площадках российской позиции при согласовании её на уровне всех ведомств во многом зависит то, сумеем ли мы эффективно противодействовать внешним угрозам, связанным с наркотиками. Представляется необходимым в ближайшее время провести совместное с МИД России заседание ГАК, на котором заслушать по данной проблеме постоянных представителей России при ведущих международных организациях. Уверен, такая встреча будет логична, практически востребована и значима, учитывая, что в марте этого года состоятся ключевые мероприятия по афганской проблематике: принятие Советом Безопасности ООН очередной резолюции по ситуации в Афганистане и обсуждение им очередного одноименного доклада Генсека ООН, утверждение на международной конференции в Кабуле окончательного плана передачи ответственности за вопросы безопасности афганским властям, а также оглашение в рамках конференции новой редакции афганской антинаркотической стратегии, и, наконец, обсуждение на предстоящей сессии КНС вопросов, связанных с афганским наркопроизводством. С учетом разнообразия международных инструментов, площадок, а также комплексности наркопроблем, затрагивающих и полицейские, и правовые, и медицинские, и социальные аспекты представляется целесообразным создать межведомственную рабочую группу ГАК по повышению эффективности инструментов международного сотрудничества при решении задачи ликвидации афганского наркопроизводства. Уверен, нам удастся использовать 53-ю сессию Комиссии ООН по наркотическим средствам для того, чтобы донести до мировой общественности нашу тревогу в связи с угрозой международной безопасности от наркопроизводства в Афганистане и наш призыв о необходимости принятия ООН адекватных мер. Международный опыт свидетельствует, что к сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам нужно готовится заранее. Считаю необходимым начать работу по подготовке предложений Российской Федерации в повестку дня 54-й сессии КНС ООН уже в ближайшее время. Спасибо за внимание. |
Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику? Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ. Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым "Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..." Кокаин был проклятием нашей молодости Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада... Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"... О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина. Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина... Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков" Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях. Грустные последствия использования "веселящего газа" В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"... |
Московский | Российская | Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков" |
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
|