Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Виктор Иванов о направлениях сотрудничества России и НАТО по ликвидации планетарного феномена афганского наркопроизводства

Выступление на расширенном заседании Совета Россия-НАТО, 24 марта 2010, Брюссель

29 марта 2010

Уважаемый генеральный секретарь НАТО! Уважаемые посланники!

Совсем скоро, 9 мая, весь мир будет отмечать 65-летие Победы стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Символом неувядающего духа той выдающейся коалиции станет, в частности, парад Победы на Красной площади в Москве, в котором примут участие и военнослужащие блока НАТО (до роты солдат в современной экипировке и с оружием").

Представляется, что сегодня необходимо организовать новую широкую коалицию, только уже не антигитлеровскую, а антинаркотическую.

Это определяется не только важностью продолжения традиций партнерства и сотрудничества, но и тем абсолютным фактом, что феноменальное по масштабу наркопроизводство в Афганистане стало фундаментальным поражающим фактором для населения наших стран.

Мы профессионалы, и понимаем востребованность в адекватной реакции на возникшую угрозу, ее масштабы и принятия действенных решений в интересах наших народов.

На днях я вернулся из Кабула, где я обсуждал эту проблему с представителями антинаркотических ведомств (России, стран ИСАФ и Афганистана), а также миссии ООН.

Поэтому, несколько слов об официальных оценках афганского наркопроизводства, являющегося общей проблемой для наших 29 стран.

По данным ООН, ежегодно от афганского героина умирает 100 тысяч человек. За первое десятилетие нового века от афганских наркотиков погибли порядка 1 миллиона человек, а 16 миллионов пострадали морально или физически.

Мировой объем потребления героина в 2008 году составил: в России – 21 процент (70 тонн), в Европе (кроме России и Турции) – 26 процентов (88 тонн), в США и Канаде – 6 процентов (22 тонны).

Таким образом, на долю стран, представленных на сегодняшнем мероприятии, приходится более половины всего потребляемого в мире героина.

На наши страны приходится большая часть мирового рынка опиатов: из 65 млрд. долларов на Европу приходится примерно 20 млрд. долларов, на долю Российской Федерации – 13 млрд. долларов, на США и Канаду – 8 млрд. долларов, т.е. на наши страны в сумме приходится 59 процентов объемов мирового рынка опиатов.

Говоря об угрозах и вызовах населению наших стран, следует сопоставить цифры потерь среди наших граждан от событий в Центральноазиатском регионе.

Не может не шокировать тот факт, что ежегодные потери гражданского населения стран НАТО от передозировки героина в 50 раз превышают их же военные потери в Афганистане. Это подтверждается данными директора УНП ООН Антонио Косты о ежегодной смерти от афганских наркотиков 10 тыс. граждан стран Североатлантического альянса.

Очевидно, что действия военных в этом регионе должны быть направлены не на собственную защиту, а, прежде всего, на защиту граждан своих стран, являющихся при этом налогоплательщиками, оплачивающими действия своих же военных.

Следует подчеркнуть, что помимо непосредственного ущерба жизни и здоровью наших граждан, афганское наркопроизводство формирует и консолидирует транснациональную организованную преступность в Евразии, а также, что крайне опасно, предоставляет гигантский финансовый и рекрутинговый ресурс террористическим и экстремистским организациям, нелегальную инфраструктуру, поставки оружия, взрывчатых веществ, средств связи в целях проведения операций против мирного населения.

При этом отсутствие результатов применения международных усилий в этом регионе на антинаркотическом направлении в течение длительного времени, практически восьми с половиной лет, убедительно свидетельствует о неадекватности применяемых подходов в обеспечении безопасности.

Суммируя изложенное, можно констатировать, что и в целом существующая архитектура безопасности является не просто неэффективной, но, более того, работает с отрицательным результатом.

Так, решения Лондонской конференции от 28 января текущего года о реинтеграции части Талибана во власть свидетельствуют о набирающем силу процессе переоценки степени и характера угроз от этого движения, в то время как роль и значение фактора масштабного наркопроизводства неуклонно возрастает, более того, мультиплицирует отрицательные, жизненно опасные последствия для мира в целом.

Очевидна необходимость в условиях глобализации не просто улавливать в широкой палитре вызовов дискретные угрозы, но и формировать саму новую философию безопасности.

Сегодня абсолютно недостаточен прямолинейный, даже примитивный подход концентрированного применения всего потенциала международных сил на решение одной отдельно взятой проблемы – терроризма, что контрастирует на фоне оценок таких видных политиков, как руководитель форин-офиса Великобритании Дэвид Милибэнд и других о том, что "война с террором была ошибочной и принесла больше вреда, чем пользы".

Вопросы иерархии и приоритетности угроз в архитектуре безопасности должны быть зафиксированы для решения таким образом, чтобы их устранение не порождало новых, значительно более опасных угроз, как в случае с Афганистаном.

Следовательно, новая безопасность начинается не с линейного определения перечня угроз, а с просчета рисков и последствий ответов международного сообщества на эти угрозы.

Мировая политика – это сфера абсолютных рисков, то есть реакции получения в ответ на даже самые тривиальные, стандартные решения и действия, абсолютно неожиданных, порой крайне болезненных последствий.

Термин "риск" имеет греческое происхождение ("risikon") и означает "утес", т.е. высокую степень вероятности неблагоприятного исхода, находясь на краю обрыва.

Соответственно, планирование международными структурами новых мер и решений по реакции на угрозы в обязательном порядке должно сопровождаться рефлексией результатов выполнения предыдущих решений.

Анализ событий последнего десятилетия убеждает нас в том, что произошел серьезный сбой в применении и характере совокупных усилий международного сообщества в реализации ключевых решений Организации Объединенных Наций.

Так, в 1998 году были определены политические императивы в борьбе с наркоугрозой.

В результате производство опиума в Афганистане упало в 12 раз. Если в 1998 году было произведено 2693 тонны опиума, то в 2001 – 185 тонн.

Принятые в знаковом 2001 году мировым сообществом новые решения на применение силы повлекли в свою очередь резкий рост производства опиума практически в 40 раз.

Таким образом, используя медицинскую лексику, можно констатировать, что применяемое лекарство оказалось губительнее самой диагностированной ранее болезни.

Оценивая архитектуру мировой и евразийской безопасности, следует подчеркнуть приоритет в ликвидации планетарного феномена афганского наркопроизводства. От эффективности совместных действий на этом направлении зависит стабильность, как Евразии, так и мира в целом.

Возможно, уже сегодня имеются все основания для того, чтобы ввести в оборот международной политики принципиально новый вид безопасности – антинароктическую безопасность. И здесь необходимы кооперативная ответственность и проекты кооперативной безопасности.

Именно поэтому Россия рассматривает НАТО своим ключевым партнером в борьбе с наркоугрозой в Афганистане. Тем более, что именно НАТО 11 августа 2003 года приняло на себя командование войсками МССБ (ИСАФ) и, по сути, выступает оператором всего международного сообщества, одновременно и параллельно с другим членом НАТО – США, которые с 7 октября 2001 года проводят свою операцию "Несокрушимая свобода".

Таким образом, с учетом принципа общей и разделяемой ответственности, именно НАТО несет всю полному ответственности за нормализацию ситуации в Афганистане, включая ликвидацию наркопроизводства.

При этом Россия не хочет оставаться в стороне.

Хорошей основой является действующий Совет "Россия-НАТО", а также двусторонняя президентская комиссия Медведева – Обамы, в рамках которой уже активно функционирует рабочая группа по наркотикам, сопредседателями которой являются Гил Керликовски и Ваш покорный слуга.

Подобно российско-американской рабочей группе, возможно, имело бы смысл образовать совместную российско-натовскую группу в целях разработки общего подхода к борьбе с афганским наркопроизводством.

В этой ситуации я хотел бы представить Совету Россия – НАТО основные положения российского плана ликвидации афганского наркопроизводства как практическую базу для консолидации усилий России и государств Североатлантического блока:

  1. Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

  2. Разработка и реализация программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.

  3. Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.

  4. Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.

  5. Включение в мандат ИСАФ компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

  6. Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.

  7. Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских (в текущем году Россия обучит 225 полицейских в рамках программы Совета Россия-НАТО).

С учетом количества пунктов предлагаю назвать этот план "Радуга – два: Россия – НАТО".

Реализация этого плана, возможно, потребует создания международной комиссии или агентства по ликвидации афганского наркопроизводства с четкими задачами на ближайшие пять лет.

Полагаю, что, если этот план будет поддержан, то образующаяся антинаркотическая коалиция получит действенный инструмент и добьется успеха.

К слову говоря, "большой успех", по оценке генерального секретаря НАТО, коллеги Расмуссена, операции Моштарак, обеспечил освобождение от вооруженных повстанцев провинции Гильменд, дающей более 75 процентов афганского наркопроизводства.

Таким образом, уже сегодня созданы уникальные возможности выполнения пункта 3 предложенного плана по ликвидации 60 процентов мирового производства опиума.

Благодарю за внимание.

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования