Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Духовно-нравственное и спортивно-патриотическое воспитание молодежи с отклонениями в поведении как фактор профилактики наркотизма на территории Российской Федерации

 

Н. В. Каклюгин – врач-психиатр; эксперт Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу Российской Федерации; аспирант ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; методист социально-идеологического отдела ГОУ «Дворец пионеров и школьников им. А. П. Гайдара» Окружного Юго-Восточного управления образования Департамента образования г. Москвы, г. Москва.


Вот уже более 20 лет в Российской Федерации происходят изменения в духовной, политической, социальной и экономической сферах. Среди них, безусловно, есть такие, которые приносят позитивные результаты. Но вместе с тем возникли и отрицательные моменты, в частности касающиеся системы образования. Это, прежде всего, отсутствие четко обозначенной системы воспитания, редуцирование самого понятия «воспитание» до идеи «адаптации к социуму», вытеснение воспитательного процесса в систему дополнительного образования и коммерциализация последней, нарушение права ребенка на свободу религиозного самоопределения, несоблюдение принципа культуросообразности в воспитании, проникновение в школу идей половой распущенности, потребительства, оккультизма и т. д. [5] «Сегодня уже достаточно ясны, – указывает В.В. Сериков, – суть и истоки кризиса, охватившего отечественную систему воспитания... Во-первых, это – кризис целей, поскольку утрачено однозначное представление о человеке, которого мы хотим воспитать. Во-вторых, кризис мировоззренческий, поскольку ...всплыли «вечные вопросы» об отношениях человека и общества, индивидуального и социального, жизни и ее смысла. В-третьих, налицо кризис теории, которая пока еще не может объяснить и упорядочить многообразие фактов и воспитательных концепций... Неразработанность теории, естественно, порождает и содержательно-методологическую необеспеченность воспитания. В-четвертых, мы являемся свидетелями кризиса компетентности воспитателей...» [2, с. 29].

Безусловно, российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Все это привело и продолжает приводить к ряду деструктивных тенденций в духовной и нравственной жизни нашего общества. В частности, налицо все большая утрата идеалов и ценностей, которые дало в свое время России христианство. Стремление к духовному и нравственному совершенству подменяется стремлением к поиску одних лишь телесных удовольствий и наслаждений. Развивается нездоровая тенденция предпочтения материальных ценностей духовным. Нередки и такие ситуации, когда просыпающаяся в человеке естественная потребность в духовной жизни начинает заменяться суррогатом в виде нездоровой тяги к мистическим культам религиозных сект и оккультизма. Как следствие у детей и подростков возникают довольно смутные, искаженные представления о таких добродетелях, как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. Духовная опустошенность современных молодых людей нередко толкает их на путь алкоголизма, наркомании, преступного бизнеса; ощущение безысходности и отчаяния приводят к самоубийству. Вопрос борьбы с нарастающей проблемой злоупотребления наркотическими средствами и психотропными препаратами, как показал мировой опыт, чрезвычайно сложен. Стратегия противодействия этому злу во многом зависит от позиции государства, то есть всех властных структур, тогда как тактика зависит от позиции общества, всех его слоев.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Значительным вкладом в осмысление и обоснование концепции гражданского воспитания сложного переходного периода явились последние разработки эффективных воспитательных моделей, построенных на фундаментальной базе свободы личности, демократии и гражданственности, которые проводятся в Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания Российской академии образования (РАО). В частности, Лаборатория гражданского воспитания под руководством Г.Н. Филонова активно участвовала в подготовке и работе трех Всероссийских научно-практических конференций Российской академии образования и Правительства Дагестана: 1999 г. («Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости», Москва, 16-17 ноября); 2001 г. («Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности», Москва, 14-15 ноября); 2003 г. («Воспитание как социокультурный феномен», Москва, 24 апреля) [16].

Согласно современной трактовке понятийного аппарата по исследуемой проблеме, основной целью гражданского воспитания является формирование гражданственности как интегративного качества, которое включает «в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения» [4]. Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств» [18]. Общечеловеческие моральные ценности, утверждают ученые, – это базис нравственной культуры личности; «правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового государства, для которого характерна высокая степень востребованности гражданских качеств людей» [18]. Из данных положений определяется цель гражданского воспитания: «воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества». При этом нельзя забывать, что личность приобретает черты гражданского облика с раннего возраста «на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируется на протяжении всей жизни» [18]. Гражданское воспитание связано с сознанием человека. «Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражданский долг и понимающего, что от его действий зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демократического общества… Таким образом, гражданственность позволяет «человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным» [18].

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в современном теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия между:

  • ориентацией общества на нравственно активную и устойчивую личность и ростом проявлений аморализма в социальной среде;
  • объективной потребностью динамично изменяющегося общества     в нравственно воспитанных людях и неразработанностью педагогических основ и методических рекомендаций по эффективной организации нравственного воспитания учащихся подросткового возраста;
  • потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утратой, либо предельной минимизацией школьным образованием функции духовно-нравственного просвещения;
  • растущей потребностью образовательно-воспитательной практики   в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях.

Таким образом, социальная актуальность и педагогическая  значимость проблемы развития духовно-нравственного потенциала подростков очевидны. Данной проблеме все больше и больше уделяется внимание  в среде ученых и практиков. В исследованиях прошлого века с 90-х годов и  по настоящее время особое внимание обращается на тенденции, которые обнаружились в результате трансформации социокультурных характеристик российского общества и оказывают негативное влияние на духовно-нравственное воспитание подростков, что приводит к формированию у них аддиктивного (зависимого) поведения, выражающегося в пристрастии к потреблению алкоголя, наркотиков, к игре на компьютере или игровых автоматах, склонности к сексуальной распущенности, вовлекает их в молодежные субкультуры, подавляющее большинство из которых несет в себе деструктивный для личности подростка потенциал.

Здесь будет уместно вспомнить следующие слова Президента Российской академии образования Н. Д. Никандрова: «Мы живем в переходное время. Не очень ясно, в каком обществе мы жили (понятия коммунизма или тоталитаризма далеко не охватывают все его реалии), еще менее ясно, к чему идем. Допустим, идем к цивилизованному рынку и достойной жизни. Но и эти понятия достаточно многозначны и идеологически нагружены. Более того, многие задумывающиеся над этими проблемами – несомненные представители и приверженцы рыночной экономики – понимают, что рынок – не лучший инструмент отработки системы ценностей. Так, об этом пишет известный предприниматель Дж. Сорос в книге, название которой, казалось бы, нельзя было от него и ожидать – «Кризис мирового капитализма» (Сорос, 1999). ...Интересно не то, что известный капиталист говорит о «неминуемом распаде системы мирового капитализма» (с. 113), даже не его описание построенного в России общества как грабительского капитализма (с. 167 и дальше). Подлинной бедой он считает, что «денежные ценности узурпировали роль подлинных ценностей, а рынки стали господствовать в таких сферах общественной жизни, где им не должно быть места» (там же, с. 226), называя среди прочих области образования, медицины и науки» [10].

Профессор И. А. Невский указывал на опасность дефицита духовности в образовании подрастающего поколения. «Об этом, – писал он, – говорилось на научном симпозиуме в Праге в 1991 г., посвященном философии образования в XXI в. Единодушно признавалось, что европейская школа в лучшем случае учит знаниям, но не ценностям и нормам. Знания, лишенные ценностного отношения, аксиологической характеристики, способны обслуживать самые различные цели, антигуманные в том числе. Учебная, трудовая деятельность, лишенная личностного смысла и ценности, способна вызвать лишь отвращение и стремление избегать их любыми путями. Если они и способствуют развитию интеллектуальных качеств индивида, то не сопровождаются развитием духовным или даже ведут к духовной деградации. Эта проблема не новая. Она активно обсуждалась в конце XIX – начала XX в. Гуманистические традиции русской школы основывались на воспитании таких духовных, нравственных ценностей, как честь, благородство, верность слову, долг, личное мужество и других» [9].

Между тем в настоящее время в результате духовно-нравственного разложения общества проявились такие тяжелые общественные духовные пороки, как крах семьи, падение рождаемости, сексуальная революция с растлением населения, в первую очередь детей и подростков, проституция, развитие гомосексуализма и привитие населению толерантного отношения к данному, безусловно, асоциальному явлению. Падение уровня духовно-религиозной культуры населения привело к развитию суррогатной духовности с появлением в обществе огромного количества тоталитарных деструктивных культов (сект), распространения среди населения и пропаганде различных видов оккультных практик, что более всего отразилось на психическом и духовно-нравственном состоянии детей и подростков [3].

Музыкальные потребности подрастающего поколения россиян на современном этапе общественного развития, как правило, представлены техно-, электронной музыкой, тяжелым роком и другими направлениями, чуждыми классическим направлениям музыкального искусства, его мелодике и гармонии. Прослушивание музыкальных композиций в современной аранжировке, изобилующей низкими частотами и частым барабанным ритмам, доставляет молодым людям удовольствие сродни тому, которое возникает при приеме психоактивных веществ. Кроме того, увлечение тем или иным нетрадиционным для старшего поколения музыкальным направлением сегодня все чаще приводит подростков в специфическую молодежную субкультуру, где подвергаются осмеянию национальные традиции и необходимость соблюдения общественных законов морали и нравственности. Нередко этот путь приводит молодых людей к потреблению, а затем и злоупотреблению какими-либо психоактивными веществами, являющимися необходимым атрибутом для создания чувства полной сопричастности к данной субкультуре.

Сегодня стали социально значимы такие пороки как алкоголизм, в том числе детский и юношеский, наркомания, игровая и другие зависимости. Современное общество оказалось на грани духовно-нравственной катастрофы – утрата высоких нравственных идеалов привела к процветанию низменных интересов и потребностей. Эти явления настолько изменили образ жизни современного человека (особенно это коснулось детей и молодежи), что уже грозят самому его существованию. Наши дети и подростки вынуждены жить в агрессивной для них социальной среде. Известно, что достижение цели по типу «все сразу» есть реализация инфантильной установки личности. Она же – главная установка гедонизма и девиантного, отклоняющегося от нормы, поведения личности. Психологически такая установка означает отказ от целеполагания, переживание состояния иллюзорной вседостигнутости и всереализованности, когда все, к чему можно стремиться, уже дано непосредственно. Воспитываясь в условиях подавления некогда традиционной культуры, извращения духовных ориентиров личности, потери семейных ценностей, они духовно программируются на ведение нездорового образа жизни с формированием особого духовно психологического стереотипа образа жизни и поведения, который формирует у них аддиктивное, или зависимое, поведение (см.таблицу).

Таблица. Механизмы формирования аддиктивного (зависимого) поведения [3]

Таким образом, «фактор спроса» на алкоголь и/или наркотические вещества во многом зависит от дефектов семейного и школьного образования, подавлении духовности в ее истинном смысле и значении, что проявляется в виде личностных и общественных духовных пороков развития, девиантного (отклоняющегося от нормы) и аддиктивного (зависимого) поведения детей и подростков. Огромное значение имеет также малая степень занятости детей, брошенность их на произвол судьбы, отсутствие мощного положительного влияния на формирование полноценной личности гражданина со стороны государства и общества [3]. Если серьезно говорить о профилактике наркотизма среди детей и подростков, то необходимо обязательно учитывать вышеуказанный фактор.

В связи со значительной цифрой экономического ущерба от последствий наркотизации российского общества, возникает вопрос: почему же у нас в стране наркомания получила столь угрожающую по темпам роста и охвату населения проблему, которая способна прямо или косвенно уничтожить каждого в отдельности и все государство в целом? Известно, что в советское время наркомании как социального явления не было. Существовали лишь небольшие группы потребителей наркотиков, главным образом, в криминальных структурах, в так называемых «богемных» группах. Стабильно регистрировались единичные случаи медицинской наркомании у пациентов, ставших зависимыми от приема медицинских препаратов, содержащих морфий или его производные, либо с целью снижения порога чувствительности при хроническом болевом синдроме, либо в связи с возможностью беспрепятственного доступа к местам хранения лекарственных средств данной группы – медицинские работники. Общее количество выявленных случаев было ничтожно мало в сравнении с тем, что сегодня фиксируется российской наркологической службой. После распада Союза Советских Социалистических Республик и последующей ликвидации так называемого «железного занавеса» морально-нравственная ситуация в стране резко ухудшилась – возросло влияние абсолютно нехарактерной для нашего общества в прошлом западной контркультуры в виде сексуальной вседозволенности, порнографии, гомосексуализма, наркомании и многих других пороков современного общества. При отсутствии существенного духовного и религиозного влияния со стороны чрезвычайно ослабленного на тот момент в силу социально-экономических и политических потрясений института семьи, представителей традиционных для России религиозных вероисповеданий и школы, это прозападное мышление стало воздействовать и на процесс воспитания детей, подростков и юношества [3]. Большое значение в том катастрофическом распаде системы основополагающих гражданских ценностей сыграло уничтожение государственной идеологии, исчезновение системы официальных детских и юношеских организаций всесоюзного масштаба, совершенно никем и ничем не регулируемое влияние средств массовой информации на молодежь, главным образом, телевидения, видео-индустрии и компьютерной сети «Интернет».

В 1995 году профессор И. А. Невский писал по этому поводу: «В России с началом перестройки и распадом СССР на отдельные республики-государства практически были разрушены все формы общественного воспитания детей (кроме выполняющих правоохранительную, пенитенциарную и карательную функции). Дети и подростки практически выпали их сферы внимания и заботы государственных институтов (стали закрыватъся детские сады – за два года количество мест в них уменьшилось на 1800000, количество внешкольных учреждений, пионерских лагерей – на 40%, почти исчезли базы отдыха и спорта)» [9].

Подобная ситуация, естественно, не могла ни коим образом способствовать вовлеченности молодежи в оздоравливающие тело, дух и душу программы. В настоящее время создано множество профилактических программ против наркомании для детей и подростков, однако, только единицы из них учитывают необходимость формирования духовности, нравственности, повышения интеллектуального и образовательного уровня среди детей и юношества как значимых факторов снижения уровня возможности приобщения детей и подростков к потреблению наркотических средств и психотропных препаратов. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере, следствием которого является в том числе рост наркотизации и алкоголизации молодого поколения россиян, кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

История Российского государства, его культуры, экономики, уклада жизни формировалась под сенью православия, явившегося для России государствообразующей, этнообразующей и культурообразующей основой. Русская культура, в том числе и культура жизнедеятельности, на протяжении тысячелетия была культурой христианской, питавшейся идеалами христианства, бравшей в нем свои духовные силы, «любовь к свободе и чувство ценности личности» [6, с. 173]. Поэтому ее и нельзя понять вне христианства.

Педагогика, синонимом которой является понятие «просвещение», являясь частью культуры, также должна быть понята и осмыслена в русле традиционных для той ли иной страны культуральных основ. С этой точки зрения отечественное духовно-нравственное просвещение немыслимо вне христианства. Вспомнить и вернуться к православным истокам педагогики особенно важно сегодня, когда школа, при всех достижениях современной педагогической науки, продолжает использовать в своем учебно-воспитательном процессе не оправдавшие себя педагогические идеи [5].

При этом стоит вспомнить, что еще К. Д. Ушинский, великий русский педагог, создавший целое направление в отечественной педагогике, призывал к сохранению народного (для него само собой разумеющегося православного) характера школы, ее национального характера, прекрасно понимая, что прямые заимствования в таком тонком деле, как школа, могут быть опасны. «Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, – отмечал он, – У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитателъных систем является невозможным» [12, с. 165]. Данное утверждение не исключает, впрочем, применения выработанных другими народами методов и средств воспитания. «Можно и должно, - писал К.Д. Ушинский, - заимствоватъ орудия, средства изобретения, но нельзя заимствоватъ чужого характера и той системы, в которой выражается характер» [12, с. 160]. Поэтому «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитателъную силу, которой нет в самыхлучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов» [12, с. 161]. В том же, XIX веке русский публицист и историк К. С. Аксаков писал, что «общечеловеческое само по себе не существует; оно существует в личном разумении каждого человека... Народ не менее отделъного человека имеет право быть самим собою и иметь свою деятелъность... Отнимать у русского народа право иметь свое русское воззрение – значит лишать его участия в общем деле человечества» [1].

Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы его духовно-нравственного воспитания (просвещения).

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли) [15].

Поэтому в современной педагогике среди прочих более чем какое-либо другое имеет право на существование направление, обращенное к духовно-нравственным основам просвещения и базирующееся на фундаменте православных культурных традиций. Современная школа либо совсем отказывается от своей воспитательной функции, либо находится в растерянности из-за непонимания того, какой цели в деле воспитания она должна придерживаться, к какому идеалу вести ребенка. И это скорее не вина современной школы, а ее беда, поскольку дважды за прошедшее столетие рушилась сложившаяся в нашей стране система воспитания. В начале XX века коммунистический режим полностью разрушил систему православного воспитания. В конце этого же века разрушена система атеистического советского воспитания, полноценной замены которой на государственном уровне нет до сих пор. Сегодня отсутствует единый системный подход в вопросах воспитания, поскольку нет единой цели, а воспитывать «чему-нибудь» и «как-нибудь» невозможно [5].

В одном из своих выступлений на собрании Московской епархии Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II сказал: «Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая своею целью уничтожить его. В западных странах работает мощная индустрия растления, поставляющая в Россию в огромных количествах порнографическую продукцию, проповедуется разврат во всех его видах, явочным порядком легализуется жизнь по образу Содома и Гоморры. В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, контрацептивов, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый в нашей стране демографический кризис и приводит к вырождению и вымиранию нашего народа невиданными темпами ... Мы должны поднять русский народ на борьбу за жизнь своих детей».

Никто не станет спорить, что подрастающие поколения попали под «обстрел» идей и взглядов, разрушающих гражданственность, патриотизм, пропагандирующих моральную распущенность и безответственность. По существу возникла невиданная духовно-нравственная эпидемия. Это бедствие требует специального теоретического и экспериментального изучения и анализа, позволяющего охватывать и прогнозировать происходящую эпидемию, разрабатывать способы ее подавления, лечения и устранения. Громадные возможности научно-технического прогресса безжалостно способствовали возникновению и широкому распространению новых способов и средств растления человека [7]. Один из них – наркотики. Они же, в свою очередь, являются катализатором такого социально опасного явления как преступность.

За последние 15 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось более чем в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли – в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности – почти в 9 раз. За 2004 год правоохранительными органами выявлено 150 096 преступлений в указанной сфере, из них 99732 преступления или 66% от общего числа относятся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких. В 2008 году выявлено 232 613 правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 82 509 преступлений больше, чем в вышеупомянутом 2004 году. По сравнению с 2007 годом значительно увеличилось число зарегистрирован­ных преступлений, связанных с пересылкой наркотических средств – на 20,1%; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в крупном размере – на 8,3% и совершенных в особо крупном размере – на 11,1% [17].

«Преступность – раковая опухоль общества, – писал профессор И. А. Невский в 1995 году, – Чем в более раннем возрасте она его поражает, тем она опаснее. Надежды на то, что ребенок, подросток, совершившие преступление и направленные на перевоспитание, исправление в специальные воспитательные учреждения, действительно в них исправятся и покинут их правопослушными гражданами, далеко не всегда оправдываются. Опыт пребывания в этих учреждениях может быть и отрицательным. В них завершается криминализация личности. В основной своей массе преступность взрослых вырастает из преступности несовершеннолетних» [9]. Предупреждения ученого о быстро нарастающем усилении процесса криминализации российского общества оправдались [16].

При этом следует отметить, что одним из самых важных моментом в профилактики наркомании является ориентация молодежи на создание здоровых полноценных семейных отношений. В настоящее время Россия переживает крах семьи. Ежегодно распадается 60-70% первично заключаемых браков и 60% вторично заключаемых браков. Ежедневно без одного из родителей из-за распада брака остаются около полутора тысяч людей, это около 0,5 миллиона детей в год. А за 10 лет – наиболее важный период в воспитании детей эта цифра уже составляет пять миллионов [3]. Кроме того, рождается огромное количество внебрачных детей и у нас имеется такое социально уродливое явление – социальное сиротство. Это огромная армия детей пополняет криминальный и мир наркозависимых. И все это – следствие духовно-нравственного разложения некогда основополагающих принципов жизнедеятельности русского народа. Что же делать?

Как известно, существует три типа профилактики наркомании [3]:

  1. Первичная профилактика – недопущение употребление наркотиков детей и подростков, не употребляющих наркотики в настоящее время;
  2. Вторичная профилактика – работа с лицами, эпизодически употребляющими наркотики или потенциально склонными к их употреблению (так называемая группа риска);
  3. Третичная профилактика – направлена на лечение и реабилитацию активно употребляющих наркотики, т.е. больных наркоманией, и профилактика рецидивов после активно проведенных лечения и реабилитации.

Стратегическим приоритетом первичной профилактики согласно концепции, разработанной Министерством образования Российской Федерации в 2002 году, следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ.

Вторичная профилактика зависимости от приема наркотических средств касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с их употреблением, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Естественно, что основной акцент мы должны делать на первичной профилактике, так как на сегодняшний день лечение и реабилитация лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, в медицинских учреждениях дает положительный результат только в 5-6% от общего числа обратившихся за наркологической помощью лиц. Если учесть, что полный курс лечебно-реабилитационных мероприятий проходит в лучшем случае каждый десятый наркозависимый, то получаем их эффективность, равную 0,5-0,6%, что крайне мало.

Учитывая, что наркомания имеет экономическую основу в виде рыночной экономики, а последняя предполагает элемент конкуренции, мы не можем, естественно, предложить ей конкуренцию в виде предложения каких-то новых «нейтральных» или «полезных» наркотиков. Но мы можем противопоставить ей сильную конкуренцию в виде усиления работы с детьми, подростками и молодежью по пропаганде здорового образа жизни (как в телесном, так и в духовном отношении), заинтересованности спортом и физической культурой, развитием военно-патриотического воспитания их, вовлечением в кружки и клубы, православно ориентированные исторические элективные курсы, повествующие об истории России с позиций традиционных для нашего Отечества духовно-нравственных установок [3].

Именно духовно-нравственное воспитание имеет непосредственное отношение к формированию здорового, или «праведного» (в терминологии нравственной христианской философии) образа жизни. Как отмечает в своей работе «Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости» доктор философских наук, профессор, зав. курсом биоэтики Московского государственного медицинского университета, заместитель председателя Церковно-общественного совета по биоэтике И. В. Силуянова, «концентрация внимания на материальных условиях жизнедеятельности человека приводит к некоторой абсолютизации роли телесных составляющих здоровья человека, оставляя в стороне составляющие духовного, нравственного, психического, социального, коммуникативного уровней. Прямым следствием этой абсолютизации можно рассматривать широко распространенную максиму: «В здоровом теле – здоровый дух», где психическая стабильность человека ставится в зависимость от состояния его телесности. Данное утверждение является искажением строки Х сатиры римского поэта Ювенала, которая звучит так: «Orandum est utsit mens sana in corpore sano»,  что в переводе с латинского означает: «Надо молить, чтобы в здоровом теле был здоровый дух». Очевидно, что смысл этой строки прямо противоположен популярной в недавнем прошлом идеологической установке.

Не принижая степени влияния телесного уровня здоровья на психический, нельзя недооценивать и реальность обратной связи. Полезно помнить и другую, древневосточную, максиму: «Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится». «Питание духа» не менее важно для здоровья, чем питание тела. Воспитание молодежи, и призвано обеспечить качественное и бесперебойное «питание духа» молодого человека. Сбои в «питании духа», в немалой степени влекут за собой такие заболевания, как  наркомания, алкоголизм, неврозы и др. Вряд ли кто будет отрицать, что, например, та же наркомания в конечном счете связана с бездуховностью, с отсутствием ясных морально-нравственных установок» [11].

Как справедливо отметил игумен Анатолий (Берестов), руководитель Душепопечительского центра святого праведного Иоанна Кронштадтского, выступая в октябре прошлого года на третьем заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, посвященного вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения юных россиян как залога их дальнейшего здорового бытия в современном обществе: «Вся эта работа должна лежать в компетенции государства, т.е. определенных его ведомств – органа, отвечающего за работу с молодежью, министерств образования, спорта, здравоохранения, обороны. Параллельно необходимо усилить роль и влияние Русской Православной Церкви и других традиционных религий в воспитании детей и молодежи, развивая духовность, духовно-нравственные и патриотические ценности.

Эту работу с детьми необходимо проводить не только и не столько в школе, сколько всем обществом. Чрезвычайно важно уделить большое значение летней работе с детьми, организации правильного отдыха и досуга, не оставляя детей наедине с улицей» [3].

В заключительной главе к изданной в 2008 году Православным Свято-Тихоновским богословским университетом книге С. Ю. Дивногорцевой «Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры» дан следующий рецепт оздоровления молодежной среды: «Для оптимальной реализации духовно-нравственного воспитания в условиях современной российской действительности необходимо создать определенную систему работы, предусматривающую присутствие таких основных компонентов, как:

  • наличие отдельного учебного предмета нравственной направленности (прим. авт. - что уже является вопросом решенным),
  • «вкрапление» нравственной составляющей во все другие учебные предметы школы (прим. авт. – что пока представляется весьма далекой, но чрезвычайно необходимой перспективой, как, впрочем, и все последующие пункты),
  • первоочередное решение задач духовно-нравственного просвещения во внеклассной и внеурочной работе школы,
  • взаимодействие школы по проблемам духовно-нравственного воспитания с системой дополнительного образования, и, прежде всего, образовательными структурами Русской Православной Церкви,
  • взаимодействие школы и Церкви в данной работе с семьей, оказание ей педагогической помощи и поддержки, но и опора на семью как главный институт воспитания,
  • включение духовно-нравственной составляющей в другие сферы содержания образования, в частности, средств массовой информации» [5].

В том же издании, во вступительной его части, даются следующие разъяснения о правомерности выбора указанных выше приоритетов: «Обращение к православным истокам и основам духовно-нравственного просвещения позволяет нам и имеющееся в России законодательство в области свободы слова и образования. Его анализ показывает, что в отечественной педагогической действительности воспитание и сегодня может быть основано на православных традициях. Российское государство является светским в том плане, что Церковь от него отделена. Действительно, в Российской Конституции есть статья 14, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Но есть там и другая статья – 28, о свободе совести: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Противоречия в этих статьях нет. Первая запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространятъ.

В преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уже признается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Закон вводит представление о двух уровнях рассмотрения духовных и культурных проблем: первый – уровень всей России, где православие признается государствообразуюшей и культурообразующей конфессией (этот уровень принято называть федеральным); второй – уровень регионов России, где следует говорить не только о православии, но и о других конфессиях как части исторического наследия. Эти положения конкретизированы в «Законе об образовании», согласно которому система образования обязана защищать и развивать национальные культуры и региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства (ст. 2, п. 2)» [5].

Окончание следует


Список литературы:

  1. Аксаков К.С. О русском воззрении. // М.: Русская идея, 1992;
  2. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. // Сб. научных трудов и материалов по итогам научной конференции, г.Волгоград, 27-30.09.2004 г., Волгоград, 2005 ч. I;
  3. Берестов А. Духовно-нравственное воспитание молодого поколения россиян как наилучший фактор предотвращения наркотизации российского сообщества. Доклад на 3-м заседании Общественного совета Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 20.09.2008 г. Электронный адрес доклада: http://www.rusk.ru/st.php?idar=113549;
  4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д, Педагогика и психология: Учебное пособие. // М.: Гардарики, 2001. С. 102;
  5. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. // М.: Издательство ПСТГУ, 2008. – С. 139-140;
  6. Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / Составители Е.Г. Осовский, О.Е. Оссовский // Саранск, 2003. (Педагогическая библиотека российского зарубежья, т.2);
  7. Кривцова Л.Н. О некоторых вопросах правового обеспечения духовно-нравственного здоровья семьи, детей и молодежи в Московской области. // Доклад на Всероссийском семинаре родителей «Родители за доступность и качество образования», г.Москва, 29.01– 3.02.2006 г. Электронный адрес доклада: http://www.r-komitet.ru/events/razdel/seminar-5;
  8. Лаутер Д. В защиту успешной и социально активной педагогики // Международные макаренковские исследования. Макаренко на Востоке и Западе / Под ред. 3. Вайтца /Марбург, Германия/ и А. Фролова /Н. Новгород, Россия/. Т. 3. Ред. русского изд. А. Фролов. Н. Новгород, 1994. С. 121;
  9. Невский И.А. Во что обходится обществу неэффективное образование // Магистр, 1995. - №3. – С. 29-30;
  10. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. 2-е издание, исправленное и дополненное // Чебоксары: Издательство Чувашского ун-та, 2001. С. 19-20;
  11. Силуянова И.В. Духовно-нравственное и физическое здоровье: параметры взаимозависимости // Электронный адрес материала: http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38067.php;
  12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. // М., 1948-1952. Т.2;
  13. Филонов Г.Н. О достоверности педагогических исследований // Педагогика, 2004. - №4.- С. 35;
  14. Франкл В. Человек в поисках смысла. // М.: Прогресс, 1990. – 368 с. Электронный адрес размещения: http://www.psychiatry.ru/book_show.php?booknumber=116&article_id=9;
  15. Шестун Е. Православная педагогика. – М., 2001. – 560 с.;
  16. «Воспитание гражданина в педагогике А.С. Макаренко: В 2 ч.». Автор монографии, примечаний, редактор-составитель С.С. Невская. // М.; Академический Проект; Альма Матер, 2006. – C. 11
  17. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. №561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» // Электронный адрес размещения: http://www.narkotiki.ru/jrussia_5991.html;
  18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Гл. ред. В.В. Давыдов. Т. 1. // М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. С. 224;
  19. Философский энциклопедический словарь. Составитель: Губский Е.Ф. // М., 2000. – 576 с.

Часть II

Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №6, 2010 г., с. 58-73 .


Сайт «Нет – Наркотикам», Москва, 2010 г.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования