Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Круглый стол "Противодействие наркомании – важнейший элемент безопасности России". Часть II

06 апреля 2011

22 ноября 2010 года комитетом Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству был проведен круглый стол "Противодействие наркомании – важнейший элемент безопасности России".

И. И. Батыршин, советник Директора ФСКН России:

Согласно распоряжению Правительства № 466-р от 31 марта 2010 года в настоящее время создается научно-исследовательский центр ФСКН России, в задачи которого входит научное и аналитическое обеспечение деятельности ФСКН России, Государственного антинаркотического комитета и антинаркотических комиссий субъектов федерации.

Я бы хотел сказать несколько слов о целях и задачах этого центра, как я их вижу. С моей точки зрения, главной задачей центра является проектирование новых антинаркотических практик, систем деятельности по противодействию наркомании, которые бы учитывали как существующие общественные организации, так и государственные органы по борьбе с наркоманией и координировали их деятельность. Условно можно выделить четыре основных направления антинаркотических практик, которые требуют научной и аналитической разработки.

Первое направление – это социальная реабилитация и ресоциализация наркозависимых. В августе этого года, в пансионате "Космонавт" ФСКН России, мы, совместно с несколькими департаментами ФСКН и Институтом демографии, миграции и регионального развития, проводили научно-практическую конференцию "Антинаркотическая политика как инструмент социальной модернизации". На ней мы обсуждали вопрос создания национальной системы реабилитации наркозависимых и их ресоциализации. После этого, в конце октября – начале ноября мы проводили в Нижневартовске вторую конференцию по вопросам социальной реабилитации и ресоциализации, на которой уже дошли до конкретных критериев добровольной сертификации реабилитационных центров и ряда проектных предложений. В целом, я считаю, задачей является создание мощной, целостной, скоординированной системы государства и общества по социальной реабилитации и ресоциализации наркоманов. Потому что сейчас существует около тысячи негосударственных реабилитационных центров и каким-то образом с ними нужно выстраивать взаимодействие. По сути, стоит очень большой вопрос по подготовке кадров для этих центров, очень большой вопрос по обмену опытом, очень большой вопрос по эффективности антинаркотических программ, которые они применяют. Нужно их стандартизировать, нужно вырабатывать новые эффективные программы. С моей точки зрения, нужно предложить некую систему мер по организации деятельности по координации этой социальной реабилитации и ресоциализации.

Здесь же я бы хотел сказать несколько слов о профилактике наркомании. К сожалению, очень часто большой упор делается на профилактику наркомании, но это слово сейчас обозначает все, что угодно. Под этим могут подразумевать и создание каких-то спортивных площадок, и проведение концертов "Рок против наркотиков", что само по себе достаточно смешно – пчелы против меда. Может быть раздача каких-то маек "Мы – против наркотиков". Так что слово "профилактика" сегодня обозначает все и ничего. Мне кажется более важным говорить не о профилактике потребления наркотиков среди подростков, а о социализации этих подростков. Потому что, что такое потребление наркотиков у подростка? Он просто вырвался из общества, из семьи, из школы, из содержательного досуга. Он не профессионализируется, не получает какой-то профессиональный опыт и из-за этого он потребляет наркотики. Поэтому, если говорить о действенной системе профилактики, то нужно говорить о действенной системе социализации подростков.

Второе направление, которое, я считаю, нужно обязательно учесть, это вопрос обеспечения низовой антинаркотической безопасности – это конкретные школы, подъезды, дворы, дискотеки, на которых торгуют наркотиками. Нужно выстроить систему мер по выявлению этих точек, где продают наркотики и их ликвидации. Очень большой опыт этой работы также существует у разных общественных организаций, например, у существующих в разных городах организаций "Город без наркотиков". По сути, их деятельность, их опыт никак не востребован, не изучен и не проанализирован государственными структурами, и взаимодействие между ними никак не налажено. Можно по-разному относиться к целям и задачам этих организаций, но их эффективность в ряде вопросов, связанных с выявлением этих низовых наркопотребителей, очевидна. Нужно этот опыт изучить, обобществить и, опять же, построить целостную систему, антинаркотическую коалицию государства и общества по выявлению этих низовых продавцов наркотиков.

Третье направление – это вопрос международного наркотрафика. Сейчас уже все знают, что героин производится в Афганистане и идет к нам из Афганистана. Вопрос стоит в том, как организовать систему по ликвидации этого наркотрафика. И здесь встает вопрос о том, что наркотрафик из одной страны в другую – это всегда транснациональное явление, это всегда транснациональные группировки, состоящие из представителей нескольких государств. Потому что наркотик в одной стране производится, через другую страну везется и в третьей стране потребляется. То есть, обязательно существует спайка между представителями трех разных государств, и никакое одно государство эту проблему решить не может. Здесь нужно выстраивать систему антинаркотической дипломатии, взаимосвязи между различными государствами. Недавно проведенная ФСКН России совместно с США и правительством Афганистана операция по уничтожению четырех нарколабораторий один из примеров такой эффективной дипломатии. Год назад была создана правительственная комиссия Медведева-Обамы, в которой была рабочая группа по противодействию наркотикам, и эта операция по уничтожению четырех лабораторий, которая была проведена совсем недавно в Афганистане – это пример такой антинаркотической дипломатии. Но в целом система взаимодействия между различными государствами по ликвидации транснационального наркотрафика не выстроена и серьезно никем не прорисована и не проработана. Это – третье направление.

Четвертое направление – это механизмы государственного регулирования в сфере борьбы с наркоманией. Это – законодательные меры, я вижу в материалах "круглого стола" уже предложен ряд законодательных мер, это финансовое и ресурсное обеспечение антинаркотических мероприятий. 11 ноября 2010 года прошло заседание Правительства, на котором утверждался перечень государственных программ, среди которых, в частности, была и программа по борьбе с наркотиками. С моей точки зрения, очень важный вопрос – это какие мероприятия должны быть вложены в эту государственную программу, как они должны быть сформулированы.

Отвечая на предложение Георгия Васильевича по мониторингу эффективности деятельности, хотел бы сказать, что, мне кажется, что, кроме самого мониторинга эффективности достижения поставленных целей, очень остро стоит вопрос разработки путей достижения целей. Потому что можно сколь угодно долго смотреть, что эти достигли, а эти – не достигли, эти – более эффективно достигли, а эти – менее эффективно достигли. Но нужно все-таки выстроить некую систему действий, предложить ее оргпроект – как различным действующим группам функционировать по достижению тех или иных задач. Спасибо.

Б. В. Крупнов, директор Института демографии, миграции и регионального развития:

Я бы тоже хотел сказать пару слов об опыте нашей работы и сотрудничества с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Государственным антинаркотическим комитетом. Как мне кажется, важнейший момент, который уже здесь звучал в предыдущем выступлении Ильнура Ильдаровича – это создание целостного механизма и системы социальной реабилитации и ресоциализации. Здесь, мне кажется, нужно сделать особый акцент, который связан с тем, что традиционно говорят о медико-социальной реабилитации, говорят о решении комплексной задачи. Но при этом, при всем уважении к медикам, к наркологам, к психотерапевтам, которые работают в этой области, нужно признать, что основной провал, основная проблема возникает именно на этапе социальной реабилитации, на этапе ресоциализации.

Это связано со многими причинами. Прежде всего, отсутствует субъект, который за это отвечает. Вторая причина связана с тем, что эти проблемы – возвращение человека в общество, его социальной реабилитации во многом связаны с тем социальным кризисом, который наблюдается в целом в нашей стране, с той ломкой мировоззренческих платформ, которая у нас происходит. Человек, в принципе, оказывается в ситуации, когда ему нужно во-многом заново сформировать мировоззрение, заново выстроить систему социальных связей. В этой ситуации в нашем обществе оказывается не только наркозависимый, но, в принципе, любой, прежде всего, молодой человек. Это все, естественно, усугубляет проблему, связанную с социальной реабилитацией и ресоциализацией.

Второй момент связан с тем, и это тоже уже отмечалось, что социальной реабилитацией у нас в стране, в основном, занимаются негосударственные, общественные организации. Занимаются на своих основаниях, занимаются очень часто по зову сердца. Есть, конечно, и коммерческие структуры, которые работают в этой области. Но, к сожалению, в течение многих лет внимание государства в этой сфере было достаточно ослаблено, и, соответственно, ослаблен и контроль за этой сферой деятельности. Поэтому, мне кажется, что назрела ситуация, назрели необходимые условия, и понимание ряда специалистов и представителей государства о том, что надо формировать целостную систему социальной реабилитации и ресоциализации. Ее можно назвать национальной системой, потому что, мне кажется, здесь нужно создавать единую систему, которая, по моему взгляду, должна представлять из себя, во-первых, сеть реабилитационных центров, центров социальной реабилитации и ресоциализации и, второе, ряда системных механизмов, которые бы позволили обеспечить деятельность этой сети.

Очень важный момент, как мне кажется, связан с развитием механизма государственного и общественного партнерства. Это связано и с тем, что, пока что, как я уже говорил, этим, к сожалению, занимаются в основном негосударственные центры. Но мне кажется, что нужно прекрасно понимать, что если бы мы сейчас даже поставили себе задачу существенно нарастить наши возможности в этой области, то чисто учрежденческим методом, то есть формированием сети учреждений, здесь, к сожалению, проблему решить не удастся. Мне кажется, очень важно, чтобы те лучшие общественные, негосударственные центры, которые работают в этой сфере, вошли в эту формирующуюся национальную систему социальной реабилитации и ресоциализации. Да, в тех регионах, где таких центров не хватает, там, безусловно, нужно создавать и учреждения.

Очень важно здесь, мне кажется, опереться не только на те медицинские наркологические учреждения, которых у нас, к сожалению, на самом деле в области реабилитации очень мало. Здесь открываются возможности по созданию учреждений именно в сфере социальной защиты, социального обслуживания. Такие предложения уже есть, в частности, на состоявшейся недавно конференции в Нижневартовске обсуждались инициативы Ханты-Мансийского округа по тому, чтобы департамент социального развития очень серьезно занялся развитием этого звена социальной работы. Тут, мне кажется, предстоит большая работа, и прежде всего она связана с отработкой самих механизмов оценки деятельности. Об этом тоже здесь уже говорилось. Такие попытки разработки системы стандартизации, системы сертификации уже предприняты. Мне кажется, большая работа здесь еще впереди, но главное – создать действующую систему, которая бы позволила нам отобрать те лучшие центры, которые уже работают, и совершенствовать работу этих центров, уже опираясь на помощь государства, опираясь на научно-методический потенциал государства и научного сообщества, опираясь на кадровый потенциал, который уже существует в этих центрах.

Поэтому, мне кажется, что основной акцент должен быть сделан на это, на то, чтобы организовать национальную систему реабилитации и ресоциализации. Если говорить о системных механизмах, которые должны обеспечить эффективность деятельности этой системы в целом, то здесь, мне кажется, очень важна роль антинаркотических комиссий на местах. Потому что, если мы говорим о системе ресоциализации, то это не только деятельность тех реабилитационных центров, я бы даже точнее сказал реабилитационных сообществ, которые уже существуют и этой деятельностью занимаются. Безусловно, на местах необходимо очень серьезное внимание обратить вообще на социальную структуру нашего общества, на те сообщества, которые уже существуют на территориях.

Обычно, когда говорят о реабилитации наркозависимых, прежде всего говорят о терапевтических сообществах. Мне кажется, что нужно говорить о целых сообществах, условно назовем их здоровыми сообществами, они могут быть выстроены по профессиональному принципу. Это могут быть и спортивные сообщества, и различные молодежные волонтерские движения. То есть, те сообщества, которые активно работают на территории, которые являются тем движущим механизмом, который необходимо здесь максимально задействовать и в сфере первичной профилактики, и в сфере реабилитации и ресоциализации. И антинаркотические комиссии на местах должны, конечно, максимально знать эти сообщества, понимать, какие сообщества здесь надо активно поддерживать, чтобы они росли и развивали свою деятельность, и, наоборот, знать о тех сообществах, которые проводят негативную деятельность, деятельность которых нужно контролировать, и, по возможности, ограничивать. Поэтому здесь, мне кажется, не получится опираться только на работу самих реабилитационных центров, нужна будет более сложная система.

Теперь несколько слов о первичной профилактике. Ильнур Ильдарович здесь уже говорил, что сейчас, к сожалению, первичной профилактикой называется очень разные формы и методы работы. Мне кажется, что очень серьезно должен быть поставлен вопрос воспитания в целом, и роли школы. Безусловно, без возвращения воспитательной роли школы, ничего сделать в области первичной профилактики вообще невозможно. И здесь государство должно проявить государственную волю, а общество и общественные силы помочь государству восстановить воспитательную роль школы. Мне кажется, что без этого никаких успехов достичь нельзя. Школа должна учить, школа должна воспитывать, и тогда можно будет без каких-либо серьезных и специальных затрат на антинаркотические программы справиться с этой бедой. Но это моя точка зрения, с ней, может быть, не все согласятся. А, с точки зрения оценки деятельности региональных органов власти, мне кажется, как раз и должны быть поставлены вопросы и внесены соответствующие критерии эффективности их деятельности связанные с тем, как развивается образовательная инфраструктура – или она деградирует, или она развивается, как развивается культурная инфраструктура в регионе. Если это есть – значит, создаются необходимые условия для того, чтобы эффективно социализировалась и ресоциализировалась наша молодежь. Спасибо.

Н. В. Гончаров:

Затронув схему работы территориальных антинаркотических комиссий, вы прекрасно понимаете, что можно взять любую комиссию – антитеррористическую или антинаркотическую – у них единый режим работы. Возглавляет ее губернатор, в состав ее входят, как правило, все министерства или департаменты, имеющие к этому отношение. В данном случае это министерство или департамент образования, здравоохранения, социальный, представитель ФСКН, представитель МВД и так далее. Все они с хорошими усилиями заслушивают "низы", там, где идет работа, где возвращают людей к жизни, где борются с тем, чтобы отучить от наркозависимости.

А фактически школьный блок остался в таком состоянии, что и спроса с него серьезного нет, и помощи им никакой ни от каких структур не получишь. За исключением акцентирования внимания там, где туда загнали школьных участковых, где ввели одного-двух-трех школьных психологов, где можно на ранней стадии что-то выявить и в обязательном порядке отреагировать. Но не все регионы имеют возможность содержать такие штатные единицы и активнейшим образом влиять на возможную антинаркотическую ситуацию и обстановку. К сожалению, эти процессы не имеют сегодня определенной вертикали, единых требований, единых норм, единых оценок в этой части.

Ни государство, ни любая другая федеральная структура этот вопрос не осилит, если он не будет заострен и не будет полностью возложен на власти субъектов, на муниципальные власти, которые должны в своей деятельности опираться на задачу, указанную Стратегией. Стратегия до 2020 года предусматривает эти направления. Есть рабочие группы – не знаю, может ли нам представитель Наркоконтроля рассказать о результатах работы этих групп? Они изучали целый ряд направлений и, или еще находятся в работе, или позволяют уже сделать определенные выводы. Как расставить акценты? Я думаю, что, если территория будет безразлично относиться к этому процессу, то никакую школу ни Министерство образования, ни Наркоконтроль, ни МВД не вытащат из того состояния, куда она может зайти, брошенная на произвол судьбы на месте. Для этого нужны какие-то средства, для этого нужны определенные должности, определенные специалисты, чего там явно не хватает. Я уже не говорю о том, как оборонить эту школу теми социальными привилегиями, к которым она сегодня имеет прямое отношение – здоровье, спорт, интересы, которые сегодня детям очень важны. Надо не только компьютер в классе подключить к Интернету – должно быть что-то живое, чтобы отвлекать их оттуда, куда их очень легко вовлекают наркосбытчики. Одно увеселительное заведение за десять километров заставит всю школу пешком туда топать. Когда мы говорим, что нужно идти в спортзал, их никто не может заставить туда пойти. Нет объединенных усилий ни родителей, ни общественных организаций, ни вообще постановки такого вопроса.

В. А. Черлин, Заместитель директора Межрегиональной ассоциации НКО по решению проблем наркомании и алкоголизма "Северо-Запад", г. Санкт-Петербург:

Разговор пошел таким образом, что то, что я сейчас хочу сказать, просто просится. Мне бы хотелось затронуть самые общие, структурные аспекты организации деятельности по снижению спроса на наркотики.

Если мы с вами построим любую, самую разумную, самую логичную систему, то оценивать ее мы будем все равно по результатам, по тому, что она делает. И, если мы с вами люди разумные, то если мы посмотрим на систему снижения спроса на наркотики не по частям, а в целом, то мы должны объективно сказать, что она работает крайне малоэффективно. Это если мы будем судить не по количеству десятков тонн изъятых наркотиков, а по количеству людей, которые в это вовлечены и ежегодно погибают от употребления наркотиков. Вот тогда мы увидим, что, действительно, эффективность крайне мала.

Мало того, существующая сейчас система эффективнее работать вообще не сможет. Это совершенно точно. И у этого положения есть несколько важных причин. Первое – это то, что детально не разработана государственная политика, которая бы четко определила принципы правового, административного, организационного и функционального построения системы противодействия спросу на наркотики. Структуры снижения предложения наркотиков действуют достаточно успешно. Структуры снижения спроса на наркотики работают крайне неэффективно. А это – чрезвычайно важно. Потому что, даже если произойдет такая фантастическая ситуация и мы полностью перекроем канал поступления того же героина из Афганистана, я вас уверяю, что пройдет год – и у нас будет еще больше наркотиков, уже своих. Если есть спрос, будет и предложение.

Структуры, которые должны заниматься спросом на наркотики, разобщены, у них нет эффективного механизма координации, поскольку они находятся в разных государственных ведомствах и у них совершенно разные ведомственные интересы. Деятельность негосударственных структур, к сожалению, тоже пока мало структурирована, мало организована системно и, по большому счету, конечно, в этой области пока царит неразбериха. Кроме того, в Стратегии государственной антинаркотической политики основная часть работы по сопротивлению спросу на наркотики вновь, как и прежде, отведена медицинским структурам с достаточно неопределенным тезисом о том, что общественные организации имеют право участвовать в этой деятельности. Но, во-первых, зарубежный и отечественный опыт четко доказывает, что наиважнейшая часть этой работы – не медицинская, а психолого-социальная. В общей структуре антинаркотической помощи медицинская часть должна была бы составлять всего около 10%, и так именно и обстоит дело в большинстве стран, где это успешно применяется. Мало того, медицинская помощь сама по себе дает результативность всего 2-5%. Это официальные данные. Несмотря на это, в существующей структуре именно на эту сферу выделяется подавляющая часть финансовых средств.

Во-вторых, мировой и отечественный опыт показывает, что противодействием спросу на наркотики, профилактикой, реабилитацией и ресоциализацией наиболее успешно, по совершенно объективным причинам, занимаются и должны заниматься в первую очередь негосударственные организации – на 75-80%. Результативность их работы обычно достигает 25-85% и более, это против 2-5% медицинских. Объективность причин, по которым негосударственные организации делают эту работу намного эффективнее государственных, связана с природой болезни, особенностями психологии зависимых и спецификой работы негосударственных организаций. Это – объективные причины.

При этом деятельность негосударственного сектора в этой сфере критически мало поддерживается государством. Также критически недостаточно развито взаимодействие государства с практиками в области противодействия спросу на наркотики на стадии разработки стратегических проектов и тактических программ. И наконец, конечно, в России огромная коррупционная емкость этой деятельности, поэтому, даже та правовая база, что существует, практически не используется. Таким образом, разобщенность структур, ведущих деятельность по снижению спроса на наркотики, не дает возможности создать, координировать и поддерживать эффективно работающий механизм противодействия.

Какой из этого должен быть вывод? Необходимо кардинальное усиление деятельности по снижению спроса на наркотики. При этом попытки модернизировать современную систему, которая, по своей сути, не несет в себе эффективного механизма противодействия спросу, не могут привести к усилению результативности этой деятельности. Поэтому в России, я в этом глубоко уверен, совершенно необходимо как можно оперативнее создать новую, эффективную, централизованную государственную структуру по организации, координации, управлению и контролю над деятельностью по снижению спроса на наркотики, ответственную за эту деятельность и функционально объединяющую в себе и негосударственный и государственный сектора.

Система мер по сокращению спроса на наркотики должна представлять собой совершенно четкую функциональную цепочку. Это первичная профилактика – в нее включается целый ряд совершенно определенных вещей, которые должны рассматриваться как первичная профилактика. Это оказание первичной информационно-консультативной помощи, это оказание наркологической помощи больным наркоманией, это психолого-социальная реабилитация больных наркоманией, их близких и семей. Это социальная адаптация и психолого-социальное сопровождение и поддержка больных наркоманией и их семей. Эта цепочка действует только целиком. Из нее ни одного звена нельзя вытащить, тогда она перестает нормально работать.

Структура, ответственная за снижение спроса на наркотики, должна выполнять следующие функции: исполнение и совершенствование государственной политики в этой сфере; организация работ по координации и контролю над деятельностью разных частей этой системы; прямое руководство деятельностью тех частей системы, которые находятся в ее непосредственном подчинении, то есть государственный сектор; регулирование и помощь, посредством различных механизмов, в деятельности тех частей системы, которые не находятся в ее непосредственном подчинении – это негосударственный сектор; определение вариантов деятельности в каждом звене функциональной цепи; разработка и реализация системы государственной поддержки, в том числе финансовой, каждого звена этой общей функциональной цепи; нормативно-правовое регулирование, обучение, сертификация и лицензирование программ и специалистов; мониторинг эффективности деятельности системы целиком. Эта структура должна обладать следующими важнейшими свойствами – это, на мой взгляд, очень важно. Именно в России она возможна только в виде единой системы с жесткой вертикалью управления. Именно в России без этого ничего не получится. И недопустимо основывать эту систему на таких формах, как межведомственные и прочие комиссии. Они могут быть очень важны, но они важны как часть системы. Всю систему они заменить не могут.

Затем, профилактику наркомании и алкоголизма, безусловно, надо объединить воедино. Профилактика – это единая проблема. Противодействие спросу на наркотики должно быть комплексным, признающим наркоманию как болезнь, имеющую биопсихосоциодуховную или культурную, если хотите, природу. Противодействие должно все эти аспекты обязательно затрагивать. В работу непременно должны быть включены как части единого механизма и государственные и негосударственные организации, поскольку, как я говорил, по ряду совершенно объективных причин, негосударственные организации именно в данной сфере деятельности оказываются более эффективными, чем государственные.

Далее, на мой взгляд, очень важный пункт. Организационная, административная помощь и поддержка, а также финансирование должны стать со стороны государства средствами централизованного регулирования системы в целом – и государственного, и негосударственного секторов. Это совершенно реальная система управления. Какие ресурсы у нас есть для этого? Ресурсы есть. Концепция государственной политики есть, основы правовой базы – есть, государственные структуры в разных ведомствах, которые этим занимаются – есть, негосударственные организации в данной сфере – есть, достаточно эффективно работающие сообщества анонимных наркоманов и алкоголиков как система поддержки – есть. Квалифицированные специалисты в данной области есть, но их крайне недостаточно. Харизматичные лидеры, имеющие опыт данной работы в государственном и негосударственном секторах, которые могли бы стать центрами кристаллизации этой новой системы – тоже есть. Варианты основных нормативных документов – стандартов и программ, с которыми можно уже начинать работать – тоже есть.

Чего не хватает? Детально проработанной правовой базы. Единой централизованной структуры, ответственной за деятельность системы противодействия спросу на наркотики. Условий для самоорганизации системы, эти условия надо создавать, помогать системе самоорганизовываться. Достаточного количества негосударственных структур, удовлетворяющих критериям необходимого качества и профессионализма. Эффективных механизмов взаимодействия государственного и негосударственного секторов, системы сертифицирования и лицензирования и системы обучения специалистов. И, к сожалению, главное. Пока нет решающей воли руководства страны и органов власти. Воли, которая должна была бы быть направлена на создание новой, реально работающей, а не формальной системы. Пока не видно эффективных шагов в этом направлении.

Я могу здесь обратиться к представителям власти и надеюсь, что мой крик души будет услышан. От вашей позиции, от ваших решений сейчас очень многое зависит. Здесь, во власти, многие важные решения принимаются и реализуются годами, но у нашей страны, у наших детей, которые тонут в этой наркомании, такого времени уже нет. Нам все равно придется создавать такую же или подобную систему. Она должна быть не виртуальная, не политическая, а по-настоящему рабочая, причем не через несколько лет, а уже сейчас. Ложка пока еще дорога к обеду. Спасибо за внимание.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования