Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Валерий Зиновьев: В последнее десятилетие Российская Федерация подверглась интенсивной наркоагрессии

23 июня 2011

Почти четверть века назад Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию 42/112, в которой постановила отмечать 26 июня как Международный день борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом. В преддверии этой даты мы публикуем интервью с Зиновьевым Валерием Владимировичем, генерал-майором полиции, заместителем руководителя Международно-правового Департамента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в котором он ответил на непростые вопросы редакции нашего ресурса.

Валерий Владимирович, какие задачи стоят перед международно-правовым департаментом ФСКН России?

Основными задачами Международно-правового департамента являются:

организация деятельности по нормативно-правовому регулированию в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, разработке проектов международных договоров Российской Федерации в установленной сфере;

правовое обеспечение деятельности ФСКН России, организация правового обеспечения деятельности органов наркоконтроля;

организация судебно-правовой защиты прав и законных интересов органов наркоконтроля;

организация и осуществление взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

организация деятельности официальных представителей ФСКН России в иностранных государствах и их заместителей;

координация деятельности территориальных органов ФСКН России по приграничному сотрудничеству с компетентными органами иностранных государств по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

представление по поручению руководства ФСКН России и в установленном порядке интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

обеспечение в пределах своей компетенции деятельности Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности.

При этом руководством ФСКН России в качестве приоритетной задачи на 2011 год перед Международно-правовым департаментом ФСКН России поставлена законопроектная деятельность. Постановка такой задачи объясняется, в том числе, необходимостью формирования нормативно-правовой базы для реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Следует отметить, что генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.

Реализация такой стратегической задачи требует системного подхода при корректировке законодательства Российской Федерации в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Каких законодательных изменений, инициированных ФСКН России, следует ожидать в ближайшее время?

В ближайшее время следует ожидать:

– усиления ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе за распространение наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи.

Соответствующий законопроект (проект федерального закона № 400689-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") уже внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и принят в первом чтении;

– введения правового механизма запрета оборота некоторых прекурсоров, которые используются в криминальных целях, но не имеют промышленного значения.

Данный законопроект (№ 493028-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ") принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении;

– введения правового механизма отсрочки отбывания наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, лицам, впервые совершившим эти преступления, до окончания лечения и медикосоциальной реабилитации вплоть до освобождения осужденного от наказания.

Указанная законодательная инициатива ФСКН России реализована в законопроекте ("О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), который подготовлен Администрацией Президента Российской Федерации по его поручению и который направлен на дальнейшую гуманизацию уголовного законодательства Российской Федерации.

Это краткая информация о законодательных инициативах ФСКН России, которые находятся в высокой степени готовности.

Однако, представляется необходимым кратко остановиться на тех законодательных инициативах, как ФСКН России, так и некоторых других федеральных органов исполнительной власти, которые также будут реализованы в ближайшее время.

18 апреля с.г. под председательством Президента Российской Федерации Медведева Д.А. прошло заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации на тему: "О мерах по усилению противодействия употреблению наркотиков среди молодежи".

По результатам проведенного Государственного Совета Президентом Российской Федерации сформулированы следующие поручения в сфере нормотворчества.

Внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие усиление уголовной ответственности за деяния по организации и осуществлению незаконного оборота наркотиков, по распространению наркотиков среди молодежи и несовершеннолетних.

Регламентировать вопросы профилактики наркомании и предусмотреть введение системы раннего выявления потребления наркотиков.

Очень важным, и это отметил в своем выступлении Президент Российской Федерации, является установление ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации досуга, за нахождение в занимаемых ими помещениях граждан в состоянии наркотического опьянения либо за распространение наркотиков в этих помещениях.

В условиях активного развития сети Интернет (интернет-торговли) и доступности информации, которую можно получать посредством его использования, Президентом Российской Федерации поручено повысить эффективность противодействия распространению и пропаганде наркотиков с использованием сети Интернет и представить предложения по разграничению и повышению ответственности участников деятельности в сети Интернет за размещение противоправной информации.

Указанные поручения Президента Российской Федерации на ближайшее время формируют приоритетные направления деятельности ФСКН России в области нормотворчества.

Осуществляется ли взаимодействие с другими заинтересованными ведомствами, в частности с Минздравсоцразвития России, по правовым вопросам, касающимся психоактивных веществ, профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией?

Указанные Вами вопросы находятся на стыке компетенции ряда федеральных органов исполнительной власти.

Вопросы профилактики, лечения, а также реабилитации, учитывая специфику, предполагают довольно тесное взаимодействие с Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России и с другими федеральными органами исполнительной власти.

Наряду с указанными федеральными органами исполнительной власти Федеральной службой по данным вопросам налажено тесное взаимодействие с Национальным научным центром наркологии, Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского и Центром судебно-медицинской экспертизы.

Кроме того, с созданием в октябре 2007 г. Государственного антинаркотического комитета взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти перешло на качественно более высокий уровень, и стало возможным наладить еще более эффективное межведомственное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, входящими в его состав, в том числе, в сфере организации профилактики распространения наркотических средств и психотропных веществ, обеспечить успешное взаимодействие и координацию всех государственных органов, учреждений и организаций, принимающих участие в противодействии наркотизации общества.

Кроме того, многие поручения руководства страны уже изначально предполагают взаимодействие с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Так, например решением Совета Безопасности Российской Федерации от 8 сентября 2009 г. Минспорттуризму России, Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, ФСКН России, МВД России с участием Общественной палаты Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер, направленных на повышение психологической устойчивости молодежи к наркотикам, создание благоприятных условий для самореализации подрастающего поколения путем поддержки деятельности молодежных групп и объединений, занятых решением общественно значимых задач.

Каким образом в настоящее время происходит отнесение того или иного вещества к Списку наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров?

На основании каких материалов и кем выносится заключение, которое ложится в основу Постановления Правительства?

Планируется или нет сделать свободный доступ к этим данным, например на официальном сайте ФСКН России, как это практикуется в некоторых странах Европы? (На наш взгляд такая пояснительная записка на официальном сайте ФСКН России будет очень полезна с точки зрения профилактики правонарушений и не только).

В последнее десятилетие Российская Федерация подверглась интенсивной наркоагрессии. Масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности и безопасности государства.

Как известно, одной из важнейших составляющих механизма противодействия наркоугрозе является организация эффективного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в целях предупреждения поступления данных веществ в незаконный оборот.

На сегодняшний день единственный способ установить контроль над вновь появляющимися психоактивными веществами – это включить такие вещества в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681.

Внесение изменений в указанный перечень осуществляется на основании предложений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации либо Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, которые представляют в установленном порядке соответствующие проекты актов Правительства Российской Федерации.

При этом большинство законодательных инициатив ФСКН России и Минздравсоцразвития России проходят взаимные согласительные процедуры.

Решение о внесении в Перечень выявленных веществ, обладающих психоактивным воздействием на организм человека, принимается исходя из наличия достоверной информации о фактах незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, особенностей физико-химических свойств конкретных веществ, масштабов и объемов оборота конкретных веществ на территории Российской Федерации, детального изучения степени воздействия данных веществ на организм человека, а также, полагаясь на оценочные критерии, установленные Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Подготовленный на основе проведенного анализа проект постановления Правительства Российской Федерации с дополнением Перечня вновь установленными психоактивными веществами в обязательном порядке согласовывается с Министерством здравоохранения Российской Федерации, а в отдельных случаях с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и иными федеральными органами исполнительной власти.

Что касается публикаций в СМИ проектов актов, которыми включаются в Перечень те или иные психоактивные вещества, то в соответствии с законодательством Российской Федерации ФСКН России в рамках обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещает в сети Интернет (на официальном интернет-сайте ФСКН России) проекты таких актов.

Кроме того, в настоящее время создана и успешно функционирует на официальном сайте ФСКН России рубрика "Новое в законодательстве", где размещаются акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации.

Также тексты актов Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации официально публикуются в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации и могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что государством созданы все условия для ознакомления граждан, как с проектами таких документов, так и с нормативными правовыми актами, регулирующими данную сферу правоотношений.

Валерий Владимирович, насколько целесообразно, на Ваш взгляд, возлагать организационно-контролирующие функции по социальной реабилитации больных наркоманией, на научно-исследовательский центр ФСКН России, учитывая необходимость преемственности между лечением и реабилитацией? Не проще ли было организовать эту деятельность в рамках одного министерства, тем более оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития?

Отвечая на данный вопрос, необходимо понимать, что согласно требованиям законодательства Российской Федерации лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией может проводиться как в учреждениях государственной, муниципальной, так и в учреждениях частной систем здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию.

Учитывая такие требования, частная система здравоохранения может осуществлять только диагностику наркомании, обследование, консультирование, медико-социальную реабилитацию больных наркоманией так как данные виды деятельности не являются предметом обязательной сертификации.

Таким образом, государство не может оказывать влияние на качество таких услуг и создание таких программ реабилитации, что можно было бы делать посредством обязательной сертификации.

Принимая во внимание указанное, в ФСКН России есть понимание, что между лечением и медико-социальной реабилитацией должна быть как преемственность, так и соответствующая связь, которая будет отражать принцип непрерывности этих двух процессов.

В связи с этим ФСКН России на базе НИЦ ФСКН России была организована работа по получению институтом статуса органа по сертификации. Такой статус необходим для создания добровольной системы сертификации организаций осуществляющих деятельность по медико-социальной реабилитации.

Создав систему добровольной сертификации, мы установим перечень объектов, подлежащих сертификации, их характеристики, на соответствие которым будет осуществляться добровольная сертификация.

Посредством создания такой системы и проведения сертификации соответствующих организаций мы сможем добиться непрерывности процессов лечения и реабилитации и их взаимосвязи.

Поэтому, исходя из требований действующего законодательства Российской Федерации, такая работа на базе НИЦ ФСКН России целесообразна и ее организация не требует осуществления в рамках одного ведомства.

В продолжение темы лечения больных наркоманией.

Статья 55. Деятельность учреждений здравоохранения при оказании наркологической помощи больным наркоманией "Закона о наркотических средствах и психотропных веществах" запрещает частнопрактикующим врачам заниматься лечением больных наркоманией. В связи с этим, с правовой точки зрения, как Вы можете прокомментировать деятельность частных клиник, чья реклама недвусмысленно предлагает услуги по лечению наркомании?

Согласно статье 55 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" допускается проведение диагностики наркомании, обследования, консультирования и медико-социальной реабилитации больных наркоманией в частной системе здравоохранения, тогда как лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2003 г. № 500 "Об утверждении протокола ведения больных наркоманией "Реабилитация больных наркоманией (Z 50.3)" лечением является совокупность медицинских мероприятий, направленных на устранение патологических процессов, развивающихся в больном организме, а так же на устранение или облегчение страданий больного человека.

Реабилитация определяется как совокупность медицинских (лечебных), психологических, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на восстановление физического и психического состояния больного.

В наркологии реабилитация неотделима от медикаментозного и психотерапевтического воздействия, она начинается практически с первых контактов больного с медицинским персоналом и, в свою очередь, лечебные технологии (медикаментозные, психотерапевтические и др.) используются на всех этапах лечения и реабилитации.

Интеграция и реализация этих близких, но самостоятельных направлений медицины, обеспечивает максимально эффективную помощь наркологическим больным, в связи с чем может быть признана лечебно-реабилитационным процессом.

На практике лечение и реабилитация лиц больных наркоманией трансформируется в более простое разделение: фармакотерапия наркологических пациентов проводится только в государственных (муниципальных) учреждениях, а психологические методы, декларируемые по разряду реабилитации, могут использоваться частнопрактикующими специалистами, в том числе разнообразными клиниками и специалистами, рекламирующими свою деятельность через Интернет. Фактически частные клиники предлагают реабилитацию, что разрешено законодательством Российской Федерации.

Интересны Ваши комментарии в отношении планируемого тестирования школьников и студентов. Как известно, планируется провести тестирование, которое будет анонимным, добровольным. Какие правовые механизмы будут использованы для проведения тестирования? Если это анонимное тестирование, то в чем будет заключаться профилактика, и кто ее будет проводить? Если это добровольное тестирование, то какие правовые механизмы планируется использовать в отношении тех лиц, которые отказались от него и тем самым косвенно подтвердили причастность к употреблению наркотиков?

Во-первых, проведение тестирования требует четкой регламентации нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время во исполнение решения Государственного антинаркотического комитета Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России разрабатываются проекты приказов, касающихся определения порядка обследования обучающихся в образовательных учреждениях на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, а также проведения их психологического тестирования.

Во-вторых, уже имеется положительный опыт тестирования учащихся образовательных учреждений, проводимого в ряде субъектов Российской Федерации.

Тестирование в основном носит профилактический характер и предусматривает оказание своевременной помощи учащимся и их родителям, корректировку профилактической работы в учебных заведениях.

Предполагается, что вводимое на федеральном уровне тестирование будет включать два направления: собственно проведение лабораторных исследований, а также социологическое (психологическое) анкетирование.

Задача по профилактике потребления наркотиков будет возложена на образовательные учреждения.

Так, в соответствии с положениями разрабатываемого Минобрнауки России, проектом федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия по охране здоровья обучающихся, в том числе посредством профилактики и пресечения курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ.

В-третьих, тестирование не определяет своей основной целью наказание за употребление наркотиков. Лица, отказавшиеся от участия в тестировании, включаются в "группу риска". В отношении указанной группы лиц проводятся профилактические мероприятия.

Одновременно полученные результаты тестирования позволяют проводить мониторинг немедицинского потребления наркотиков среди учащейся молодежи, что соответствует одной из задач, предусмотренных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690.

Будут ли законодательно закреплены методы исследования биологических жидкостей на наркотики во время проведения скрининговых исследований (тестирования) и диспансеризации?

Вопрос о целесообразности законодательного урегулирования тестирования обучающихся образовательных учреждений на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ в настоящее время прорабатывается межведомственной рабочей группой Государственного антинаркотического комитета совместно с Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Минюстом России, Общественной палатой Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным по правам ребенка при Президенте Российской Федерации.

В настоящее время во исполнение решения Государственного антинаркотического комитета Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России разрабатываются проекты приказов, касающихся определения порядка обследования обучающихся образовательных учреждений на предмет немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, а также проведения их психологического тестирования.

Вы не считаете целесообразным возвращение формулировки в заключение о состоянии освидетельствуемого на момент освидетельствования: "состояние опьянения неустановленным веществом", так как диагностические возможности токсико-химических лабораторий не успевают за стремительно расширяющимся арсеналом психоактивных веществ?

Приказом Минздравсоцразвития России от 14 июля 2003 г. № 308, утверждена Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством", пунктом 18 которой до 2008 года предусматривалось, что при наличии клинических признаков опьянения, отрицательных результатах исследования на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе и невозможности лабораторным химико-токсикологическим исследованием установить наличие в организме освидетельствуемого наркотического средства, психотропного или иного, вызывающего опьянение, вещества выносится заключение о наличии опьянения неустановленным веществом.

Однако решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2008 г. № ГКПИ08-1450 пункт 18 указанной инструкции был признан недействующим по следующим основаниям.

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что состояние опьянения должно быть вызвано употреблением этилового спирта, наркотических средств или психотропных веществ, а также иных "вызывающих опьянение веществ".

По смыслу примечания к статье 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление состояния опьянения вследствие употребления вещества, не являющегося этиловым спиртом, наркотическим средством или психотропным веществом, возможно лишь в случае, когда это вещество по результатам медицинского освидетельствования идентифицировано как вещество, вызывающее у человека опьянение.

При этом употребление данного вещества приводит к совокупности нарушений физических или психических функций лица, управляющего транспортным средством.

В иных случаях нарушения физических или психических функций лица, проходящего медицинское освидетельствование, могут являться следствием употребления веществ, которые не характеризуются как вызывающие опьянение у человека, и, следовательно, отсутствуют основания для признания его находящимся в состоянии опьянения.

Между тем пункт 18 Инструкции предусматривает возможность вынесения медицинского заключения о наличии у освидетельствуемого лица опьянения неустановленным веществом, что не может быть признано соответствующим вышеприведенным положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Валерий Владимирович, на Ваш взгляд, законодательство каких стран наиболее полно отвечает современным требованиям борьбы с наркотиками?

Антинаркотические законодательства иностранных государств можно условно подразделить на три группы.

Первая группа представлена государствами с наиболее мягким либеральным законодательством. К данной группе относятся такие государства, как Королевство Нидерланды (Голландия), Испания, Швейцария. Антинаркотическое законодательство в этих странах строится на дифференцированном отношении к распространению различных видов наркотиков. В Нидерландах, как известно, разрешено потребление "мягких" наркотиков (марихуана, гашиш). Уголовная ответственность предусмотрена только за сбыт и хранение "жестких" наркотиков (героин, кокаин, опиум, крэк и др.).

Ко второй группе следует отнести страны с наиболее жестким законодательством, предусматривающим повышенную, вплоть до смертной казни, ответственность за преступления, связанные с наркотиками. Это – Китай, Иран, Пакистан, Таиланд, Малайзия, Нигерия. Например, в Иране только за полтора года в соответствии с Законом 1989 г. было публично казнено свыше тысячи человек.

В третью группу государств входят страны мира, законодательства которых взвешенно и дифференцировано. К ним относятся Франция, Бельгия, Швеция, Люксембург, США, Великобритания, Россия и др.

Наиболее развернутым и проработанным является антинаркотическое законодательство США.

В федеральном уголовном законодательстве США наркотическим преступлениям посвящена часть D главы 13 титула 21 "Food and Drugs" (Нормы, предусматривающие ответственность за незаконный оборот наркотиков, частично содержатся и в других титулах – см. например, 18 USC 1956, 18 USC 1963 (a)).

Основным подходом федерального законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков является запрещение целого ряда видов деяний, сопряженных с незаконным оборотом наркотиков, – (1) производства, (2) владения с намерением распространения и (3) распространения "веществ, находящихся под контролем" (незаконных наркотических веществ и некоторых легальных, но сильных и вызывающих наркотическую зависимость наркотических средств).

Тяжесть наказания, которому нарушитель может быть подвергнут за совершение преступлений, зависит от вида и количества наркотиков, а также от наличия отягчающих обстоятельств – например, повторное совершение преступления, прежние судимости. Кроме того, значительное влияние на вынесение приговора имеют следующие обстоятельства:

в соответствии с "Актом о школьном дворе" предусмотрено значительно более суровое наказание за продажу наркотиков в пределах 1000 футов от игровых площадок или в пределах 100 футов от мест, где собираются дети. В этом случае вдвое увеличивается срок тюремного заключения;

использование распространителями наркотиков для своих целей лиц, не достигших 18-летнего возраста. При подобных обстоятельствах совершения преступления срок заключения увеличивается вдвое (при первом вовлечении несовершеннолетних в свой бизнес). При повторном вовлечении несовершеннолетних срок утраивается;

продажа наркотиков лицам, не достигшим 21 года. При первом нарушении данного положения срок удваивается, при повторном – утраивается.

В дополнение к наказанию, предусмотренному за фактическое изготовление (распространение), хранение с целью распространения, самостоятельным и отдельным преступлением считается сговор с целью нарушения антинаркотического законодательства (даже если самого нарушения не было), планирование преступления считается серьезным самостоятельным нарушением закона независимо от других обстоятельств. Наконец, преступлением считается сама попытка нарушения законодательства о наркотиках – понятие "попытка" в данном контексте включает в себя умысел с целью нарушения законодательства по наркотическим средствам и попытки предпринять конкретные действия с целью его реализации.

Закон 1986 года о борьбе со злоупотреблением наркотиками (Anti-drug Abuse Act of 1986) резко увеличил наказание за изготовление и распространение наркотиков. Этим законом впервые были установлены обязательные минимальные сроки тюремного заключения за распространение определенного количества наркотических веществ (от 5 до 20 лет), а также максимальные сроки, в большинстве случаев достигающие пожизненного заключения (прежде эти сроки не должны были превышать 40 лет). Кроме того, законом 1986 года было запрещено вынесение условного приговора и применение условно-досрочного освобождения к лицам, осужденным за распространение наркотиков.

Федеральный закон, принятый в 1988 году (Anti-drug Abuse Act of 1988) установил, что крупные фигуры продолжающегося преступного наркобизнеса могут быть приговорены к лишению свободы на любой срок, вплоть до пожизненного. Причем этот срок должен быть не менее 20 лет. Закон также допускает применение к этим лицам смертной казни.

Money Laundering Control Act of 1986 (Закон о контролировании отмывания денег) незаконным признает участие в финансовых операциях, направленных на содействие конкретной незаконной деятельности, в том числе и торговле наркотиками. Согласно этому закону, любое лицо, которое, зная, что материальные средства, используемые в финансовой операции, представляют доходы от противоправной деятельности, осуществляет или пытается осуществить такую финансовую операцию может быть приговорено к штрафу на сумму 500 тысяч долларов или на двойную сумму стоимости имущества, вовлеченного в операцию (в зависимости от того, какая из сумм больше), или к лишению свободы на срок 20 лет. Суд может применить и обе эти санкции.

Наряду с общефедеральными законами в ряде штатов США приняты собственные антинаркотические законы. Кроме того, в УК различных штатов США содержатся уголовные санкции за подделку рецептов или медицинских предписаний для легального получения наркотиков. В большинстве штатов существует наказание не только за хранение и потребление, но даже за попытку приобретения наркотиков.

Кроме того, в США борьба с распространением наркотиков с помощью уголовно-правовых мер сочетается с мощной информационно-пропагандистской работой, направленной, прежде всего, на наиболее уязвимые категории населения – безработных, учащихся школ и студентов. Это связано, в частности, с осознанием того, что наркомания способствует гигантским потерям для общества – прежде всего в сфере экономики.

Противодействие распространению наркотиков – очень трудная, многоплановая проблема, решение которой возможно только при тесном взаимодействии и координации сил и средств мирового сообщества, задействованных в этом деле. Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков есть проблема международная, межгосударственная, межнациональная. Внутри каждого государства она должна строиться на основе научно разработанной, материально и концептуально обоснованной программы, включающей меры политического, социального, экономического, медицинского, психологического и правового характера. Для эффективной борьбы с наркопреступностью очень важно последовательное использование международно-правовых мер, налаживание действенной системы межгосударственного взаимодействия для выстраивания надежного заслона на пути наркобизнеса, максимальное заимствование положительного мирового опыта.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования