Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Виктор Иванов об организации системы антинаркотических программ в Центральной Азии в интересах организации альтернативного развития стран наркопроизводства и наркотранзита

Выступление на заседании Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы РФ в Центральной Азии, Москва, Белый дом

15 мая 2012

Третье заседание Правительственной комиссии по разработке и реализации антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии в соответствии с планом работы Правкомиссии и поступившими поручениями руководства страны посвящены проблеме организации целостной системы антинаркотических программ в Центральной Азии в интересах организации альтернативного развития государств наркопроизводства и наркотранзита, а также отработке механизмов инициирования, утверждения и финансирования новых антинаркотических программ.

В рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2012 года № ВП-П4-668 об образовании Российской Корпорации Сотрудничества со странами Центральной Азии и применении инструментов государственно-частного партнерства в интересах реализации антинаркотических программ нам также предстоит обсудить сегодня вопросы по организационно-правовой форме Корпорации Сотрудничества со странами Центральной Азии и меры по привлечению её к созданию российских фирм, имеющих опыт работы в регионе.

Ликвидация глобального героинового трафика из афганского планетарного центра наркопроизводства, требует разработки принципиально новых инструментов антинаркотической борьбы.

Очевидно, что одних узких полицейских и репрессивных антинаркотических программ абсолютно недостаточно, поскольку они одни не в состоянии обеспечить слом фундамента преступного транснационального наркобизнеса, в который, к сожалению, вовлечены широкие слои населения стран Центральной Азии.

Отсюда важнейшим новым вектором антинаркотической политики в Центральной Азии должны стать меры по обеспечению экономического подъема стран региона и развитию гуманитарной сферы, направленные на укрепление государств Центральной Азии через организацию новых рабочих мест, повышение качества жизни и обеспечение возможности для населения принимать участие в экономической жизни своих стран на легальных основаниях.

И здесь на первый план выходит тема альтернативного развития.

Данный подход является классическим для ООН и антинаркотической дипломатии в целом, но для нас он является новым. Впрочем, и для мирового сообщества реализация данного подхода встречает серьезные трудности.

С одной стороны, альтернативное развитие направлено на существенный хозяйственно-экономический и социальный подъём, в результате которого наркоэкономика вытесняется и замещается нормальной созидательной экономикой, выполняя тем самым крайне популярную сегодня в мире функцию ненасильственного обеспечения безопасности.

С другой стороны, безусловная мысль о необходимости замещения наркоэкономики крайне непроста в реализации.

В самом деле, в странах наркопроизводства и наркотранзита необходимо обеспечить замещение криминальной экономической активности, составляющей до 40 процентов от ВВП.

Так, в Афганистане доходы афганских крестьян и "наркобаронов" составляют порядка 4 млрд долларов США при ВВП в 22 млрд долларов, то есть почти 20 процентов, а с учётом самого вклада наркодолларов в афганскую экономику и, в конечном счёте, в ВВП – и все 40 процентов.

То есть альтернативное развитие требует колоссальных усилий и ни в коем случае не может сводиться к разрозненным мерам с незначительным экономическим результатом.

Неудивительно, что очень часто громкие заявления об альтернативном развитии сводятся к симуляции – например, в нынешнем Афганистане к банальным процедурам раздачи (дистрибуции) мешков с пшеницей американскими и натовскими солдатами в обмен на обещания крестьян (дехкан) прекратить выращивание опиумного мака. Однако, в большинстве случаев, как мы знаем, афганские крестьяне с удовольствием пшеницу берут, но как ни в чём ни бывало продолжают культивировать сверхприбыльный опиумный мак.

Неудивительно, что метод альтернативного развития, являющийся важнейшей составляющей антинаркотической борьбы в системе ООН, сегодня нередко является пасынком или падчерицей антинаркотической политики и вдобавок сводится к абсолютной неэффективному замещению не наркоэкономики, а всего лишь отдельных сельскохозяйственных культур.

Эта проблема подробно описана в обстоятельном докладе председателя Международного комитета по контролю за наркотиками профессора Хамида Годсе. Отмечу, что в конце июня данный вопрос станет предметом форума высокого уровня в столице Перу Лиме – в форуме примет участия и российская делегация под моим руководством.

Курс на альтернативное развитие мог бы стать важным предметом совместной работы в рамках создаваемого Евразийского Союза, а также ОДКБ и СНГ.

Тут необходимы совместные проекты развития, проектирование и создание инфраструктур следующего поколения, которые технологически в состоянии обеспечивать доступ основной части населения государств к современному мировому качеству жизни.

Это очень непростая задача. Однако усилия по альтернативному развитию стоят того.

Не говоря уже о прямо спасаемых человеческих жизнях и здоровье, сбережении народа и, особенно, нашей молодёжи, в результате правильно организованного альтернативного развития в государствах Центральной Азии мы сможем сберечь для российского населения до 3 процентов нашего ВВП, которые сегодня мы теряем по причине наркотиков. Сокращение уровня наркотранзита повлечёт за собой и неминуемое уменьшение преступности как закономерного следствия подрыва наркоэкономики.

С этой целью Правительство РФ изначально поставило задачу перед нашей комиссией выйти на разработку антинаркотических программ в Центральной Азии, которые бы в совокупности обеспечивали комплексный и сбалансированный подход к антинаркотической политике.

Программы по укреплению полицейских мер в целом уже идут.

Прошёл год с начала действия программы по оказанию финансовой, материально-технической и организационной помощи Государственной службе Киргизской Республики по контролю наркотиков. Данная программа была создана Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. № 282-р.

Программа эффективна, идёт постоянное планирование и осуществление совместных операций – их количество за год функционирования программы выросло в 5 раз и в результате ликвидировано 35 каналов поставки афганских наркотиков в регионы Российской Федерации.

В настоящее время проводится предварительная проработка вопросов оказания аналогичной помощи компетентному органу Таджикистана, а также продления действия программы с Киргизией .

Также подходит к концу разработка целостной системы антинаркотических программ, обеспечивающих интересы Российской Федерации в Центральной Азии. На данный момент предполагается 22 программы, сегодня их перечень и общие системные принципы будут обсуждаться на заседании.

Здесь будут предложения для всех государств Центральной Азии и региона.

Данные программы будут вырабатываться под общим кураторством МИД России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями.

В ближайшее время будет осуществляться инвентаризация механизмов финансирования антинаркотических программ. Здесь ждём новых предложений от Министерства финансов и Министерства экономического развития.

Отмечу, что в системе программ важное место будет занимать кадровая программа. Она состоит из подготовки наркополицейских и целевой подготовки гражданских кадров для сфер передового хозяйство и инновационных индустрий. Здесь имеются перспективные инициативные предложения от вузов Западной Сибири, которые уже имеют обширный и многолетний опыт многоуровневой подготовки кадров из числа граждан государств Центральной Азии.

Хотел бы отметить инициативный подход со стороны ряда регионов Западной Сибири. Это во многом определяется тем фактом, что само их географическое положение стимулирует их внимание по центральноазиатскому вектору.

Для доработки системы программ предлагаю сформировать соответствующую межведомственную рабочую группу по их разработке.

Много споров вызывают различные аспекты создания Российской Корпорации Сотрудничества со странами Центральной Азии. До конца мая мы предполагаем доработать предложения на основе механизма частно-государственного партнерства.

В условиях создания Таможенного союза и формирования единого экономического пространства создание Корпорации даст серьёзный импульс активизации евразийских интеграционных процессов, переведёт антинаркотическое и экономическое сотрудничество России и республик Центральной Азии на качественно новый уровень. Благодаря деятельности Корпорации станет возможен перевод в практическую плоскость заявлений лидеров стран Центральной Азии и России в поддержку интеграции на евразийском пространстве, создание ее экономического фундамента.

Мы пригласили для участия в сегодняшнем заседании представителей межправкомиссий Российской Федерации со странами региона.

Набор проектов совместного развития обуславливается спецификой решаемых задач и особенностями региона.

К числу основных проектов Корпорации относятся создание региональной системы рационального водопользования, строительство новых промышленных объектов, создание сети птицефабрик, организация транспортно-логистической системы региона, создание российско-центральноазиатского многоуровневого центра подготовки кадров. Кроме того, применяя опыт российских профильных структур и реабилитационных учреждений, рассматривается возможность создания региональной сети крупных реабилитационных центров на 1,5 – 2 тысячи единовременно реабилитируемых человек на базе реализуемых проектов сельскохозяйственного и промышленного развития. Это позволит одновременно уменьшить наркотизацию населения и вовлечь реабилитируемых в социально-экономическое развитие своих стран, превратить систему реабилитации в ведущий эффективный элемент системы профилактики наркомании.

Реализация упомянутых проектов в странах Центральной Азии с помощью единого оператора в лице Корпорации позволит расширить инвестиционное участие российских компаний в экономике региона, обеспечит большую прозрачность хода реализации инвестиционных проектов и снизит риски, которые нередко отпугивают бизнес.

Анализ общемировой практики подтверждает эффективность этого инструмента через формирование предопределённости экономических предпочтений государства, с одной стороны, а с другой стороны, возможности, гарантии при продвижении частного бизнеса.

Очевидно, при правильной организации деятельности Корпорация может стать важнейшим инструментом строительства Евразийского союза по ключевому среднеазиатскому направлению.

Совместная работа России и центральноазиатских партнеров по указанным направлениям и осуществление проектов совместного развития, предлагаемых в рамках деятельности Корпорации, общий курс на альтернативное развитие нанесет серьезный урон наркобизнесу и трафику наркотиков из Афганистана и внесет вклад в обеспечение стабильности и процветания Центральной Азии.

Спасибо за внимание.

Иванов Виктор Петрович
Директор ФСКН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования