Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Как сходит с ума Россия

Послесловие

19 октября 2015 :: Н. В. Каклюгин, кандидат медицинских наук

В чем же причина происходящих в молодежной среде процессов, приведших к такому бурному наркотическому буму, который описан в 13-ти частях предлагаемого вниманию читателей информационно-аналитического обзора?

Гедонизм в этой многострадальной истории наркотизации человечества на современном этапе его развития является ключевым словом. Данное понятие обозначает жизненную личностную и общественную позицию, определяющую наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящую к нему все многообразие моральных требований [5]. Обеспечить себя всеми удовольствиями жизни – такова базовая потребность, к сожалению, очень большой части нового поколения российской молодежи. Этот принцип прививается ему через средства массовой информации, фильмы, музыку, публикации в социальных сетях, газетах и журналах. Если живем один раз и никакого другого смысла в этот факт не вложено, значит "жить нужно в кайф". Такая позиция определяет чувственные наслаждения как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводит к нему все многообразие моральных требований, завоевывая в молодежной среде все большую популярность. С учетом наблюдаемой в наши дни священнослужителями, психологами, педагогами и социальными работниками прогрессирующей инфантилизации общества, связанной, в том числе, и с ежедневной привычкой многочасового пребывания подростков вместо реального живого коллектива в виртуальных социальных сетях, пропагандирующих все те же извращенные гедонистические установки, проблема приобретает масштаб национального бедствия.

При этом для всего этого навязываемого "обществом потребления" роскошного "жития", естественно, нужно материальное обеспечение, деньги. Заработать их как можно быстрее, любой ценой жаждет молодежь. Приобрести дорогие автомобили, мотоциклы, роскошные апартаменты, недвижимость за рубежом, вести так называемую "гламурную клубную" жизнь, одеваться в дорогих бутиках, регулярно выезжать за рубеж, путешествовать, снимать номера в роскошных отелях, иметь рядом эскорт в виде прелестных красоток или красавцев – таков сегодня критерий успешности для подавляющей части соврменной российской молодежи. То есть, следовать той моде, которую задают средства массовой информации, являющиеся мощным средством контроля над сознанием масс, инструментом "промывки мозгов", орудием пиара, машиной по формированию ложных потребностей.

До сих пор, несмотря на массовые протесты здравомыслящей общественности, представителей религиозных конфессий, многочисленные психологические и лингвистические экспертизы, проповедующие с телевизионных экранов культуру животных инстинктов телепроекты "Дом 2", "Comedy Club", "Наша Russia", оставшийся в памяти молодого и не очень поколения скандально известные телесериалы "Школа", "Бригада", свежие отечественные художественные фильмы "14+", "До 16 и старше", "Все умрут, а я останусь", пропагандирующие как норму жизни наркопотребление и нравственное падение зарубежные киноленты "Детки", "На игле", "Кислотный дом", "Страна приливов", "Область тьмы", одноликие подростковые журналы типа "Cool!", книги таких авторов как Виктор Пелевин и Владимир Сорокин – сколько еще подобных информационных аморальных "бомб" быстрого и замедленного действия взорвется в сознании и душах наших юных соотечественников в будущем?!. Эта вряд ли случайно задаваемая средствами массовой информации и соответствующими авторами-сценаристами мода на пронаркотические субкультуры круглосуточно извергается информационными потоками с экранов телевизоров и мониторов компьютеров и смартфонов, страниц книг, журналов и газет. Более подробно об этом можно узнать из монографии Н.Е. Марковой "Культуринтервенция" [4]. И этой навязываемой извне экспансии пока так и не удалось противопоставить нечто иное, насыщенное абсолютно другим, не деструктивным, а конструктивным идеологическим содержанием в адекватных объему разрушительного воздействия масштабах. Во взрослую жизнь уже вышли поколения, воспитанные в ситуации "идеологического вакуума" 90-х и "нулевых" годов, не знающие иных ценностей и идеалов, кроме индивидуального материального благополучия любой ценой и потребительского достатка, слабо идентифицирующие себя с Россией и ее культурой, а свои прагматичные интересы – с общенациональными. И они активно транслируют эту изначально ложную позицию вокруг себя, в том числе, в столь популярных среди молодого поколения социальных сетях, а также через создаваемые ими художественные произведения в киноиндустрии, поэзии и публицистике. В такой духовно-нравственной атмосфере в ослабленной нарастающим экономическим кризисом стране достаточно сложно решать проблемы социальной стабилизации, достижения устойчивого развития и сохранения национальной идентичности [2]. Не говоря уже о проблемах алкоголизации и наркотизации современной российской популяции с одновременным погружением в шизоидный асоциальный мир маргинальных субкультур, тоталитарных деструктивных религиозных, психологических и коммерческих культов.

В современном секулярном, становящемся все более бездуховным, обществе происходит резкая утрата определяющего влияния традиционных религий, меняются сами представления о духовности и формы ее репрезентации в культуре, что ведет к кризисным, негативным явлениям в сфере духовной жизни и нравственности. В контексте секуляризованной культуры утрачиваются ориентиры четкого различения добра и зла, искажаются смысложизненные и ценностные ориентиры. При этом мы должны понимать, что неотъемлемым условием стабильности духовного, а как следствие, и психического здоровья нации является идентификация гражданина со своим народом, государством и его интересами. Депатриотизация общественного сознания, плоды которой уже наблюдаются в настоящее время, сказывается в утрате значительной долей россиян ощущения национального достоинства и гордости, в формировании и акцентировании под влиянием деятельности средств массовой информации и поведения части элиты комплекса национальной неполноценности. Это проявляется в некритическом восприятии многими россиянами западных ценностей и норм поведения, чуждых отечественной культуре, среди которых гедонизм занимает одну из ведущих позиций. Высокий уровень расходов на навязывание этого определенного, обеспечивающего высокий уровень продаж потребительских товаров и услуг, стиля поведения коммерчески оправдан, поскольку приносит сверхприбыль их производителям торговым фирмам, компаниям и корпорациям, в том числе сетевым коммерческим и нетрадиционным религиозным культам "новой волны".

Как совершенно справедливо отмечает П.Н. Беспаленко (2009) в своей диссертационной работе на соискание ученой степени доктора политических наук, ввиду распространения нетрадиционных религиозных культов, отсутствия у большинства населения элементарного религиозного образования и культуры духовной жизни, усиления межконфессиональных противоречий и опасности развития на этой почве религиозного экстремизма важным аспектом институционализации духовной безопасности России в системе национальной безопасности является поддержка традиционных религиозных организаций, выстраивание адекватной принципам демократии и правового государства отношений между государством и конфессиями, укрепление социально-интегративных функций института религии и создание условий для их реализации. Религии, исторически в течение длительного времени служившие идейной и мировоззренческой основой российского общества как пространства единения очень разных народов в рамках единой государственности, укорененные в культурной ментальности россиян, ориентируют на ценности единства перед лицом внешней опасности [2]. Внешней опасности, которая уже стала опасностью внутренней, проникнув в виде культа гедонизма и отрицания значимости традиционных ценностей и религиозных институтов в сознание и души россиян. Между тем значение формирования исторического сознания, поддержки исторической памяти и духовно-культурной преемственности поколений в обеспечении национальной безопасности чрезвычайно велико. Именно поэтому нравственно ориентирующий духовно развивающий культуро – и смыслообразующий потенциал организаций, функционирующих под эгидой Русской Православной Церкви и других традиционных религиозных институтов, безусловно, бесценен. И без всякого преувеличения – спасителен во всех отношениях. Опора на эти организации, идейное и культурное наследие традиционных религий, безусловно, способна предоставить реальную возможность сформировать у россиян сознание исторической и духовно-культурной преемственности поколений, своей личной ответственности за происходящее в стране перед предками и потомками. А значит, воссоздать внутренний стержень, общенациональный идеологический каркас, вокруг которого при грамотном его администрировании, материальном и информационном ресурсном сопровождении возможно снова вернуть России приоритет на геополитической арене.

Этот ключевой для сохранения жизнеспособности российского государства фактор П.Н. Беспаленко называет созидательной традиционностью и рассматривает как базу формирования ответственного и конструктивного отношения гражданина к жизни Отечества, а, значит, и к своей собственной жизни. Ни для кого не секрет, что структура Русской Православной Церкви не протяжении многих веков была государственно укрепляющим стержнем не на уровне идеологических призывов, а в реальной жизни нашего общества, являлась опорой традиционализма и патриотизма, проводником русского самосознания.

При этом исследователям феномена русской духовности следует учитывать, что сама по себе длительность существования того или иного религиозного объединения на территории России не является определяющей. Так, некоторые тоталитарные деструктивные культы имеют долгую историю на территории России, не утратив при этом своего негативного разрушающего традиционность характера [1]. Российское общество в целом как часть мирового сообщества, вовлеченного в глобализационные процессы, переживает глубочайший духовно-нравственный кризис. Наблюдаемые экспертами в России и мире процессы расслоения общества составляют основу кризиса социальной сферы, который может быть обозначен термином "аномия". Аномия (греч. a – отрицательная частица, nomos – закон) – социально-психологическое понятие, обозначающее любые виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества.

Термин был предложен французским социологом и философом, основателем французской социологической школы Эмилем Дюркгеймом (1858-1917) в 1897-м году для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия и разочарование). Состояние аномии обусловлено нравственным кризисом общества, противоречиями между провозглашаемыми целями и невозможностью их реализации для большинства людей в стране и, как правило, связано с практической изоляцией (одиночеством) человека от общества и разочарованностью его в жизни. Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к аномическому напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации. Данное обстоятельство во многом объясняет высокий уровень преступности среди низших социальных слоев. В такой ситуации неизбежно образуются субпопуляции людей с аддиктивным, зависимым поведением, темпы количественного роста которых обратно пропорциональны уровню нравственности. Причем зависимое поведение обусловлено как приемом психоактивных веществ, так и участием в деятельности идеологизированных специальным образом групп населения, противопоставляющих себя традиционному исторически сложившемуся духовно-нравственному укладу народов России.

Таким образом, вспоминая прописанные во всех частях данной информационно-аналитической работы разрушительные тенденции, невозможно не согласиться с тем, что укрепление и поддержка традиционных для нашей страны религиозных организаций, противодействие распространению тоталитарных деструктивных культов являются неизбежным и необходимым шагом, диктуемым потребностью в противостоянии распространению влияния новых для России, зачастую имеющих скрытые далеко идущие политические и экономические цели, культов, организаций и сект, многие из которых представляют собой мощные, хорошо организованные сети транснационального масштаба, тоталитарные или полутоталитарные по духу [2]. Если именно сейчас, на пике разрушения морально-нравственных устоев общества, массированной деградации социальных интеллектуальных и духовных ресурсов, невиданного ранее роста алкоголизма и наркомании, снижения возраста начала потребления психоактивных веществ до 9-10 лет, целенаправленного разрушения традиционных религиозных институтов его не использовать, то в недалеком будущем вся страна превратится в огромную психиатрическую и наркологическую лечебницу с раскиданными по бескрайним просторам тюрьмами, переполненными наркоманами, вместе с многочисленными так называемыми "евангельскими церквями", дробящими некогда единое духовно-информационное пространство России на осколки. Безусловно, наблюдаемое в наше время широкомасштабное алкогольное и наркотическое безумие, повсеместная практически бесконтрольная деятельность сектообразных новообразований с суррогатной псевдодуховной начинкой – угрожающий и, к сожалению, быстропрогрессирующий симптом надвигающегося заката русской цивилизации.

Это лакмусовая бумажка состояния современного социума и лишь "верхушка айсберга" многокомпонентной проблемы. Проблемы, уходящей корнями в начало становления молодой России на постсоветском пространстве, и даже несколько раньше.

Заключается она вот в чем. Социальным смыслом в послереволюционной России служила большевистская коммунистическая идеология. Слом последней в конце ХХ века и "неидеологичность" новых (демократических) догм обусловил для значительной части людей возврат к религии как к обретению веры и смысла вообще. Сейчас перед Россией стоит задача создания надежной иммунной системы, защищающей социальный организм от опасных болезней, к которым относятся, в том числе, и различные виды химической и нехимической зависимости. Если государство не предпримет более активных действий по созиданию на идеологическом уровне наших традиционных ценностей, то этот процесс возглавят его непримиримые противники и в очередной раз сработает принцип "Разделяй и властвуй". И это станет уже необратимым процессом. Россия, превратившись в полном смысле слова в сумасшедший дом, переполненный алкоголиками, наркоманами, выходцами из тюрем и сект вместе с ненужными им недовоспитанными детьми с антигосударственными личностными установками, будет обречена на покорение другими народами и принимающими их "толерантными" соотечественниками, несущими в себе уже совершенно иной идентификационный культурный код, не требующий строго придерживаться патриотической позиции, отстаивать интересы в первую очередь русской культуры и государственности, следовательно, и коренного русского этноса.

Пока еще у нас еще есть шанс осознать это и предпринять ряд мер, направленных на стабилизацию ситуации в данной сфере. Точка невозврата еще ощущается непройденной. Слова великого русского философа Ивана Ильина, написанные им более 80 лет назад, сегодня звучат как пророчество и рецепт противоядия, полностью соответствуя духу нашего времени.

Ими мы и завершим этот материал: "В наше время, время видимого крушения России, а на самом деле – время ее мученического очищения, ее исторического оправдания и духовного возрождения в перерожденном виде; в наши дни, дни великого соблазна для близоруких и великих надежд для дальнозорких; в такое время, в такие дни, когда у каждого русского сердце горит от святой любви и священного гнева, когда уже иноземцы начинают постигать мировое и пророческое значение русской трагедии и содрогаться о своей собственной судьбе, – чудится мне, что у всех у нас есть потребность обратиться к России в ее историческом целом, окинуть взором, сколько его хватит, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы ее культуры, из коих все вышло и к коим все сводится, увидеть их в их силе и славе, увидеть их в их опасных уклонах и соблазнах, увидеть все это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе, в явных деяниях дня и в тайных сновидениях ночи; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, которые не дали нам устоять против мирового соблазна, но привели наш народ на гноище мировой истории, те несовершенства и незавершенности нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России, ни нам, ни нашим детям и внукам..." [3]. Ничего ни добавить, ни убавить. Без свершения этого акта – внимательного обращения вглубь исторических и духовных корней своего народа, определения там, в недрах православной культурной и религиозной традиции спасительной духовной связи со временем нашим, укрепления ее, начиная с самого малого возраста, ни у одного государства нет будущего. И государство Российское здесь не исключение.

Фактически, цель как у нетрадиционных для России современных религиозных новообразований, так и у сетей наркодилеров, а также лоббистов интересов обоих международных корпораций в российских коридорах власти, профильных министерствах и ведомствах, транснациональных и отечественных фармацевтических концернах одна – превратить русскую цивилизацию в толпу "Иванов, не помнящих родства", замутнить их сознание до крайней степени беспамятства и равнодушия, интеллектуального, эмоционального и духовного отупения. Нация, которая не помнит своей истории, не знает чем гордиться, не знает своей культуры и роли в мировой истории – это уже не нация, а стадо, которое можно вести на убой [5]. И на сегодняшний день, увы, приходится констатировать, что за редким исключением оно идет туда семимильными шагами.

Список литературы

1. Берестов А.И., Каклюгин Н.В. Неопятидесятничество: вирус в христианстве. // Сборник трудов под общей редакцией иг. Анатолия (Берестова). М., 2010. – 440 с. [Электронный ресурс]. URL: http://makeevdon.in.ua/images/stories/blag/hrz/Neo50vo-virus.v.hristianstve.pdf

2. Беспаленко П.Н. Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения. Автореф. дисс. ... доктора политических наук. Ростов-на-Дону, 2009. – 60 с.

3. Ильин И.А. О России. Три речи /Ильин И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т. 6, Кн. 2. – М., 1996. – С. 1026

4. Маркова Н.Е. Культуринтервенция //М: Квадрат-С, 2001. – 90 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/kulturint/Main.htm

5. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

6. Чаусов А.И. Сетевая атака на Православие // Информационный портал фонда "Русская Цивилизация" [Электронный ресурс]. URL: http://www.rustrana.ru/article.php?nid=23476

Статья опубликована в журнале РАМН
"Психическое здоровье", №5, 2014 г., с. 84-106

Каклюгин Николай Владимирович
врач психиатр-нарколог

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2017 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования