Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Семинар-совещание "Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета". Часть 2

24 июня 2016 :: Н. В. Каклюгин

Председательствует член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Николай Сергеевич Валуев

Председательствующий. Дальше выступает Скворцова Елена Сергеевна, доктор медицинских наук, профессор, Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения, отделение медико-социальных проблем, главный научный сотрудник. Прошу Вас.

Скворцова Е.С. Уважаемые коллеги, я представляю Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения. На базе нашего института с 1997 года функционирует Центр мониторинга вредных привычек среди детей и подростков. Мы занимаемся мониторингом в целом по России с 2000 года. Я здесь не буду Вам приводить, так сказать, наши ранние исследования, но в среднем раз в три года мы проводим обширное обследование: от Архангельска до Хабаровска. Смотрим практически всю Россию. По-разному. У нас участвуют в основном все те города, в которых созданы территориальные группы мониторинга и те, кто желает, так сказать, принять участие.

Хочу предложить Вашему вниманию данные, которые мы получили по итогам обследования подростков 15-17 лет, учащихся училищ начального профессионального образования.

Но прежде чем я перейду вот к конкретным цифрам, я хотела бы сказать несколько слов о самом мониторинге. Что даёт мониторинг? Мы все говорим о профилактике, о том, что это нужно, и при этом необходимо оценивать её эффективность. Вот я вам хочу сказать, что мониторинг, грамотно организованный мониторинг, позволяет оценить эффективность наших общих усилий. Он показывает, насколько правильно мы действуем, получаем ли мы реальное снижение потребления тех или иных психоактивных веществ.

И ещё. Я считаю, что у нас доминирует глубокое заблуждение – мы с вами говорим только о наркотиках... Допустим, наркотики – да, тема животрепещущая, потому что четыре года систематического употребления, как известно, приводят к смерти. Для борьбы с этим злом создается Госнаркоконтроль, ФСКН. Для этого разрабатываются, утверждаются и финансируются специализированные программы... ФСКН у нас даже занималась мониторингом. Тут вот какая проблема возникает. Понимаете, потребление любых психоактивных веществ – ведь это взаимосвязанные вещи. Употребление алкоголя, курение, наркотики – всё это тесно переплетённые между собой процессы. Мы на протяжении многих лет проводим исследования и сегодня это можем совершенно чётко сказать и доказать. Математически доказано, что, если подросток не употребляет алкоголь, если он не курит, вероятность его обращения к наркотикам у девочек составляет 0,01 процента, у мальчиков составляет 0,03 процента.

Понимаете, если мы посмотрим, вообще, на масштаб проблемы... Я просто приведу наглядный пример – масштабы алкоголизации.

Под алкоголизацией мы понимаем всякое употребление алкоголя, независимо от количества, чистоты и вида. Это не алкоголизм.

Хочу особо отметить вот что. Если мы сравним масштабы алкоголизации, курения, потребления наркотиков, экспериментирования с наркотиками, это, по сути дела, несопоставимые данные. В смысле, как вам сказать, не по масштабам. Например, у нас употребляют алкоголь 2/3 подростков, причём, девочки больше, чем мальчики, 2/3! То есть, если взять 100 человек, 2/3 – это будет где-то 66-65, да. Причём, мальчики, если 60, то девочки где-то 65, курят. Курят где-то 40 процентов по вот этим нашим данным, девочки – где-то 35. А экспериментирует с наркотиками лишь каждый десятый, то есть, 10 из 100, среди мальчиков, а среди девочек – 6,7 из 100. Экспериментируют – от 4 до 10 раз в год, все остальные уже потребители. Так вот, потребляющих у нас 3 из 100 среди мальчиков, и 1 из 100 среди девочек. Понимаете, площадкой, вот этой, будем говорить, подушкой, на которой взрастает желание попробовать наркотики, является употребление алкоголя и курение.

Если мы представим себе такой квадрат, и разрисуем: те, кто употребляет алкоголь, те, кто курит, те, кто экспериментирует с наркотиками, они все окажутся в группе тех, кто курит и употребляет алкоголь. Они не где-то там, среди вот тех, чистеньких. Именно так.

Так вот, я хочу сказать, что я поддерживаю Татьяну Валентиновну Клименко. Действительно, по нашим данным, у нас в России сейчас произошло снижение и алкоголизации, и курения, и наркотизации, и в этом я вижу главный эффект от того законодательства, которое мы всё-таки приняли, о том, что мы сделали все-таки недоступным свободное потребление алкоголя, свободное приобретение алкогольных и табачных изделий несовершеннолетними.

Но все-таки давайте несколько слов я скажу по картинкам. Этот слайд показывает распространенность употребления алкоголя. Это то, о чём я вам говорила. В среднем по России. Среди мальчиков Представила вам здесь различные территории.

Затем давайте посмотрим распространённость алкоголизации. Средняя колонка – это в среднем по России.

Мы среди тех, кто употребляет алкоголь, выделяем группу риска. Группа риска – это те, кто употребляет алкоголь от двух раз в месяц и чаще.

Чем опасно нахождение в группе риска. Опыты французов с мечеными атомами алкоголя показали, это очень давно было, но тем не менее это сегодня используют практически все научные сотрудники, которые пользуются этим. Алкоголь выводится из организма, в частности, из головного мозга в течение 14 дней. И если наш подросток употребляет алкоголь один раз в две недели, то он практически через каждые две недели потребляет его, даже пиво. Поэтому у него мозг практически не свободен от пагубного воздействия алкоголя. Поэтому мы эту группу относим к группе риска. Данные подростки имеют наибольшую вероятность развития зависимости – это раз. И, во-вторых, эти подростки имеют наибольшую вероятность интеллектуального недоразвития. Недаром старые психиатры говорили: подросток, употребляющий алкоголь тупеет эмоционально, интеллектуально и нравственно.

И вот что же мы видим? Что у нас среди наших мальчиков и девочек, учащихся ПТУ, представителей несколько более тяжелого контингента по сравнению со школьниками, употребляет часто алкоголь каждый третий из этих 2/3. Практически 20 процентов, 19. А среди девочек каждый четвертый – 15,5 процента. Это группа риска по наркопотреблению в будущем.

Дальше мы видим пример употребляющих и группа риска. Видите, 19,9%, ну, считайте, 20%. Каждый третий из этой группы часто употребляет алкоголь. Среди девочек это каждая четвертая. И это очень неприятно, поскольку именно на девочках лежит ответственность за здоровье будущих поколений, за здоровье подрастающего поколения.

Показываю такую картинку для того, чтобы было понятно, что нам не всё равно, какое количество подростков употребляет алкоголь. Оказывается, между употреблением алкоголя и группой риска существует совершенно четкая прямая корреляционная связь. Чем больше у нас будет группа риска, то есть, чем больше у нас будет число употребляющих алкоголь, тем больше будет группа риска. Здесь показаны разные города. Вы видите, чем выше поднимается уровень алкоголизации, тем выше и группа риска. По мальчикам и девочкам практически одинаковые картинки.

Дальше, пожалуйста. Смотрим. Каковы мотивы употребления алкоголя? В основном, это на праздники в семье и с товарищами "за компанию".

Причем, у девочек в основном первые пробы в семье больше, чем среди всех остальных, чем все остальные мотивы. О чем это говорит? Это говорит о том, что наши родители с точки зрения грамотного воспитания в отношении приема алкоголя, будем говорить, не просвещены. Они считают, что 14 лет, да, это уже взрослый человек. Всё, надо и ему приобщиться... Где они потребляют? На праздники, совместные дни рождения.

Теперь давайте посмотрим, что же они употребляют. Пиво у нас стоит на первом месте. Вот это последствия агрессивной, жёсткой рекламы, которая у нас существовала до недавнего времени в отношении пива. Да и сегодня она всё-таки ещё есть, поэтому потребление пива стоит на первом месте.

Но при этом обращаю ваше внимание, что 22 процента, то есть каждый пятый употребляет крепкие спиртные напитки.

Среди девочек на первом месте у нас идёт потребление шампанского и вина. Они присутствуют, идут в первых рядах. Следом идёт пиво.

Посмотрим далее, какая же у нас наметилась положительная тенденция?

Все предыдущие годы у нас пик приобщения к алкоголю приходился на 13-14 лет. В 2000 году у нас были отдельные территории, где пик приходился даже на 11 лет. Сегодня вы видите, что есть такой маленький тренд в сторону 15-16 лет. Всё-таки мы сдвигаемся немножко в сторону более позднего приобщения к приёму алкоголя.

А вообще к чему мы должны стремиться? Чтобы до 18 лет наши дети и подростки, но сегодня у нас все дети, да, до 18 лет наблюдаются в детской поликлинике, не употребляли.

Дальше, пожалуйста, слайды. Мотивы потребления. Это в первую очередь праздники в кругу семьи. В особенности среди девочек, посмотрите. Значит, кто у нас приобщает? Родители. С родителями нужно работать. Работать в первую очередь с родителями – вот наша задача.

Далее. Опять-таки обращаю ваше внимание, что пьётся в первый раз. Среди мальчиков на первом месте снова идёт пиво. Но смотрите – 13% в первый раз, в самый первый раз пробуют водку, крепкие спиртные напитки. Среди девочек на первом месте идёт шампанское, потому что это дни рождения, где доминирует шампанское. На втором месте то же пиво.

Идём дальше. Вот та тенденция, о которой говорила Татьяна Валентиновна, и которую я хочу подтвердить. Повторюсь, что это учащиеся профессионально-технических училищ, колледжей. Будем говорить, не самая благополучная часть подростков. И тем не менее мы сравнили 2006-й и 2007-й годы. Посмотрите, 80 процентов был уровень алкоголизации. Часто употребляли алкоголь 40%. Общий уровень алкопотребления среди девочек – 83%, потребляли часто – 35%. И сегодня по сути дела эта картина стала лучше – снизилась на 20% алкоголизация, а группа риска уменьшилась почти в два раза.

Далее хочу обратить ваше внимание, что основную информацию, к сожалению, наши дети получают не из уроков безопасности жизнедеятельности и профилактических мероприятий в школе. Хотя эта тенденция, она у нас всё-таки возрастает. Они получают несистематическую информацию от знакомых, родственников, родителей и так далее. Обращаю ваше внимание, что растёт число информирования через Интернет. Он уже опережает средства массовой информации. И совершенно, следует отметить, на сегодняшний день малоэффективны печатные формы профилактики, к сожалению. Но Интернет, да, это эпицентр информации. Нам нужно, так сказать, согласиться с реальностью сегодня, и понимать, что вот эту информацию, которую мы хотим, так сказать, транслировать, которую мы хотим распространить, её эффективнее всего сегодня распространять через Интернет и вкладывать в первую очередь в головы родителям, которые передадут её своим детям.

О курении. В среднем по России, посмотрите, курит 40 процентов мальчиков, и где-то 35 процентов девочек. Но какая здесь особенность? Это мы наблюдаем на протяжении всех лет нашего мониторинга. Практически все те, кто курят, курит ежедневно.

Вы понимаете, поскольку приобщение к курению в особенности среди мальчиков, начинается рано, достаточно рано, они к 15-17 годам заядлые курильщики. И те, кто курит, какой основной мотив называют? Мотив уже сформированной зависимости. Я, говорит, втянулся, не могу бросить, по привычке, и, вообще, мне это нравится. То есть, здесь явно уже присутствует мотив зависимости. И в 11-м классе нам надо уже думать о том, как нам организовывать медицинскую помощь в отказе от курения, потому что уже мы имеем уровень в полном смысле химической зависимости.

Дальше, пожалуйста. Вот то, о чём я говорила. Посмотрите, у мальчиков приобщение к курению до 10 лет, это 17,2 процента, сегодня 13-14 лет – пик приобщения, но они почти рядом, близко. А прошлые годы у нас было совершенно чётко: 2000 год, 2001 год, 2006-й, 2013-й, 2011-й и так далее у мальчиков пик приобщения к курению до 10 лет включительно, то есть, приобщалась даже начальная школа.

Скажу ещё одно слово по поводу того, где приобщаются к наркотикам, о местах их приобретения. На первом месте идут наркоточки, на втором месте – двор, на третьем – школа, на четвёртом месте идут дискотеки. Всё. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Каклюгин Н.В. Елена Сергеевна, Вы мне говорили отдельно до нашего мероприятия насчёт проблем с финансированием Ваших исследований. В России бюджет оптимизируется, возникают трудности с конкретно вашей работой, материальным обеспечением проведения исследовательских работ, мониторинга.

Скворцова Е.С. Когда мы организовывали мониторинг, создавали Центр мониторинга, это прошло через Министерство здравоохранения. Была такая Галина Борисовна Ткаченко, которая работала в Институте профилактики у Оганова. В то время мы и сделали такой центр мониторинга на базе Центров медицинской профилактики. Сегодня в рамках своей деятельности они проводят этот мониторинг.

Каклюгин Н.В. Трудности сейчас есть у Вашего подразделения с финансированием?

Скворцова Е.С. Финансирования практически никакого нет. Мы делаем исследования за ту маленькую зарплату, которая есть. Вот сейчас мы предполагаем провести анкетирование сельских школьников, села, и вопрос встаёт простой: а как доехать до этого села, потому что у Центра медицинской профилактики денег на разъезды нет.

Гребенникова Валентина Владимировна, заместитель министра здравоохранения Московской области, доктор медицинских наук. Приглашаем вас в Московскую область. Достаточно уже вам села.

Шурыгина Татьяна Евгеньевна, заместитель главного врача по наркологии Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Психиатрическая больница №8", город Орехово-Зуево, врач психиатр-нарколог, заслуженный врач Российской Федерации, кандидат медицинских наук. Можно маленький вопрос?

Председательствующий. Только коротко, потому что иначе все заявленные докладчики не успеют выступить.

Шурыгина Т.Е. Спасибо! Скажите, пожалуйста, мониторит ваш Центр, мониторит ФСКН, тестируют одни, другие, вторые, третьи, пятые. Как Вы считаете, кто же должен всё это соединить? Ведь самая большая печаль от того, что никто не знает истинной картины происходящего.

Скворцова Е.С. Это вопрос, который, я считаю, необходимо обсудить серьёзно в рабочем порядке.

Шурыгина Т.Е. Немного поясню. Шурыгина Татьяна Евгеньевна, заместитель главного врача по наркологии, Орехово-Зуево, Московская область. Елена Сергеевна здесь не случайно, потому что в Орехово-Зуево мы создавали модель профилактики с учетом их исследований, на основе того мониторинга, который мы получили с их помощью в 2000 году. Когда мы промониторили наши школы и получили результаты на фоне всей Московской области, нам казалось, что наше Орехово-Зуево самое плохое и неудачное место, где мы работаем. Но Елена Сергеевна сразу сказала: "Татьяна Евгеньевна, у вас же какая-то построена система профилактики". Меня это очень удивило, и я тогда ответила: "А какие показатели нам нужно знать, чтобы оценить, мы правильно идём, в том направлении или нет?" Она назвала ряд показателей, по которым мы в дальнейшем выстраивали модель профилактики. И весьма успешно.

Я думаю, что на сегодняшний день может быть что-то ещё надо дорабатывать и делать, но мониторинг, который существует и разработан вот отделом профилактики, очень чётко даёт представление о реальной картине с уровнем потребления психоактивных веществ. Самое главное здесь – участие врача психиатра-нарколога. Мы всегда говорим обо всей массе органов, которые участвуют в профилактике. Но больше всего прочувствовано, вот я хочу сказать о себе, что меня больше всего удивляло – конечным этапом, куда приходят с программами профилактики, это в наркологический диспансер. И тут мы уже разводим руки и мало что можем сделать. Тогда мне важно было узнать, где же может быть врач-нарколог в системе профилактики? Сколько времени он занимается этой профилактикой? И как он может это объединить?

Председательствующий. Спасибо. Следующий докладчик – Иванов Михаил Владимирович, кандидат психологических наук, Научный центр психического здоровья, старший научный сотрудник, Комиссия по вопросам демографического развития и здоровья семьи с несовершеннолетними детьми Совета по защите семьи и традиционных семейных ценностей. Вместо него выступит Крылатова Татьяна Александровна.

Крылатова Т.А. Да. К сожалению, наш коллега не смог по уважительным причинам подойти к этому времени, может быть позже подойдёт, в дискуссии примет участие. А пока я бы хотела обратить ваше внимание на нашу ситуацию с детской психиатрической службой. Надо сказать, что, безусловно, наркологическая служба – это очень значимое звено медицинской помощи. Но перед тем, как дети и подростки начинают употреблять психоактивные вещества, курить и так далее, они находятся в какой-то особой жизненной ситуации. Это ситуация семьи, ситуация школы, это ситуация их психического здоровья, которое частично определяется ещё до рождения на генетическом уровне и отчасти позже формируется окружающей социальной средой.

Я вместе с Михаилом Владимировичем представляю сотрудников, которые занимаются проблемами раннего детства и, в основном, психопрофилактическим направлением. Позвольте показать участникам "круглого стола" одну небольшую презентацию, а потом дать некоторые пояснения.

Обратите внимание, что распространённость психопатологии в наши дни имеет, к сожалению, нарастающую отрицательную тенденцию. И она формируется за счёт утяжеления психопатологии. Это отдельная тема, но, тем не менее, именно она в будущем станет базой для формирования зависимого поведения и в дальнейшем – выраженного синдрома химической или нехимической зависимости.

Итак, мы видим, что психические расстройства выходят, как и ранняя инвалидность по причине психического расстройства, на первое место и представляют довольно значительную цифру. И рост психической патологии, судя по всему, будет усиливаться и дальше, что, конечно, потребует совершенствования специальных профилактических подходов.

В соответствии с этим мы внесли на ваше обсуждение ряд предложений. Это организация научно-методического центра по вопросам психического здоровья, ориентированная на первичную психопрофилактику, в том числе на профилактику аддикции. Мы работаем и работали с семьями и считаем это крайне важным, можно сказать, стратегическим направлением.

Таким образом, наша задача – разработка общей концепции ведения психопрофилактической работы (то есть, это первичная профилактика, если она направлена не семьи). И обязательно параллельно – кадровое обеспечение специалистов в области детского психического здоровья. У нас сейчас это очень большая проблема. Во-первых, школы подготовки кадров, которые обеспечивали эту работу, потихоньку стали сворачиваться, что очень плохо. Несколько площадок, в том числе очень мощная челябинская, перестали существовать. Их раньше формировал детский психиатр.

Кроме того, важна разработка форм психокоррекционных мероприятий при разных видах психического состояния детей. Тоже очень важная вещь, которая имеет, так сказать, свои большие проблемы, в том числе по ограничению к использованию различных препаратов психиатрического спектра.

Разработка оптимальных путей межведомственного взаимодействия в сфере охраны психического здоровья: образование, здравоохранение, социальная защита – также крайне важный аспект профилактики. Проведение экспертного анализа проектов законов, связанных с вопросом психического здоровья детей, нужны несомненно. Вот такие у нас задачи. И я бы хотела сказать, что обеспечение, конечно, этих задач сейчас находится в крайне запущенном состоянии.

Во-первых, как я говорила в отношении кадровой, образовательной части – она достаточно серьезно свернута и у нас на сегодня даже нет такой специальности как "детский психиатр", она уже 20 лет как упразднена.

Кроме этого, у нас была свернута система психолого-медико-социальных центров, которые работали с родителями, с семьями. Это была глубокая такая фундирующая семейная работа. Она была распространена на все регионы нашего Отечества и давала очень хорошие результаты. Что в ней было очень важно? Важно то, что она была в таком перманентном в постоянно действующем варианте. И у нас уже была наработка по следующим поколениям.

И эти направления нужно срочно подхватывать и вновь развивать, несмотря на сложности с бюджетом. Ведь это наше будущее, здоровье подрастающего поколения и их семей. Только так мы можем получить какой-то положительный результат тогда, когда люди привыкнут, что есть определенные службы с хорошим обеспечением специалистов-профессионалов, в том числе медиков, преимущественно медиков, к которым они могут обратиться по всем своим необходимым вопросам. В том числе и от аддикции в семье, и аддикции у детей. Без такой службы, однозначно, решить вопрос с оздоровлением нации будет очень сложно.

Однако, сейчас наблюдается такая тенденция – перевод этих служб на некую аутсорсинговую систему. То есть, на договор с частными организациями, что, конечно, на наших контингентах отзовется явно не в положительную сторону. Потому что эта работа очень тщательная, длительная, сложная, кропотливая, если проводится по-настоящему, комплексно, но, как правило, мало оплачиваемая. К сожалению, это факт. Во всяком случае, я представитель научного учреждения, которое работает, как, в общем-то, и всегда, с энтузиазмом за счет очень хорошей профессиональной команды. Она не рассыпается только потому, что люди хотят помогать, пусть и за малые деньги. Но это ненормально. И это очень важная на сегодняшний день задача – всё-таки приостановить ввод и средств, и пока ещё сохранившихся кадров в эту самую аутсорсинговую систему, то есть частное НКО, которые вряд ли смогут помогать по-настоящему по всем системам, по всем этапам вот этой вот необходимой нам, очень необходимой базовой помощи – первичной психопрофилактики.

Не буду больше долго занимать ваше время, я обозначила в основном вектор тех необходимых вещей, которые нам очень нужны, крайне актуальны и необходимы. Это то, что нужно нашему контингенту, на сегодняшний момент ослабленному контингенту. А ведь наркомания формируется тогда, когда у людей внутри боль, слабость и растерянность. И мы должны очень хорошо понимать, что это контингенты, которым надо помогать действительно последовательно и с доброй душой. Потому что работать с ними очень сложно, выстраивать надо, буквально каждый этап. Мы сейчас сталкиваемся, как и все эксперты здесь (мы с Людмилой Ивановной Тропиной по этому вопросу тоже сталкивались) с довольно большим потоком людей, родителей, которые мечутся по общественным организациям, по НКО для того, чтобы получить какую-то помощь. Не выстроена система реабилитации ни в наркологии, ни в психиатрии. Люди становятся, можно сказать, таким мячиком, разменной монетой для массы различных чиновников из разных ведомств, для различных организаций и не получают как следует эту выстроенную нормальную профессиональную, серьезную помощь.

Поэтому я прошу поддержать все-таки государственные программы, государственные учреждения и организацию последовательной и поэтапной помощи для таких контингентов, а это как раз контингенты, из которых в будущем и выходят наркозависимые потребители. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо большое. Следующим выступает Голованов Виктор Петрович. Прошу Вас.

Голованов Виктор Петрович, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования", заслуженный учитель Российской Федерации, доктор педагогических наук. Добрый день, уважаемые коллеги! Позволю себе в течение нескольких минут обозначить семь позиций, которые связаны между собой. А потом коллеги возьмут на вооружение что-то из них, если захотят.

Я считаю, что нет необходимости говорить о том, что не все ресурсы, к сожалению, в российском государстве использованы для развития системы полноценной профилактики девиантного, отклоняющегося от нормы поведения. И в данном случае существует ресурс, который, к сожалению, не до конца осознан на качественно новом историческом промежутке. Речь идет о сфере дополнительного образования детей и подростков. К сожалению, мне кажется, есть определенная управленческая некорректность, когда монополией на свободное время ребенка владеет почему-то Министерство образования и науки Российской Федерации. Мне кажется, что здесь, наверное, адресатом должна быть Голодец Ольга Юрьевна, потому что этот процесс входит в комплекс социальной сферы, а она является его куратором в Правительстве России. Свободное время ребенка – это и медицина, и социальная защита, и культура, и спорт.

Вообще, обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. По своему "местоположению" в системе образования это вся та область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах.

И в данном случае, на мой взгляд, в законе об образовании в Российской Федерации несколько некорректно сформулирована позиция, в соответствии с которой свободное время разделено на дополнительное образование в образовании и на дополнительное образование в культуре и в спорте. Таким образом, по сути дела разрушена социокультурная инфраструктура детства и необходимо, наверное, обратить на это внимание и внести, может быть, отдельные поправки в закон, предложить в связи с этим новые законодательные инициативы. Потому что не раз сталкивался с тем, что некоторые руководители региональных органов управления образованием лукавят, отчитываясь по указу Президента о развитии дополнительного образования, когда включают блоки дополнительного образования, отчитываются о внеурочной деятельности, которая становится на самом деле формальной. Это первая позиция.

Вторая позиция связана с тем, что у дополнительного образования очень большая история, но почему-то у нас отмечаются юбилеи только, начиная с 1918-го года, а ведь истоки его относятся на Руси еще к ХVIII веку, когда в пажеском корпусе кадеты выпускали литературную газету и взяли в титул очень правильный девиз: "Праздное время, в пользу употребленное".

Поэтому, конечно, нужно вести речь о соединении пространства и времени. Это третий компонент. Ведь если вспомнить истоки дополнительного образования, то эта сфера, тогда, до революции, называлась внешкольным образованием. Она не входила в государственную систему, а была как бы параллельно системе, строилась на уровне земства, то есть, частной инициативы. И сегодня вновь, но несколько искаженно на новом качественном витке, мы прописываем частно-государственное партнерство, которое, по сути дела, сводится к коммерциализации этого сектора. А ведь еще Самуил Яковлевич Маршак говорил: "Я знаю: время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его".

И в этой связи по России в большинстве случаев, уважаемый Николай Сергеевич, я обращаю Ваше внимание на это, разрушена инфраструктура детства. В частности, в образовании остались в единичных случаях такие центры, либо они интегрировались в общее образование. А спортивные школы, массовый спорт ушёл из дополнительного образования и общего образования, что в корне неправильно. И сегодня, когда руководители образовательных учреждений отчитываются о третьем уроке физической культуры, в реальности у них нет на него места в расписании. Я часто выезжаю в регионы и вижу эту печальную картину, а ведь это мог бы быть блок дополнительного образования.

При этом интересно взглянуть на то, как оценивают значимость этого блока сами обучающиеся. Данные одного из их опросов на эту тему, самые популярные ответы: помогают развиваться и взрослеть, позволяют найти себя, способствуют творческому и духовному развитию, помогают найти друзей, позволяют приобретать опыт, способствуют исполнению заветных мечтаний, помогают приобрести новые знания, навыки и умения.

Конечно, очень важно избежать классно-урочной системы в дополнительном образовании, когда приходит проверяющий и, по сути дела, проверяет моё, ребёнка, свободное время. Я, ребёнок, пришел в учреждение, у меня сегодня есть время, я пришёл, а завтра я не пришел в силу ряда обстоятельств. Почему не пришёл? Ведь ребенок голосует ногами. И сегодня могут быть развиты дистанционные формы обучения.

В этой связи озвучу ещё один момент. Есть стандарт. Стандарт один ребенок превышает через дополнительное образование, он не теряет интереса, а другой не дотягивается до общеобразовательного стандарта, но в дополнительном образовании дотягивается этого. Есть дети, которые имеют определенные, скажем так, умственные способности, а руками при этом он может сделать много чего, и через дополнительное образование не теряет часов... Откуда появляются трудные подростки? По сути дела, трудные – это те, кого предали взрослые. Для меня эталоном в профилактике является Януш Корчак (подробнее о нём см. здесь). Я вспоминаю нередко его труды. Они актуальны и сегодня. Посмотрите, ещё до войны он чётко сказал: три барьера существует в воспитании ребёнка. Это несовершенство мира, скверная работа детского учреждения и препятствия в общении ребенка и взрослого. А это всё есть в дополнительном образовании. Потому что дополнительное образование – это не образование, как таковое, не образовательная услуга как это преподносит сегодня российское Министерство образования, но это познание себя, познание мира, себя в нём.

Что же происходит сейчас, в наши дни? На наших глазах исчезают учреждения, которые всегда были профилактическими, которые всегда сдерживали поле негативного влияния окружающей агрессивной среды на ребенка. Я имею в виду туристско-краеведческие клубы, станции, центры, клубы автомобилистов, клубы моряков и так далее, и так далее. Сегодня требуется на новом качественном витке российской космической науки вернуть интерес к космосу, и дополнительное аэрокосмическое образование могло бы здесь стать существенным обучающим и развивающим компонентом.

Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели и обосновывают следующие соответствующие идеи:

  • свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности,

  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка,

  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка,

  • единство обучения, воспитания и развития,

  • практико-деятельностная основа образовательного процесса.

И последнее, конечно, очень важное. В отличие от школы, где компетентностный подход превалирует, в дополнительном образовании он недостаточен. Важен субъектно-деятельностный подход, когда в определенной деятельности я становлюсь субъектом собственной жизни. А кризис детства наступает там и тогда, когда взрослые по своему образу и подобию хотят перекроить его. Ведь, что происходит? Разделяют государственную систему образования и семью. Почему, условно говоря, ребенок 15-ти лет, который уже частично дееспособен, не может вместе с родителем присутствовать на родительском собрании? Почему со школы, с педагогов иногда спрашивается то, что должно спрашиваться с семьи? То есть, вот это вот такое серьёзное переплетение.

Конечно, я поддержу коллегу, которая отмечает, что комплексность в данном случае отсутствует. И отсутствует вот этот мостик между детской политикой, политикой в области детства и молодежной политики. Откуда возникает молодежная политика? Она начинается с детства. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. У нас есть ли вопросы, комментарии? Да, тут комментировать нечего на самом деле. Всё вполне понятно.

Голованов В.П. У меня еще есть презентация, с которой готов поделиться. Потому что это моя боль...

Председательствующий. Поверьте, эта боль, наверное, всего общества.

Каклюгин Н.В. Простите, можно задать один вопрос? Скажите, пожалуйста, все-таки, вот если посмотреть статистику, у нас учреждения дополнительного образования, они сокращаются в стране или...

Голованов В.П. Я вам могу сказать, да, они сократились, потому что их объединяют, укрупняют. В данном случае произошло сокращение.

Председательствующий. Виктор Петрович, у меня к Вам предложение. Я надеюсь, конечно, что наш министр образования Ливанов не отступит от сказанного, он мне тут предложил возглавить патриотическое воспитание в России. Давайте, может быть, через эту площадку попробуем как раз к тем вещам, о которых вы говорили, вернуться. Я абсолютно серьезно. Мне очень нужна помощь таких специалистов, как Вы.

Голованов В.П. Нет вопросов, Николай Сергеевич, я готов.

Председательствующий. Спасибо большое. Это не вопрос, это просьба.

Голованов В.П. Я согласен. Потому что это дело моей жизни.

Председательствующий. Спасибо большое.

Каклюгин Николай Владимирович
врач психиатр-нарколог
Валуев Николай Сергеевич
Депутат Государственной Думы РФ, чемпион мира по боксу

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования