Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Семинар-совещание "Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета". Часть 4

24 июня 2016 :: Н. В. Каклюгин

Председательствует член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодёжи Николай Сергеевич Валуев

Председательствующий. Следующим выступает Гусев Георгий Витальевич. Пожалуйста.

Гусев Георгий Витальевич, заместитель председателя Межрегионального общественного движения "В поддержку семейных клубов трезвости", кандидат психологических наук. Уважаемый Николай Сергеевич, уважаемые коллеги! Здесь уже прозвучали слова о том, что аддикции разные, различные виды зависимости очень тесно связаны друг с другом. Говорилось о том, что и курение, и алкоголизм, и употребление наркотиков – это в общем-то клубок очень тесно переплетённых друг с другом вещей. Современные аддиктологи список этот могут продолжить, говоря там, наверное, о полутора-двух десятках разнообразных аддикций, не только традиционных для нас – алкоголизм, курение и наркотики, но и таких как игромания. Зависимость от гаджетов сегодня широко распространяется, пищевая зависимость, шопоголики, трудоголики, ну и так далее, и так далее, и так далее.

Сегодня уже достоверно известно, что психофизиологическая природа всех этих по форме разных зависимостей одна, едина. А вот присутствующие здесь отцы, священники могут нам сказать, что согласно святоотеческому учению и природа самых разнообразных страстей человеческих тоже одна по сути дела – греховная природа. Отец Андрей сейчас говорил о духовности и это очень важный подход. Очень важно, чтобы мы с этой точки зрения рассматривали и все аддикции. А корень всех этих разнообразных, но общих по сущности своей зависимостей мы находим в семье, в дисфункциональной семье. Вот это очень важно. Ведь семья, как всякое человеческое сообщество, я бы сказал, как самое важное человеческое сообщество, исполняет определённые функции. Их там очень много. Одна из важнейших, кстати говоря, это духовное воспитание своих членов, своих детей. Но там есть и нравственное воспитание, этическое воспитание, и эстетическое воспитание и прививание разнообразных социальных норм и прочее, и прочее, и прочее.

Так вот когда какие-то важнейшие функции в семье не исполняются, эта семья больна. А больная семья порождает больных детей, больных людей. И вот здесь-то ведь искомые корешки и зарыты. И для того, чтобы нам действительно исцелять аддикции, нужно работать не со сложившимся уже результатом, не листочки выдёргивать, а работать с корешками, откуда всё это растёт. Работать с семьёй.

И вот уже полвека назад в мировой наркологии появился эффективный действенный инструмент для работы с семьёй. А именно – в 1964 году в Югославии, тогда ещё единой стране Югославии в Загребском университете профессор Владимир Худолин, психиатр с мировой известностью и очень именитый специалист по проблемам аддикций, организовал первый семейный клуб трезвости. Но это мы так назвали в России, так мы перевели. Вообще-то точное название у него было такое – группа леченных алкоголиков.

Что это за группа такая? А это семейная группа, когда вместе с человеком, зависимым от алкоголя, он начинал работать и с семьёй алкоголика. Вместе эти группы посещали и участвовали в их работе и члены его семьи. И врач работал с ними вместе. Причём каким образом он это делал? Семья собирается для того, чтобы беседовать. Беседовать о чём? О вреде алкоголя? Нет, эта тема вообще исключается из бесед. Люди говорят о том, что их волнует, что является для них ценным, к чему они стремятся, каков смысл их жизни, в чём они видят недостатки своей семьи, в чём они чувствуют какую-то неудовлетворённость. И эти беседы в регулярных встречах, встречи раз в неделю происходят и продолжаются полтора-два часа, эти беседы постепенно проясняют для людей смысл их проблем.

Врач, который участвует в этих беседах, он не руководит, он не занимается профилактическим собеседованием, он не занимается даже психотерапией, нет, никоим образом. Он лишь поддерживает эту беседу, чтобы она шла в определённом русле, не давая ей уйти куда-то вбок, не давая уйти с основного, главного пути.

Довольно быстро эти клубы распространились из Югославии по всему земному шару. Сейчас они действуют в 36 странах мира. Например, в Италии на сегодняшний день более 2 тысяч таких клубов. У нас, в России в 1992 году тоже появился такой первый клуб. Это произошло в селе Ромашково Московской области Одинцовского района при храме святого Николая Чудотворца. Тогдашний настоятель этого храма, ныне протоиерей Алексей Бабурин, организовал на территории храма такой клуб. По образованию отец Алексей врач-психиатр. Сейчас он продолжает и своё священническое служение, и является старшим научным сотрудником Центра психического здоровья Российской академии медицинских наук. И продолжает эту работу. Сейчас он уже председатель Межрегионального общественного движения "В поддержку семейных клубов трезвости".

Уже больше 20 лет продолжается это движение в нашей стране, но, к сожалению, развитие происходит очень медленно. Вот сейчас у нас чуть больше 20 клубов на всю нашу огромную Россию. Представляете, в Италии больше 2 тысяч, а у нас 20 клубов всего!

Почему так медленно это всё развивается? Ну, причины тут разные. Например, во всех 35 странах, где это движение развивается, его поддерживает государство. Клубы получают материальную поддержку, причём работают они на разных основах. В некоторых странах, например, в Сербии, этими клубами руководят специалисты: врачи или психологи. А в Хорватии соседней, там управляют процессом волонтёры. У нас так сложилось, что начал клуб вести отец Алексей Бабурин, который и священник, и врач одновременно. А потом, когда эти клубы стали разрастаться, то члены этого первого клуба, волонтёры, стали вести следующие клубы. Это люди, которые сначала даже не получили специальной подготовки, просто они были несколько лет рядом с отцом Алексеем. А отец Алексей получил специальную подготовку в Италии, он был там на стажировке и получил диплом, дающий ему право профессионально вести подобный клуб у нас. Мы учились у него, наблюдая за тем, как именно он ведёт свою работу.

Сейчас у нас действует школа, школа годичная в отличие от того, что за рубежом – там недельные курсы или двухнедельные курсы. В ней преподают профессиональные врачи, наркологи, психотерапевты, семейные психологи, священники, социальные работники. Такой педагогический коллектив даёт очень серьёзную подготовку нынешним работникам семейных клубов трезвости.

Так сложилось, такова была воля Божья, что у нас эти клубы стали развиваться при Церкви. И вы знаете, вот я сейчас послушал выступление батюшки, отца Андрея, и лишний раз подумал, что это очень хорошо, что так получилось. Потому что у нас есть возможность говорить о духовности в наших клубах.

Вот в Италии, например, уставом итальянских клубов трезвости запрещено говорить о религии. Такая у них традиция сложилась, хотя Италия – католическая страна, и там очень много верующих людей. Но вот традиция именно в их клубах сложилась такая. И когда профессора оттуда, учившие отца Алексея, приезжали к нам, и спрашивали наших клубистов, членов клубов, спустя год работы: ну, как у вас идут дела? Слава Богу, отвечали им, с Божьей помощью у нас всё очень хорошо идёт. "Отец Алексей, это вы что, их специально так воспитываете?", – спрашивают. Нет, отвечает отец Алексей, мы никакой специальной работы не ведём, мы обсуждаем все наши проблемы. Просто наши люди таким образом видят ситуацию.

И когда это повторилось и раз, и второй, и третий, профессора сказали: "Ладно, мы понимаем, в России, наверное, по-другому нельзя, пускай у вас будут разговоры о религии". Действительно, на мой взгляд, Церковь – это прекрасное поле для развития этого движения. У нас ведь около 30 тысяч, сейчас больше уже, наверное, церковных приходов в стране. Представьте себе, если бы у нас при каждом храме такой клуб работал, мы бы перегнали Италию по числу клубов таких! И это, конечно бы, серьёзно очень повлияло бы на духовное прежде всего, но и физическое, и психическое здоровье в нашем государстве, очень серьёзно бы повлияло.

Хочу сказать ещё вот что. Мы говорим сегодня о профилактике. Мы-то работаем с семьями, в которых уже всё случилось. Это очень важно. Почему? Потому что, если мы эти корешки семейные не изменим, если мы не изменим отношения внутри семьи, человек, отрезвившийся в больнице, лечебнице, придёт в ту же семью и продолжит снова эксперименты над сознанием очень скоро. Это известно, это доказано, статистика говорит об этом. Работать нужно именно с семьёй. Бесспорный однозначный факт.

Но вот как сделать так, чтобы не было подобных вещей в семье? У нас есть и в этом направлении начало. Сейчас в нашем храме – там, где я веду свою работу – это храм Всех Святых на Соколе в Москве, появился ещё семейный клуб, который посещают родители с маленькими детьми. Там ещё нет проблем, там ещё настолько маленькие дети, что нет проблем ни с курением, ни с пивом, уж тем более ни с какими-то более серьёзными психоактивными вещами. Но психолог, который с ними работает, Любовь Владимировна Тасалова, говорит: "Вот мы с семьями работаем, мы говорим с ними, и я вижу уже, в какой семье уже есть дисфункции". И вот из этих мальчиков и девочек уже вырастут те, которых потом будут показывать нам в этих графиках, таблицах, говорить: вот, к сожалению, столько-то процентов. И вот с ними надо уже начинать работу.

У меня есть идея, у меня есть мечта. Я не знаю, осуществится она когда-нибудь, мне хотелось бы её здесь озвучить. Если бы в наших школах, а школа – это тоже благодатное поле для работы, появились бы школьные психологи обязательные. Действующие, не формальные. Если бы в каждой школе был семейный психолог, квалифицированный в этом именно отношении психолог, который смог бы организовывать семейные клубы, привлекая туда именно те семьи, которые уже дисфункциональны. А это ведь надо понимать, это не то, что папа в тюрьме, а мама алкоголичка, нет. Это внешне может быть вполне благополучная семья.

Не буду здесь и сейчас говорить об этом подробно, адресую вас всех к книге Валентины Дмитриевны Москаленко, профессора, доктора медицинских наук, "Зависимость – семейная болезнь" (см. здесь). Прочтите эту книгу, кто не читал – советую. В ней очень хорошо изложены все результаты исследований последних десятилетий в аддиктологии, которые подтверждают: да, всё идёт из семьи, и что именно идёт, и какие и что именно идёт, и какие именно особенности семейной жизни приводят к этому. И вот если бы мы сумели начать такую работу, мы бы действительно имели шанс избавить нашу страну от зависимых людей. Благодарю вас.

Крылатова Т.А. Позвольте один маленький комментарий? Дело в том, что всё-таки Италия – очень семейная страна. Там семья – это высшая ценность. Поэтому у них уже заложена религиозность, пусть она, как говорится, не православная, но она есть. И они, кстати, начали первыми антипсихиатрическое движение: вот не надо нам такой психиатрии больничной назойливой и так далее. Почему? Потому что у них был институт, который мог взять на себя часть функций – семья. У нас этого, к сожалению, нет. Этот институт утратил своё настолько значимое как там влияние. Но мы должны стремиться к этому, всё-таки культ семьи, культ государства и семьи для наших пациентов, для наших больных – это очень важная основа их здоровья. Спасибо.

Федоренко В.В., доцент кафедры управления персоналом и психологии Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, гештальт-терапевт, специалист в области реабилитации и социализации осуждённых и лиц с химической зависимостью. Это здорово – привлекать, Георгий Витальевич, семьи, включать их в работу. Целиком и полностью поддерживаю эту мысль. Но я вернусь к тому, о чём говорил отец Андрей Хвыля-Олинтер. Это как бы снизу-вверх идти, а нам нужно сверху-вниз двигаться.

Упомянутая предыдущим докладчиком дисфункциональная семья чаще всего не обращается за помощью ни к психологу, ни в семейные клубы уже в силу того, что она не готова признать, что она дисфункциональна. И помогаем мы не тем, кто просто нуждается в помощи и поддержке, а тем, кто нуждается и жаждет получить эту самую помощь, вот в чём проблема. И поэтому, на мой взгляд, исходя из слов отца Андрея о том, что нужно начинать с того, что в атмосфере бездуховности и безнравственности у нас не вырастут никакие другие критерии, с семьёй нужно работать на всех-всех уровнях. И средства массовой информации, вот у нас замечательно сегодня говорил представитель образования, он говорил сегодня великолепные вещи про новые образовательные стандарты. Вот жалко, потому что у меня было, что ему сказать, прямо вот пока отец Андрей не говорил, я в каком-то таком душевном раздрае находилась. Потому что он как-то сказал то, о чём я переживала всё это время.

У нас есть средства массовой информации, которые вкупе, как раз то, о чём Вы говорили, показывают всё для ребёнка, чтобы сформировать в нём деструктивные гедонистические установки. Тот же канал "ТНТ", все музыкальные каналы в большом количестве, рассчитаны как раз на то количество детей, которые пребывают в возрасте, более подверженном влиянию, они воспевают именно их. Они задорно смеются над животным человеческим началом, они рассказывают о его раскрепощении, показывают в деталях как это происходит главных героев. Ярко, захватывающе и душещипательно. Все современные комедии, все музыкальные клипы об этом. О каких бы мы социально-психологических анкетах не говорили с вами, но если ребёнок каждый день видит одну и ту же программу в средствах массовой информации, на экране телевизора, в соцсетях, на сайтах: "Пойду и вставлю, пойду и вставлю, не вставляет", и они над этим по-доброму смеются, так вы меня простите, мы с вами ничего здесь не сделаем. И когда выходит педагог, который, в принципе, знает, что ему нужно провести урок, но сам никакими навыками ассоциативного поведения не обладает, так и тут мы с вами ничего не сделаем. Абсолютно справедливо говорила Татьяна Валентиновна Клименко: кто в лес, кто по дрова у нас по определению. И мы всё время как будто бы топчемся, и всё время о разном говорим, вы уж меня простите.

И это опять к вопросу "кто в лес, кто по дрова", понимаете? Уж вроде здесь собрались люди, которые много лет этим профессионально занимаются. В общем, рыба тухнет с головы. У нас не хватает самого главного – духовного и нравственного. Человек без Бога, без любого высшего начала, ну, так скажем, он ничтожен, у него смысла жизни нет. Значит, нет цели и задачи поставлены неверно. И если этого смысла жизни человек не обретёт, то, собственно говоря, мы ни с наркоманией, ни с алкоголизмом, ни с любой другой формой зависимого поведения не справимся никогда. Вся профилактика в таком случае бесполезна.

Я – практикующий психолог, убеждена в этом. Ещё автрийский психиатр, психотерапевт, создатель учения о логотерапии, терапии смыслом жизни Виктор Франкл говорил о духовном, экзистенциальном кризисе современности. В его трудах великолепных, в том числе монографии "Скажи жизни "Да"". Это книга его, когда он писал о людях, выживающих в концлагере. О том, что люди без Бога, без смысла в делании добра ближнему, в полной самоотдаче во имя других, вообще не могли ничего, погибали быстрее иных, имеющих духовный стержень в газовой камере, ослабев до предела. В это его учение можно вкладывать многие вещи для того, чтобы, в общем, прирастать, реабилитироваться самим и реабилитировать других. Поэтому, на мой взгляд, тут, мне кажется, даже рассуждать не о чем. Любая форма профилактики, первичная, вторичная, третичная, реабилитация, важна, нужна, но основы её в духовно-нравственном стержне, его крепости – это то, о чём говорил отец Андрей.

Тропина Л.И. А можно вопрос... Насчёт семейных клубов трезвости. Будьте любезны, всё-таки скажите, пожалуйста, какова их эффективность. Это раз. И можно ли в современную систему реабилитации больных наркоманией, допустим, алкоголизмом, как элемент включить вот такие, ну, будем говорить, беседы семейные как элемент? Всё, спасибо.

Гусев С.В. Я думаю, что не можно, а нужно. Подсчёты эффективности проводимой семейными клубами работы у нас есть, статистика есть, это где-то около 70 процентов при условии, что человек в течение года регулярно посещает эти встречи. В 2000-м году была успешно защищена психологическая диссертация Евгения Назарова, где он приводил пример работы с семьёй наркозависимого, то есть была задействована семья целиком, включая самого наркозависимого. Но он с ними проводил не беседы, он там занимался психотерапией такой направленной. Тем не менее он показывал, что именно работа с семьёй в целом даёт наиболее эффективные результаты

Председательствующий. Спасибо. Следующим выступает Семикин Геннадий Иванович.

Семикин Геннадий Иванович, директор Учебно-методического центра "Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде" Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, доктор медицинских наук. Уважаемый Николай Сергеевич, уважаемые коллеги! В соответствии с перечнем поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета по вопросу реализации Государственной антинаркотической политики, подписанной Президентом Российской Федерации 23 июля 2015 года, в пункте 2 записано: "Необходимо создать специализированные реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, а также разработку и внедрение программ комплексной реабилитации и ресоциализации данной категории граждан". Важнейшая государственная задача. И мы как педагоги, психологи понимаем, что профилактика, реабилитация, ресоциализация для детей – это не то, что для взрослых. Мы на них невольно примеряем отцовский пиджак, когда рассуждаем об этих наших важных мероприятиях. Поэтому мы как специалисты, педиатры, педагоги, психологи понимаем, что зависимые формы поведения – это только часть девиантного поведения несовершеннолетних. Именно о несовершеннолетних идёт речь и на работе с ними поставлен акцент.

Девиантное поведение – это отклоняющееся поведение от всех норм: социальных, правовых, нравственных, моральных и так дальше, и так далее. Все истоки, мы с вами единомышленники, мы всё понимаем, конечно же, это семья. Но в итоге при девиантном поведении сформироваться полноценно социальная личность не может. И поэтому мы, говоря о несовершеннолетних, должны здесь проповедовать психолого-педагогический подход с учётом возрастных особенностей. И вот законодательство, которое приведено в иллюстрации, оно нам позволяет это сделать. В первую очередь это Федеральный закон ФЗ-120. По его поводу много копий поломано.

Далее. О раннем выявлении наркозависимых. Детям задают вопросы, которые, как все мы здесь совершено справедливо понимаем, вызывают противоположный эффект – провоцируют на наркопотребление. Это провокация. А почему? Потому что это непрофессиональный подход. Есть множество психолого-педагогических инструментов анкетирования по выявлению девиантных форм, вот что надо в педагогическо-образовательной среде выявлять – склонность к зависимости, склонность к противоправному, протестному поведению. И тогда мы должны говорить о несовершеннолетних с девиантным поведением и их выделять в группу риска.

И как раз тут слабое звено, на чём, в общем-то, возникала непобедимая стена – а что делать дальше с этой группой риска? А вот и надо создавать специализированные реабилитационные центры, которые в своих поручениях обязал нас сделать Президент. И таким образом группа экспертов, группа учёных, куда вошли в том числе научно-педагогические работники МГТУ Баумана, разработали такую концепцию, комплексную программу, вот она здесь представлена, где как раз реализуются пункты ФЗ-120. Мы проводим социально-психологическое тестирование с выявлением склонности к девиантным формам поведения, и эту группу риска мы замыкаем на эти самые специализированные реабилитационные центры, где и происходит комплексная реабилитация, где нет разрыва между медицинскими и социальными мероприятиями, как это и должно быть. И этот подход мультидисциплинарный должен осуществляться комплексными реабилитационными бригадами, где есть специалисты в области детского здоровья, конечно же, в первую очередь, детский психиатр-нарколог. Должность, которую уже пора возрождать. Сам как педиатр ответственно это заявляю. Туда же должны входить психологи, педагоги, специалисты по адаптивной физической культуре.

Основная задача ресоциализации, если мы говорим о детях, это возвращение их в образовательную среду. А так как все несовершеннолетние должны находиться в образовательной среде, то роль Министерства образования и науки здесь, конечно же, первостатейная, самая главная. При этом ресоциализация наиболее эффективна у детей, подростков и молодёжи через общую единую молодёжную субкультурную социально-значимую деятельность, поэтому мы должны создавать именно такую среду. И в образовательной среде это инклюзивное образование, которое сейчас встаёт на крыло, и волонтёрство, которое доказало свою эффективность в плане социализации и ресоциализации молодёжи. То есть, проблемная молодёжь не должна отрываться от стаи нормальных сверстников, а включаться в эту деятельность. И в образовательной среде созданы все условия для полноценной реализации личности несовершеннолетнего.

Конечно же, эти центры должны сертифицироваться и лицензироваться. Понимаем, что там, конечно, никаких импровизаций неопятидесятнического толка, когда на сухую "восстанавливают" здоровье, формируют армию рабов. Это всё ни к детям, ни к взрослым россиянам ни коим образом не должно относиться.

4 апреля этого года на базе МГТУ Баумана проведено выездное заседание Совета Федерации Российской Федерации под председательством Валентины Ивановны Матвиенко, где состоялось первое заседание совета по проблемам профилактики, созданного при Председателе Совета Федерации. Среди участников представители всех ветвей государственной власти, всех профильных министерств и ведомств, общественных организаций, которые на национальном уровне решают вот эти социально значимые государственные вопросы, а также представители Торгово-промышленной палаты и социально-ответственного большого бизнеса. Это связано с тем, что создание данных 12-ти специализированных центров планируется в рамках частно-государственного партнёрства с привлечением денежных средств бизнесменов, что в условиях, в которых мы находимся, оптимизации государственного бюджета, крайне актуально. Вот здесь как раз мы видим сочетание мультидисциплинарного, профессионального, обоснованного государственного подхода.

Немного о нас. В МГТУ имени Баумана создано непрерывное обучение. Что это такое? У нас есть свой детский сад, у нас есть две загородные базы отдыха, детского отдыха и семейного отдыха, где семейный досуг налажен. У нас более 100 подшефных школ довузовского обучения. У нас два лицея, один техникум космического приборостроения, где мы формируем, можно сказать, от зачатия и дальше, пока по закону об образовании с детского сада до докторантуры, до 5 уровня высшего образования. А дальше идёт переподготовка и повышение квалификации. Вот эта вся система в МГТУ имени Баумана создана. С 1996 года создана комплексная система здоровьесберегающего, психолого-педагогического, медико-социального сопровождения образовательного процесса. Наш опыт многократно рассматривался на всех уровнях, в том числе в Госдуме. По инициативе наших студентов создано общероссийское общественное движение "Здоровая инициатива". Также здесь представлены антинаркотические ресурсы, которые наши ребята сами создали. Они у нас элита техническая, инженерная. Таким образом мы формируем здоровую информационную среду.

Участники упомянутого мной выше заседания вынесли такое предложение – сделать МГТУ имени Баумана пилотной площадкой для реализации данного проекта по созданию 12 региональных специализированных центров на принципах государственно-частного партнёрства для того, чтобы решить важнейшие поручения, которые дал нам Президент. Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо большое. Далее выступает Каклюгин Николай Владимирович, но он зачитает не свой доклад, так как до нас не смог добраться один из докладчиков, но передал текст выступления для донесения его сути до участников нашего рабочего экспертного совещания.

Каклюгин Н.В. Насчёт реабилитационных центров для несовершеннолетних, созданных или создаваемых в проекте под эгидой Минобрнауки... К слову, представитель этого по идее ключевого для нашего обсуждения министерства покинул нас буквально через 10 минут после своего комментария в начале мероприятия.

Пояснить он, судя по всему, сегодня уже ничего не сможет. Жаль. А ведь лет 5-7 назад в системе образования было открыто 46 реабилитационных центров для несовершеннолетних в целом ряде субъектов Российской Федерации, но в силу отсутствия соответствующего постоянного финансирования из федерального бюджета, перевода их на значительно более скудный баланс региональных Департаментов образования, хронического дефицита профессиональным образом подготовленных кадров, из этого числа до наших дней дожило буквально 3-4 учреждения. Где они географически точно расположены, каким образом иссякло материальное обеспечение, выделяемое на их развитие и поддержку, куда исчезли первоначально подготовленные специалисты, доподлинно мало кому известно. Наверное, всё это где-то там же, где и вся профилактика наркомании в образовательной среде, описанная лишь в необязательной к исполнению концепции образца 2000 года (подробнее о ней см. здесь). Из выживших реабилитационных учреждений для несовершеннолетних наиболее известен тот, что расположен в Люберецком районе Московской области – центр "Ариадна". Директор – Фишман Лариса Семёновна.

Тропина Л.И. Скажите, можно вопрос? В контексте информации о реабилитационных учреждениях о несовершеннолетних. Просто речь зашла о знакомой мне "Ариадне". Скажите, а кто-нибудь определял эффективность их работы? Где-то можно увидеть исследования на этот счёт?

Скворцова Е.С. Я хочу сказать, что в "Ариадне" мы проводили научные исследования, отслеживали эффективность реабилитационного процесса в течение пяти лет. По людям, которые прошли программу "Ариадну" до конца, год в целом. Там школьное обучение плюс трудовое обучение. У них показатели в среднем около 64 процентов несовершеннолетних пациентов, вошедших в длительную ремиссию. При том что для подростков, больных наркоманией, после лечения в наркологии ремиссии у 6 процентов, при алкоголизме – у 20 процентов.

Тропина Л.И. Сейчас, к сожалению, мало времени на дискуссию, но я вам хочу сказать, что, наверное, это всё же научные изыскания, но не практические отслеживание результатов реабилитации. Но это уже тогда отдельный вопрос, сейчас нет возможности его детального рассмотрения. Что касается эффективности практики в Московской области по этому направлению, не поддерживаю такое мнение по поводу качества работы "Ариадны".

Каклюгин Н.В. Возвращаясь к тексту вверенного мне не доехавшим до нас выступающим доклада. Это история о том, как разрушалась профилактика наркомании в Москве на примере отделения профилактики болезней зависимости филиала №8 Городского бюджетного учреждения здравоохранения "Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы" (Городского учебно-методического центра профилактики химических зависимостей при НКД №5 ЗАО города Москвы). Зачитываю.

Коллектив бывшего отделения профилактики болезней зависимости филиала №8 ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ", в настоящее время объединенный с отделением профилактики Московского научно-практического центра наркологии в Центр профилактики зависимого поведения, вынужден через выступление на данном думском "круглом столе" обратиться к общественности и присутствующим представителям профильных государственных служб в связи с ситуацией, сложившейся в Центре.

В течение более чем 15 лет сотрудниками бывшего отделения профилактики болезней зависимости филиала №8 на базе ранее существовавшего городского учебно-методического центра профилактики всех видов химических зависимостей при наркологическом диспансере №5 Управления здравоохранения Западного административного округа города Москвы, проводилась комплексная работа, направленная на разработку системы оказания профилактической помощи по предупреждению развития аддиктивных форм поведения различных категорий граждан. Данная работа проводилась в нескольких направлениях, среди которых наиболее востребованными и эффективными являлись:

  • работа на базах лечебно-профилактических учреждений (женских консультаций, детских поликлиник), проводимая в форме индивидуального психологического консультированя и психокоррекции с целью профилактики личностных и семейных факторов риска развития аддиктивных форм поведения различных категорий граждан

  • ранняя профилактика факторов риска в условиях детских дошкольных воспитательных учреждениях (детских садах), реализуя комплексную долгосрочную программу первичной позитивной профилактики всех видов химических зависимостей, а также осуществляя семейное консультирование и психологическую коррекцию по вопросам профилактики факторов риска развития отклоняющегося поведения ребенка и организуя информационно-методическую и обучающую помощь в вопросах профилактики для воспитателей и педагогов.

  • постоянное динамическое осуществление мониторинга наркологической ситуации в детско-подростковой среде, позволяющее научно обосновывать выделение "мишеней" профилактики в практической работе специалистов.

В начале реорганизации структуры двух отделений профилактики мы были поставлены в известность о том, что речь идет о слиянии их в целях модернизации, расширения профилактической деятельности, внедрения оптимальных методов оказания помощи населению в новых масштабах. Предполагалось сохранение основного содержания работы сотрудников с учетом новых возможностей и задач Центра и распространение опыта этой работы на другие филиалы ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ". Были оставлены помещения для приема пациентов группы риска на доступном расстоянии от баз первичного приема. Помимо этого, предполагалось продолжение учебно-методической работы и расширение объема индивидуальной психопрофилактики в масштабах города Москвы. Данные направления были нами обоснованы и были внесены конкретные предложения по их реализации.

Однако в настоящее время сохранение этих направлений профилактической работы находится под угрозой. Заведующая вновь образованным Центром объявила об отсутствии необходимости постоянного сотрудничества с ЛПУ, формально не отрицая возможность однократного оказания консультативной помощи населению в рамках Центра. Тем самым создаются условия, в которых направление практической индивидуальной психопрофилактики будет полностью уничтожено, так как предполагается абсолютное игнорирование всех принципов консультативной и психокоррекционной работы, и создается имитация оказания непосредственной медико-психологической помощи населению.

Кроме того, будучи поставленными в известность об освобождении помещения, предоставленного для работы с созависимыми пациентами и пациентами группы риска на Кастанаевской, 26, в непосредственной близости к базовым ЛПУ и детским садам, в условиях которых отрабатываются модели оказания профилактической помощи по предупреждению развития аддиктивных форм поведения различных категорий граждан, мы тем самым лишаемся какого-либо практического подкрепления той методической работы, которую планировали бы осуществлять в рамках вновь созданного Центра.

Также по заявлению заведующего Центром планируется вовсе отменить работу по проведению мониторинга наркологической ситуации в детско-подростковой среде, перечеркнув тем самым наработки, которые имеются в методике и практике такой работы с 1997 года.

Попытки специалистов привлечь внимание к результатам и выводам многолетнего опыта профилактической работы (доносимым и в устной, и в письменной форме до заведующей Центром) резко отвергаются и не учитываются.

На сегодняшний день прием в ЛПУ временно приостановлен, так как, несмотря на заранее предоставленное расписание, нам постоянно внезапно предлагается отменить прием заранее записанных к специалистам граждан из-за якобы необходимости нашего присутствия на каких-либо массовых мероприятиях или собраниях Центра.

На тот момент ещё сотрудники отделения профилактики болезней зависимости филиала №8 ГБУЗ "МНПЦ наркологии ДЗМ", очень просили главного врача МНПЦ наркологии Е.А. Брюна оказать помощь в продолжении и развитии осуществления комплексного подхода к профилактике болезней аддикции, предполагающего сочетание практической и учебно-методической деятельности. Также просили принять меры для прекращения постоянных угроз об увольнении в наш адрес в ответ на критические замечания и предложения по способам оптимизации работы Центра. Очень надеялись на понимание Евгения Алексеевича Брюна о недопустимости сведения профилактической работы с организованными группами населения к имитации оказания помощи, недопустимости расходования средств на подмену непосредственной профилактической работы медицинского психолога исключительно санитарно-просветительской и методической деятельностью. Тем более, что необходимость расширения опыта квалифицированного индивидуального психологического ведения пациентов в детских поликлиниках, детских садах, женских консультациях определяется сегодня особой потребностью в профилактической работе с беременными, детьми и семьей в целом, о чем он неоднократно заявлял на собраниях всего коллектива МНПЦ наркологии.

К сожалению, наши слова так и остались неуслышанными и коллектив нашего учреждения был расформирован. Профилактика наркомании встала. И так произошло по всей Москве... Вот такое обращение от сотрудников одного из московский наркологических учреждений, ответственных за ведение антинаркотической профилактической работы. Никак не буду его комментировать, пусть каждый сам сделает выводы.

Председательствующий. Так, следующий доклад от Спиченок Оксаны Валерьевны. Это продолжение темы разрушения систем, ответственных за профилактику зависимого поведения детей и подростков... Эта тема касается системы дополнительного образования. На примере тоже одного профильного учреждения города Москвы можно проследить общую тенденцию по стране в целом. Оксана Валерьевна – ученица одного из предыдущих докладчиков, Виктора Петровича Голованова.

Спиченок Оксана Валерьевна, директор Автономной некоммерческой организации "Культурный центр "Шаг"", заместитель директора Государственного бюджетного образовательного учреждения "Дворец пионеров и школьников имени А.П. Гайдара" Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, в 2010-2014 гг. Да, мой научный руководитель – Виктор Петрович Голованов. Я очень благодарна пригласившей меня выступить стороне, что встретила здесь так много интересных и заинтересованных в разрешении поднятых в дискуссии вопросов, неравнодушных людей. И очень благодарна председательствующему на заседании Николаю Сергеевичу, что так получилось, что и в Государственной Думе начали слушать голос дополнительного образования. Мы на самом деле относимся к сфере педагогики дополнительного образования – сфере, отчасти какой-то непонятной для многих.

Однако, каждый понимает, что одна треть человеческой жизни – жизнь ребёнка и подростка. Треть – это школа, треть – это сон и треть – то свободное время детства, о котором несколько раз говорил в своём выступлении Виктор Петрович. И каким образом оно занято, чем наполнено, всегда зависело от учреждений и педагогов дополнительного образования. Каждый из нас должен прекрасно понимать, что, привлекая детей и молодёжь к подбору занятий по интересам, государство по идее обязано не только способствовать развитию, но и формировать культуру досуга, предоставлять возможность самореализации, развития личностного потенциала каждого, отвлекая от негативных воздействий социальной среды и решая проблему формирования здорового образа жизни и здоровьесбережения. Безусловно, триединство духа, души и тела – это важно. И отец Андрей очень правильно заметил, но тут я, простите, вступлюсь, отец Андрей, за Виктора Петровича, потому что как раз он является воспитанником Алексея Константиновича Бруднова, который не позволил разрушить в 1992-м году постсоветскую систему дополнительного образования, укрепил и развил её. Это такой тихий человек, которого никто особо не знал, но он поставил мощнейшую систему дополнительного образования. С именем Бруднова связывается становление и развитие современного этапа дополнительного образования детей. Большинство важных документов и законодательных актов, по которым сегодня живут педагоги и учреждения дополнительного образования, создавались под его руководством, когда он был начальником Управления Минобразования России. Все годы он занимался тем, что считал особенно важным – создание условий для развития разнообразных способностей и талантов ребенка, всегда отстаивал его интересы, как и интересы педагога, вожатого, воспитателя, чьи нужды он знал очень хорошо. И это были как раз-таки два православных человека, и Алексей Константинович Бруднова, и Виктор Петрович Голованов. Просто в системе образования, как и в любом госучреждении, не принято вслух говорить, к какой ты принадлежишь конфессии, какого вероисповедания. Однако идеологически ты всё равно ведёшь ту самую духовную миссию при поддержке своего священника-духовника.

Здоровьеформирующий потенциал системы дополнительного образования детей и подростков, сложившийся в период его развития и становления до выстроенной системы дополнительного образования детей к 2000-м годам трудно не отметить. Вы знаете, я вот сделала такую табличку с историческим обзором, очень кратко-кратко подобрала.

Здесь мы видим, немного уточняя разговор, пояснения Виктора Петровича, собственно говоря, как зарождалась система дополнительного образования в России, как развивались лавинообразно клубы и кружки в XVIII и XIX веках.

Дальше идёт становление и совершенствование системы, уже на важность этого момента обращают внимание местные власти без оглядки на Москву. Понимают, что необходимо работать с трудными семьями и с бедными детьми.

В период советской власти мы получаем наивысшее развитие внешкольных учреждений в нашей стране, выполняющих в первую очередь воспитательную функцию, которые не имели аналогов в мире по развитию сети в масштабах огромной страны. Конечно, дореволюционная традиционная для России православная духовность была заменена идеологией, идеологией своеобразной, коммунистической, но она была для того времени уникальна и универсальна. И в 1992-м году при смене общественной формации, политической и идеологической модели управления российским государством, когда единая для всех от мала до велика советская идеология канула в лету, на учебном пространстве в системе дополнительного образования появилось два направления. Внешкольная деятельность отделилась как внеурочная помощь основному образованию в рамках учебных занятий. Отдельным направление из неё вышла новая система внешкольной работы, такая как дополнительное образование. Некоторые по-прежнему путают дополнительное образование с занятиями в кружках. Это не совсем корректно. Кружки – это всё-таки немножечко не тот уровень той широкоформатной разнонаправленной комплексной системы дополнительного образования, на который мы вышли в 1990-е в виде и спортивных направлений, и музыкальных, и художественных, и так далее, и так далее. Это переросло уже и в развитие культуры, различных спортивных обществ. И мы прекрасно понимаем, что как раз после войны образовались и наши хоккейные сообщества, футбольные, легкоатлетические и так далее, и тому подобное. 2000-е давали надежду на дальнейшее укрепление этой мощнейшей системы воспитания здоровых во всех отношениях, целенаправленных, разносторонне развитых молодых граждан России, патриотов своего Отечества.

А вот то, что мы имеем на данный момент сейчас. Хочу обратить ваше внимание, что вот в 2012 году мы столкнулись с тем, что начали откатываться обратно к клубным формам деятельности образца XVIII века. 2012 год стал в этом смысле переломным. На предлагаемом вашему вниманию слайде как раз показан в том числе период с 2012 года, подтверждающий эту печальную тенденцию.

В 2012 году система дополнительного образования детей подверглась серьёзной реконструкции, которая изначально подавалась, как предпосылки к оптимизации бюджета в образовательной сфере, однако впоследствии это стало поводом для кардинальных разногласий между руководством и непосредственно специалистами "на земле" в понимании основополагающих принципов дополнительного образования.

Первым делом было изменено количество направленностей деятельности учреждений дополнительного образования. В свет вышло непонятное для педагогических коллективов наших учреждений положение – приказ №1008, который определил новую веху в истории системы дополнительного образования. На тот момент было 11 направленностей. Они появились снизу, появились, потому что этим занимались дети, потому что под это появлялись педагоги в соответствующих видах педагогической деятельности. Этот приказ появился в 2013 году. Причем непонятно, почему он появился, поскольку только что, в 2012 году вышел новый приказ, отменяющий 12-й приказ, который определил 6 направленностей.

Тем самым, что это дало? Педагоги дополнительного образования стали переписывать свои учебные программы и начали уходить из системы, уходить в никуда. Соответственно, стали сокращаться коллективы дополнительного образования. Всё это происходило постепенно, тихо, негласно.

Вот последняя статистика по учреждениям и кадрам в системе дополнительного образования. 2012-й год. После 2012-го статистики по учреждениям дополнительного образования вы не найдёте нигде. Зайдёте на сайт Департамента образования и найдёте там надпись: "Мы не считаем учреждения, мы не считаем педагогов, мы считаем программы и считаем детей". Всё. Больше нигде никакая статистика не выкладывается.

Следующий момент. На основании этого что делает Департамент образования города Москвы! Причём всё это не череда случайных совпадений. Смотрите. Именно с 2012-2013 года начали закрываться библиотеки, учреждения дополнительного образования, закрываться под видом, что это объединение, укрупнение учебных учреждений. Началось объединение с детскими садами, между собой, и эти созданные конгломераты начали закрываться на ремонт. Вот говорят, под реабилитацию алко- и наркозависимых ищут помещения... А у нас есть помещения, на которые закрываются глаза и о которых говорят, что они не действительны. На самом деле они могут работать, принимать детей, их просто сейчас готовят под передачу непонятно кому. Ну непонятно, кому!

У меня опыт работы педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования 26 лет, сама я выросла из этой системы, прямо с первых минуточек рождения. Можно сказать, всю жизнь работала на Юго-Востоке Москвы в учреждении дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Аркадия Петровича Гайдара". На его примере я и расскажу вам как разрушается система дополнительного образования в России.

Год молчала, сейчас буду говорить. Пожалуйста, дальше. Так вот, что делает в 2012 году московский Департамент образования? С 1992 года по 2012 год как раз Алексеем Константиновичем Брудновым был заявлен единственный статусный фестиваль именно для учреждений дополнительного образования. Вы прекрасно понимаете, что мы оценки не ставим, мы не школа. Мотивировать для того, чтобы ребёнок занимался, нужно, выступая с ним на соревнованиях, на конкурсах, сравнивать свои способности, доказывать свои успехи, получать грамоты, призовые места. Тем самым есть возможность отследить уровень квалификации педагога и учреждения через систему конкурсов и соревнований.

Так вот, к 2012 году никто не диктовал какие направленности развивать, это формировалось годами. В 1992 году было 4 жанра для конкурса, потом больше, ещё больше. К 2012-му, за 20 лет их число возросло до 30-ти, причём у каждого были свои номинации. Это только Москва и только по линии Департамента образования.

Теперь смотрите, 30 дополнительных жанров, и для тех, кто в школах имеет что-то типа дополнительного образования, чаще всего мы называем это "два притопа, три прихлопа", им тоже нужно выступить, четыре подпрограммы. Для этнокультурных, ну тут не "два притопа", у них свое направление, этнокультурный компонент, для этих школ подпрограмма, с этими же 30 направлениями. Эстафета искусств, это всё школы. То есть, предположим, педагог дополнительного образования на базе школы – это не тот уровень, не тот, который обеспечивает педагог дополнительного образования на базе того же Дворца или Дома пионеров.

Для статистики, чтобы вы понимали, например, мой Дворец пионеров имени Гайдара, которым я руководила в статусе заместителя директора, имел в неделю проходимость 5700 детей, 5700! Школа обеспечивает максимум 1200, и то не все пойдут на это занятие. А у нас постоянно 5700.

Здесь говорили – в школе хорошо бы проводить встречи с семьями. Но школы – это первая половина дня, потом все дети у нас с родителями. И это прекрасная площадка для проведения и антинаркотических профилактических мероприятий. Целый плацдарм, можно сказать. Другой вопрос, что сейчас нас сокращают, молча тихо сокращают. Мы об этом раньше не говорили. А говорить уже надо, уже нужно кричать!

А теперь внимание! С 2012 года Департамент образования города Москвы объявляет – убрать всё, закрыть конкурс, нет его, оставить только эстафету искусств, в которой оставили всего лишь 9 номинаций... Ну если ваша среди них есть, то вы как педагог еще можете сделать что-нибудь, в госзаказ попасть, конкурс провести, а всё остальное, вон, пожалуйста, в коммерческие фестивали за собственный бюджет идите или сами свой конкурс проводите. Всё. Финиш.

Система дополнительного образования, благодаря вышеназванному мной приказу, начинает разрушаться, потому что даже аттестоваться невозможно, проявить себя не оставляют никаких шансов. нет, можно. За деньги. Может быть. Когда-нибудь. Поставьте регбийное поле себе, сделайте. И регбийные стадиончики, вот сами выкопайте, сделайте. Всё сами, на что средства найдёте. То есть, поддержки нет.

И что в итоге получается на примере Юго-Востока, я не беру уже Москву, хотя там сейчас всё также плачевно. Сейчас до заседания подходила к Виктору Петровичу, смотрели последний сборник по учреждениям дополнительного образования образца 2008 года. В нём представлены все учреждения дополнительного образования, по одному листочку на каждый с информацией о нём. Их практически никого уже нет сейчас. В моём Юго-Восточном административном округе столицы было 8 окружных учреждений в подчинении у окружного управления образования. К 2014 году их нет.

Дальше. Количество учреждений УДО, учреждений дополнительного образования. Прокомментирую. До 2013 года – 8, сейчас с горем пополам один комплекс, и одно пока избежало ликвидации, бились, бились, бились, сейчас их едят, доедят. Это в Жулебино. Точно доедят.

Дальше. Количество руководителей системы в дополнительном образовании. Это практики. Надо понимать, что у нас не учат на каких-то там курсах, нас готовят наши наставники, наши педагоги. Это как с духовником. Только практика во главе угла, теория в маленький довесок. Нет такого – научить педагога дополнительного образования. Нет такого. Можно быть педагогом, но ни разу не понимать дополнительное образование. Так вот, экспертов-руководителей со стажем, у нас в округе было 8, а сейчас – ни одного, все ушли!!! 26-летние руководители стали возглавлять учреждения дополнительного образования, как это произошло с Дворцом пионеров и школьников имени Аркадия Петровича Гайдара.

Ещё подробности. Зданий и территорий в рабочем состоянии на округ было 8, сейчас 6. Два в стадии передачи, одно в стадии списания как ненужное. Хотя всё было до этого прекрасно. Почему это происходит, и более того, как сотрудник администрации, я знаю, что не за что списывать то сооружение.

Теперь подробнее по ситуации вокруг учреждения дополнительного образования "Дворец пионеров имени Гайдара". Государственное бюджетирование его деятельности на 2012 год составило 45 миллионов рублей. В 2012 году представители Минобрнауки сказали – мы не будем сокращать бюджет, может быть даже будем увеличивать, но реформируйтесь в рамках своего бюджета. Так вот 45 миллионов и осталось. 101 человек был педагогов, сейчас 30 только осталось из 101-го. У нас было количество обучающихся на 2013 год 5700, сейчас около тысячи. А бюджет тот же. Вопрос. Кто его "съедает"?!..

Открываю протокол заседания Правительства Российской Федерации от 22 января 2016 года. Пункт повестки, с 2012-го по 2014-й, вы слышали, я вам рассказывала, что творилось с 12-го по 14-й, объем финансирования УДО вырос практически в два раза. Куда уходят деньги?????

Там же сообщается следующее. Увеличилось число занимающихся в УДО почти на миллион учащихся. Сижу и думаю, что происходит? Кто считает? Кто эксперт? Кто советник? И снова один и тот же навязчивый вопрос. Куда уходят деньги, если всё сокращается?!

В итоге на данный момент, что получается. Дополнительное образование обратно сужается до внеурочной деятельности, то есть то, чем дети типа не успевают заниматься в школе. Это репетиторство или, что-то внеурочное, типа занимательной математики. Всё. Всё остальное отпадает. Ну, побегаем в квесты по улице, по паркам. Всё, это единственное, что может быть сейчас поддержано, о чем говорил Виктор Петрович.

Дальше. Идёт возвращение понятия кружка. Взять экономический аспект. Зарплата руководителя кружка в четыре, а то и в пять раз меньше, чем у педагога дополнительного образования. Требований меньше, программа дополнительного образования в кружке ниже уровнем. Получается искусственно создаваемое кем-то деградация системы. Вдруг ни с того, ни с сего, почему-то возвращается понятие кружка.

В подвешенном состоянии оказались и сами специалисты допобразования, которые транслируют не только знания для внеурочной деятельности. Часть из них уходит в Минспорт, более или менее, хотя они не все спорту нужны, часть – культуре, к Минкульту, хотя культура тоже не совсем тот уровень, а часть выселяется в сектор НКО, некоммерческих организаций, причём без соответствующей материально-технической базы и должной административной поддержки. Педагоги зачастую просто вынуждены менять сферу деятельности, потому что нужно работать, зарабатывать чем-то на хлеб насущный. Радует тот факт, что некоторые педагоги дополнительного образования идут работать в православные воскресные школы. Вот тут радует, что хотя бы там они находят какое-то место. А на самом деле сфера дополнительного образования, которая, как здесь уже не раз говорилось, является профилактикой, исчезает.

Следующее. На родителей сейчас обрушивается шквал коммерческих хаотических предложений, причем часто преследующий личные интересы компании, не имеющие интереса оздоровления социума. И мы прекрасно понимаем, что если мы уходим с этого поля, как государственная задача, то на это поле приходят совершенно другие. Ну, кто? Совершенно верно, да, секты – те, которые ведут к бесцельному безответственному и даже социально опасному поведению.

Завершая свое выступление, хочу одну цитату зачитать. Недавно читала переписки 65-го года Ивана Ефремова, известного советского фантаста. Только концовку прочту. Иван Ефремов, как некий пророк нашего времени, указал нам в своих письмах на некоторые характерные для упадочного общества черты: "Некомпетентность, леность и шаловливость мальчиков и девочек в любом начинании является характерной черной этого самого времени. Я называю его взрывом безнравственности. И это, мне кажется, гораздо опасней ядерной войны". Спасибо, благодарю за внимание!

Председательствующий. Спасибо.

Каклюгин Николай Владимирович
врач психиатр-нарколог
Валуев Николай Сергеевич
Депутат Государственной Думы РФ, чемпион мира по боксу

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования