Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России

Введение

18 сентября 2017

Динамика происходящих в России социальных процессов, осмысление характера общественных отношений, реальной ситуации в государственной и правовой сферах актуализируют поиски конструктивного решения важных задач сохранения и развития отечественной государственности. На современном этапе проводимых в стране преобразований следует четко представлять, что развитие невозможно без преодоления негативных явлений в разных областях социальной жизни, включая распространение наркомании и незаконного оборота наркотиков.

Наркоситуация и сохраняющиеся опасные тенденции ее усиления ставят конкретную задачу консолидации институтов государства и общества в противодействии целенаправленной наркоагрессии со стороны сформировавшейся внутригосударственной организованной наркопреступности в союзе с международной наркомафией для незаконного извлечения максимальной прибыли от своей деятельности.

При этом следует учитывать, что наркоагрессия, как преступно организованный бизнес, осуществляется не только путем создания разветвленной функционирующей системы незаконного оборота наркотиков, но и проведением политики лоббирования легализации наркотиков и пропаганды наркотической субкультуры. Совокупным результатом наркоагрессии становится разрушение жизнедеятельности и безопасности личности, общества и государства в целом.

Отмеченное подчеркивает антагонизм целей государства и наркобизнеса и отражает состояние их глубокого конфликта. Одновременно реальность наркотизации общества сформировала в социуме осознание необходимости изменения существующей ситуации, переосмысления приоритетов в государственной антинаркотической политике, потребности активного включения структур гражданского общества в решение наркопроблемы.

Следует отметить несколько причин, побудивших авторов предлагаемого монографического издания научно-практического характера обратиться к анализу наиболее важных направлений совершенствования антинаркотической деятельности.

Первая причина связана с осмыслением наркополитики в ее сущностном (субстанциональном) понимании. И в обозначенном аспекте наркополитика представляет собой результат сознательной деятельности заинтересованных субъектов в сфере установления правил оборота наркотиков в какой-либо стране, регионе, анклаве. В качестве заинтересованных субъектов, действующих в конкретной сфере общественных отношений, выступают властные органы, общественные организации, политические партии, гражданские объединения, "теневые" сообщества (наркомафия).

Наркополитика относится к той области общественной жизни, где противоборствуют различные направления, социальные группы, имеющие собственные интересы и ресурсы. Выражением данного противоборства становится конфликт, отражающий разногласия субъектов наркополитики относительно присутствия в обществе и влияния наркотических средств и психотропных веществ на его сознание, мораль, культуру.

Вторая причина состоит в необходимости осознания объективного процесса глобализации, влияющего на социальное развитие, ценности и мотивы индивидуального и общественного поведения. Меняются требования к социуму и государству, возникает потребность системного изучения природы угроз человеческому обществу.

Глобальность этих угроз объясняется резко обострившейся неравномерностью социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического, культурного развития современных государств. В условиях новой исторической ситуации, отражающей формирование системы глобальных социальных отношений, приоритет приобретают не только комплексное исследование причин опасностей и угроз различного характера для жизнедеятельности человеческого общества, но и разработка моделей управления социальным развитием, прогнозирование социальных процессов.

В данной связи становится актуальным укрепление формы научного знания, особенно в решениях и действиях властных структур по социальным вопросам, в том числе проблеме достижения большей антинаркотической безопасности в каждом регионе. В сложной антинаркотической работе, имеющей общественный характер, важно опираться на научные разработки, способные оказать позитивное влияние на социальную практику.

Третья причина отражает вопрос усиления и совершенствования ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности. В рамках этой задачи важное место занимает ресурс права, который синтезирует в широком смысле не только правовые взгляды и позиции на основе социальных интересов, но и законодательную основу и механизм ее реализации.

Развитие обозначенного ресурса позволяет достигать значительного уровня общественной безопасности. При этом общественная безопасность должна трансформироваться в качественно новую реальность и означать для социума и личности наличие действенного комплекса механизмов, условий, структур по защите социально-правовых и нравственных ценностей, основ жизнеустройства и устойчивого общественного порядка. Одним из его основных компонентов является поведение людей, которое тесно соприкасается с ценностями общества, мировоззренческими позициями, принципами общественной и личной жизни.

Мощный потенциал имеет ресурс самоорганизации общественной жизни в лице различных объединений, движений, организаций (родительских, молодежных, профессиональных и др.), объединенных целью борьбы с наркотиками и незаконным их оборотом.

Ценной составляющей является также кадровый ресурс, который позволяет формировать управленческий механизм для решения комплексной проблемы распространения наркомании.

Обеспеченность в ресурсном отношении создает реальную основу необходимому, масштабному, постоянно активному характеру борьбы против незаконных наркотиков и наркопреступности. Эта борьба должна быть наполнена гуманистическим духом, новыми формами социального общения, ответственной любовью к настоящим и будущим поколениям.

Государственные и общественные институты, позиционирующие себя в качестве проводников антинаркотической политики, должны в полной мере уяснить для себя, что исход их активности и взаимодействия может стать определяющим для того, станет ли российское общество обществом свободным от наркотиков, либо будет обречено на деградацию и наркоэпидемию.

Для достижения главной цели антинаркотической политики – сокращения числа наркоманов и количества наркопреступлений – Российское государство должно обладать действующей, адекватной современным условиям моделью управления наркоситуацией в стране и каждом субъекте Федерации. Это предполагает не только постоянную систему мер государственного воздействия, но и мобилизацию различных общественных институтов на усиление противодействия наркоэкспансии.

Подобная постановка вопроса отражает понимание такой стратегии антинаркотической политики, в основу которой должна быть заложена идея системной, эффективной работы государства и общества на один результат – создание и развитие комплексного механизма защиты российского социума от наркотиков. Это требует взаимоувязанных объединенных мер государства и общества, формирования отношений ответственного партнерского взаимодействия власти и гражданских структур в сфере борьбы с наркотиками.

Антинаркотическая деятельность представляется как постоянно осуществляемая социальная деятельность, опирающаяся на правовую основу, комплексное взаимодействие теории и социальной практики, государственно-общественные институты и направленная на снижение наркомании и наркопреступности в обществе. Реализуемая в различных сферах жизнедеятельности социума эта деятельность становится системообразующим фактором, имеющим глубокую социальную направленность.

Кроме того, развитие междисциплинарного подхода к оценке наркореальности способствует формированию активного информационного пространства в столь необходимой целостной модели государственной антинаркотической системы. Чтобы выстроить эту действенную эффективную модель на национальном уровне надо расширять совместные усилия городов и муниципалитетов, исследовательскую работу, бороться против попыток либерализации антинаркотического законодательства, проводить постоянный анализ конкретных дел в антинаркотической работе, конструктивно влиять на решения политиков.

Так, во Всемирном докладе о наркотиках за 2010 год1

См.: ЮНОДК, Всемирный доклад о наркотиках за 2010 год (Издание Организации Объединенных Наций, под № R.10.XI.13). С. 4–5, 31, 35.

отмечается, что "за последнее десятилетие система контроля над наркотиками получила значительное развитие. Политика в этой области стала в большей степени учитывать потребности тех, кто в цепи наркоиндустрии находится в наиболее тяжелом положении, – от бедных крестьян, выращивающих наркотики, до потребляющих их закоренелых наркоманов, а также тех, кто оказался во власти торговцев наркотиками". Существование мировых рынков кокаина, героина, отмечаемый в докладе повсеместный характер производства и потребления каннабиса не помешало организованной преступности быстро и динамично сформировать рынок синтетических наркотиков (САР), существенный рост которого наблюдается с начала XXI в.

Кроме того, во Всемирном докладе о наркотиках за 2013 год2

См.: Всемирный доклад о наркотиках–2013 // Бюллетень "Нарком", 2013. – № 7(39). С. 5–6.

особое внимание уделяется фактору новой угрозы – новым психоактивным веществам, появление которых зарегистрировано в странах практически всех регионов. Новые вредные вещества появляются на рынке наркотиков весьма регулярно, однако система международного контроля над наркотиками впервые испытывает трудности с реагированием на такое стремительно и творчески развивающееся явление, как новые психоактивные вещества (НПВ).

Число НПВ, о которых государства-члены сообщают УНП ООН, выросло с 166 на конец 2009 года до 251 на середину 2012 года, т. е. более чем на 50%. Впервые число НПВ фактически превысило общее число веществ, находящихся под международным контролем (234). НПВ – вещества, являющиеся предметом злоупотребления в их чистом виде либо в виде препарата, которые не подпадают под контроль согласно международным конвенциям о наркотиках, однако могут представлять угрозу для здоровья населения. В целом термин НПВ является собирательным для нерегулируемых (новых) психоактивных веществ или продуктов, предназначенных оказывать действие, которое аналогично действию контролируемых наркотиков.

Чтобы ввести в заблуждение власти, поставщики агрессивно предлагают и рекламируют свои продукты и продают их под видом относительно безвредных товаров повседневного пользования, таких как освежители воздуха в помещениях, соли для ванн, травяные благовония и даже подкормка для растений. Проблема НПВ является трудноискоренимой, поскольку изготовители производят все новые варианты, чтобы не подпадать под действие постоянно разрабатываемых новых законоположений о контроле над известными веществами.

Законоположения о контроле над НПВ не являются универсальным решением, всегда есть исключения из правила. И все же, как отмечается в докладе, к существующей ситуации необходимо применять целостный подход, объединяющий ряд факторов: профилактика и лечение, правовой статус, совершенствование мер контроля над прекурсорами и принятие жестких мер к наркосетям.

Остается ценным и справедливым положение, характеризующее остроту проблемы, состоящей "в том, что меры борьбы с наркотиками принимаются в основном на национальном или, в лучшем случае, на двустороннем уровне, при том что сам незаконный оборот наркотиков носит глобальный характер"3

См.: ЮНОДК, Всемирный доклад о наркотиках за 2010 год (Издание Организации Объединенных Наций, под № R.10.XI.13). С. 245.

. Постоянное приспособление рынков наркотиков к мерам противодействия, проводимым конкретной страной, актуализирует формирование действенной региональной наркобезопасности, ибо организованная преступность, "изыскивая новые районы культивирования, транзитные маршруты и потребительские рынки", всегда будет обустраиваться в тех регионах, где уровень сопротивления ей наиболее слабый, позволяющий наркопреступности усиливать свою деятельность.

Отмеченное напрямую затрагивает Российскую Федерацию, важные направления ее антинаркотической политики, связанные с противодействием спросу и предложению наркотиков. Фактор продолжающейся наркоагрессии на российский социум определил авторскую обращенность предлагаемого издания к важнейшим аспектам решения сложной задачи преодоления наркотизации нашего общества. Одновременно это обусловило структуру книги с рассмотрением приоритетных как теоретических, так и практических вопросов с целью распространения и пропаганды регионального позитивного опыта профилактики наркомании, обмена инновационными идеями и предложениями по усилению борьбы с наркотиками.

Считаем необходимым подчеркнуть, что после первого выпуска в 2005 г. научно-практического издания с подобной тематикой увеличилась российская ветвь городов и муниципальных образований – членов ECAD (с 32 до 57), была принята Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года и Россия инициировала международному сообществу ряд важных антинаркотических предложений, активно проводя международно-правовое сотрудничество в сфере борьбы с наркотиками.

Авторы будут признательны за отклики, пожелания, предложения, представляющие взаимный интерес и конкретно-практическую направленность по затронутой проблематике, которые следует направлять по адресу E-mail:ecad@ecad.ru или координатору настоящей монографии – Н.А. Фроловой по адресу: frolova.rags@yandex.ru

По вопросам приобретения книги обращаться в Москве в Издательство "Орбита-М": (495) 607-2174.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2017 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования