Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России

1.1. Антинаркотическая политика в общегосударственной системе национальной безопасности России

09 октября 2017

Укрепление национальной безопасности, достижение полноценного возрождения России тесно связаны с устойчивостью социальной системы, включением человеческого фактора в решение задач федерального и регионального развития, значительным уменьшением различных угроз общенациональным интересам. Отмечая в качестве основных приоритетов национальной безопасности России государственную и общественную безопасность, необходимо четко представлять, что их достижение затрагивает важнейшее направление государственной политики в сфере борьбы с наркотиками.

Конкретизация основных мер и направлений по преодолению наркотизации российского общества представлена в утвержденной Указом Президента РФ № 690 от 9 июня 2010 г. Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Ее положения развивают основные аспекты обеспечения безопасного развития личности, общества и государства, получившие отражение и в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Содержательная ценность отмеченных Стратегий, как общегосударственных документов, их взаимообусловленность создают предметную организационно-правовую и научно-методологическую основу для формирования в существующих условиях антанаркотической политики. Ее результативность в своем выражении должна приближать Российское государство и социум к достижению важной практической цели: снижению числа наркоманов и сокращению количества наркопреступлений, что связано с повышением эффективности правоприменительной практики и совершенствованием законодательства.

Современной российской наркоситуации присущи негативные тенденции. Опасность наркотизации как социального явления проявляется в продолжающемся вовлечении в наркоманию определенной части социальных групп (молодежи, подростков, женщин и др.), в деструктивной направленности на социально-экономические, политико-правовые и нравственные основы государства.

Рост масштабов наркотизации российского населения обусловил развитие государственной антинаркотической политики – сравнительно нового самостоятельного направления в деятельности Российской Федерации. Значение антинаркотической политики нельзя недооценивать, поскольку являясь частью общегосударственной политики, она реализуется в сфере борьбы с наркотиками и наркобизнесом на достижение необходимого и качественно нового состояния национальной безопасности в целом.

Закрепленное в государственной антинаркотической Стратегии определение антинаркотической политики как системы стратегических приоритетов и мер, а также деятельности властных органов на всех уровнях по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного оборота наркотиков, наркопрофилактике с лечением и реабилитацией наркозависимых формирует общегосударственный подход к основным направлениям данной политики. И в отмеченном аспекте следует четко представлять все необходимое многообразие активности государства в борьбе с молодежным наркотизмом1

Наркотизм – негативное социальное явление, которое характеризуется устойчивой, воспроизводящейся системой приемов, методов, мероприятий по культивированию, изготовлению, перевозке и потреблению наркотиков.

, организованной наркопреступностью, наркотической субкультурой.

Поэтому государственная антинаркотическая политика с учетом федеративного устройства России должна выстраиваться как системное явление с обеспечением неотвратимости наказания за нарушение антинаркотического законодательства и привлечением тех, кто вошел в конфликт с законом, к юридической ответственности.

Государственная антинаркотическая политика предметом своей направленности имеет ценностные признаки, отличающие ее как от политики государственной уголовной, так и политики социальной, которые сами по себе по своей природе в целом не дадут нужный обществу результат в борьбе с распространением наркомании и наркопреступностью.

В сложной практической деятельности государства во взаимодействии с институтами гражданского общества по преодолению наркомании государственная антинаркотическая политика должна занимать лидирующее положение по отношению к уголовной и социальной политике. Ценностной аспект рассматриваемой антинаркотической политики состоит в том, что ее главная составляющая позволяет совокупность целей, задач, мер, методов и способов направить, с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой – на восстановление, сохранение и развитие человеческого потенциала России.

Отмеченные направления отвечают цели как сдерживания, так и преодоления наркомании и наркотизма, поэтому необходимо формирование единого государственного подхода к проведению антинаркотической политики. Усилением правового воздействия на социально негативные явления, определением правовых средств борьбы с распространением наркомании в обществе антинаркотическая политика приобретает правовую направленность, а в ее основу наряду с антинаркотическим законодательством закладывается эффективный правовой механизм.

Логическая взаимосвязь триады (цель, средство, результат) подводит к необходимости, во-первых, отметить в качестве основных правовых средств для достижения обозначенной цели принципы права, закрепляющие фундаментальные права человека и гражданина, юридическое равенство граждан перед законом, законность и неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушения, сочетание убеждения и принуждения, стимулирования и ограничений в праве.

Во-вторых, правовые средства, выступающие в качестве определенных установлений, закрепляются в законах и подзаконных актах. В данной связи для эффективной реализации государственной политики в сфере борьбы с наркотиками требуется усиление законодательных мер комплексной профилактики наркомании, позволяющей определять результаты и приоритеты профилактической работы, лечебно-реабилитационной практики, социально-правовой адаптации наркозависимых.

В-третьих, для достижения социально полезного результата в сфере борьбы с наркотиками помимо правовых средств в виде установлений необходимы правовые средства, выступающие в качестве актов реализации прав и обязанностей. В данном аспекте особую роль приобретает правовое обеспечение форм участия граждан, общественных организаций в реализации государственной антинаркотической политики. Это позволит укрепить антинаркотическое сознание и правовую культуру широких слоев населения.

Необходимой составной частью правовых средств борьбы с наркотизацией общества должна стать организационно-правовая модель управленческой деятельности особенно на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. Ее целью является развитие института антинаркотического управления для проведения на местах постоянной и ответственной правовой политики в сфере борьбы с наркотиками и реализации антинаркотического законодательства.

Кроме того, многоаспектность проявления негативных тенденций наркотизации общества актуализирует совершенствование законодательного регулирования вопросов, связанных с проведением социально ориентированной экономической политики и повышением жизненных стандартов народа; оздоровлением социальной, демографической и культурной сфер; укреплением правопорядка и государственной границы Российской Федерации.

Принципиальную значимость в государственной антинаркотической политике приобретает укрепление правовой основы по созданию региональной системы безопасности, включающей меры в законодательной, организационной, технической, информационной и других областях сотрудничества России с зарубежными государствами, включая страны СНГ по совместному противодействию наркопреступности.

Антинаркотическая политика России, являющаяся в своей основе правовой, базируется не только на внутригосударственном законодательстве и ведомственных нормативных правовых актах, но и на международно-правовых документах.

В контексте научного осмысления модели государственной политики по контролю за оборотом наркотиков и практически важных направлений ее реализации необходимо подчеркнуть, что в современных условиях расширения глобализационных процессов в политико-юридическом плане особую роль продолжают играть такие ратифицированные Российской Федерацией международные акты, как Конвенции по наркотикам Организации Объединенных Наций, Европейские конвенции, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Так, если Конвенции по наркотикам ООН (1961, 1971, 1988 гг.) составляют правовое ядро государственной антинаркотической политики России, то Европейские Конвенции, в частности: Европейская Конвенция о выдаче (ETS № 024, ратифицированная РФ 25 октября 1999 г.), Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 030, ратифицированная Россией 25 октября 1999 г.), Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ЕТS № 141, ратифицированная РФ 28 мая 2001 г.), – развивают правовую составляющую комплексного обеспечения деятельности Российского государства в сфере борьбы с наркотиками.

Значимость этих Конвенций и в том, что они позволяют России наряду с другими странами мирового сообщества последовательно и комплексно отстаивать антинаркотические позиции, проводить рестрик-тивную политику по контролю над наркотиками на основе четкой государственной антинаркотической идеологии. Заложенная в данный подход к государственной политике идейная основа не только формирует в Российской Федерации политико-юридический аспект осуществления антинаркотической деятельности, но и остается важнейшей практической составляющей в сфере установления правил оборота наркотиков в стране.

Это значительно усиливает концепт международного направления государственной антинаркотической политики России, поскольку в современных условиях ряд государств (Голландия, Великобритания, Швейцария, Португалия и др.), отстаивая толерантное отношение к наркотикам, проводит либеральную наркополитику, способствует распространению движения за декриминализацию марихуаны, за вывод проблемы наркотиков из сферы правоприменительной в сферу здравоохранения. Продвижение подобной политики делает наркотик более приемлемым, дешевым и, таким образом, подвергает общество серьезной опасности дальнейшего распространения наркомании. Активные защитники пронаркотического движения2

Политическими методами пронаркотические идеи лоббируются "Международной антизапретительной лигой" (IAL), организацией "Парламентарии за антизапретительные действия" (РАА) с использованием международных структур и др.

настойчиво пропагандируют на всех уровнях, включая и Европейский парламент, переход к политике "уменьшения вреда", либерализацию национальных антинаркотических законов, преследуя цель "подорвать" Конвенции по наркотикам ООН.

Основываясь на идее проведения политики декриминализации и де-пенализации лиц, потребляющих наркотики, стараясь изменить правовую среду, легализаторами отстаивается:

– создание законодательной основы, организационных и финансовых предпосылок для низкопорогового сервиса наркозависимых;

– регулирование торговли каннабисом;

– раздача стерильных шприцев;

– расширение метадоновой (заместительной) терапии.

Легализаторы считают, что предложение помощи потребителям наркотиков не должно увязываться с достижением полного воздержания от наркотических средств, а общеевропейская координация по обозначенным подходам должна укрепляться.

Модель либерализации наркотиков усиливается поддержкой групп активистов, деятельностью различных фондов и институтов. Движимые стратегией введения легального потребления марихуаны как лекарства в так называемых "медицинских целях", а по сути нового легального бизнеса, нарколибералы оказывают давление на законодателей с целью "декри-минализировать" наркотики, пытаются легализовать коноплю, используют в своих целях избирательные кампании.

В связи с этим следует отметить, что антинаркотическая политика Российского государства, реализуемая на ее идейной основе правовой защиты человека, социальных ценностей и имеющая рестриктивную направленность, четко увязана с законодательными приоритетами, максимальным учетом общих антинаркотических интересов, которые несовместимы с легальным потреблением наркотиков, а также характеризуется укреплением взаимодействия с международными правовыми институтами. Этому способствует и расширение формата конвенционного механизма государственной антинаркотической политики России наряду с сотрудничеством с международными организациями Интерпол, МККН, Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (УНП ООН), которое усилено в 2003 г. Стратегическим соглашением о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европолом – полицейской службой Европейского союза.

Данное соглашение, будучи международным договором, подписанное на саммите Россия-EC, распространяется на такие виды преступлений, как терроризм, незаконный оборот наркотиков, легализация доходов, добытых преступным путем, незаконная миграция, преступления в сфере финансов и высоких технологий, нелегальная торговля оружием.

В качестве компетентных органов с российской стороны в Соглашении участвуют МВД, ФСБ, ФСКН, ФТК, Росфинмониторинг, а непосредственные контакты обеспечивает Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом3

См.: Российская газета. 2010. 25 января.

. Дальнейшее развитие этого взаимодействия, а также двусторонние соглашения между правоохранительными органами России и зарубежных стран нацелены на активизацию, повышение результативности совместной работы по выявлению международных преступных группировок и пресечению их деятельности.

Этому способствуют ратификация Российской Федерацией в 2005 г. Конвенции Совета Европы (ETS № 108) о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и предпринимаемые на государственном уровне организационные, технические, информационные, оперативные меры по координации действий российских правоохранительных структур с зарубежными партнерами.

Следует отметить, что укрепление механизмов подобного взаимодействия отвечает государственным интересам России на долгосрочную перспективу, в том числе формированию "в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на четкой договорно-правовой основе", как это закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года4

См.: СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

.

Новым ответом Российского государства на существующую глобальную наркоугрозу явилось развитие антинаркотической дипломатии, ставшей составной частью модели государственной антинаркотической политики РФ. В данном направлении противодействия незаконному обороту наркотиков деятельность Российской Федерации во внешнеполитической сфере имеет ярко выраженную международную направленность. Определяющее значение стало приобретать межгосударственное сотрудничество с целью не только укрепления общей и региональной безопасности, но и выработки согласованной позиции стран в отношении Афганистана, занимающего лидирующие позиции по производству героина. На его территории сохраняются значительными как потенциал наркобизнеса, так и рост транзита наркотиков через Среднюю Азию в Россию и Европу. Поэтому решение наркопроблемы в Афганистане как один из ключевых международных вопросов предполагает заинтересованное участие как Российской Федерации, так и стран, вместе с ней входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества и Организацию Договора коллективной безопасности.

На современном этапе новейшей истории XXI в. Россией, ответственно подтверждающей статус страны-донора в решении глобальной наркопроблемы, предприняты реальные меры по созданию международной антинаркотической коалиции, а также практические шаги по противодействию транснациональной наркопреступности. Так, в 2006 г. в Москве на организованной Российской Федерацией во взаимодействии с УНП Конференции министров иностранных дел и глав делегаций 55 государств и 23 международных организаций "О путях поставки наркотиков из Афганистана" было достигнуто Соглашение о продолжении оказания содействия в осуществлении Исламской Республикой Афганистан национальной стратегии в области контроля над наркотиками, предусматривающей меры: в отношении наркоторговцев; расширения и диверсификации возможностей для получения доходов в сельских районах; сокращения спроса на наркотики на национальном уровне; лечения лиц, страдающих наркозависимостью; создания эффективных институтов по контролю за оборотом наркотиков.

Логическим продолжением видения решения афганской наркопроблемы и усиления участия в нем международного сообщества стало проведение по инициативе России в 2010 г. в Москве Международного форума "Афганское наркопроизводство – вызов мировому сообществу". Особое внимание в повестке форума было уделено мерам по уничтожению посевов опиумного мака и нарколабораторий в Афганистане, созданию в аграрном секторе возможностей для культивации альтернативных сельскохозяйственных культур, а также вопросам социально-экономического восстановления Афганистана, эффективного развития экономических отношений с регионом.

Участие России в антинаркотической коалиции и противодействии международной наркоинфраструктуре в практическом плане получило свое развитие в различных разработках и формах, в частности:

– подготовка афганских наркополицейских на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России;

– разработка конкретного плана "Радуга-2" ликвидации афганского наркопроизводства и представление его Совету Россия-НАТО, а также Ев-ропарламенту взамен первичного плана "Радуга", принятого в 2007 г. в рамках УНП ООН. Новый российский план "Радуга-2", одобренный Президентом РФ и европейскими политиками, включает такие назревшие меры, как: реальная разработка подъема экономики Афганистана, прежде всего энергетики и электрификации с созданием для афганцев рабочих мест; включение в санкционный список ООН лендлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под плантации опиумного мака; искоренение посевов опиумного мака через апробированные способы его уничтожения; закрепление в мандате Международных сил содействия безопасности в Исламской Республике Афганистан компетенции и обязанности по уничтожению опиумных плантаций; развитие оперативного сотрудничества, обмена данными, включая места дислокации нарколабораторий и др.;

– инициирование вопроса перед Советом Безопасности ООН о квалификации наркопроизводства в Афганистане как угрозы миру и международной безопасности, что в последующем также нашло отражение и в Заявлении государств-членов ОДКБ;

– конкретизация предложения по разработке и реализации совместного российско-европейского пятилетнего плана ликвидации афганского наркопроизводства с созданием соответствующего российско-европейского агентства;

– классифицирование воздействий глобальных наркотрафиков по направлениям, связанным с разрушением дееспособности государств и гуманитарной сферы; генерацией сетевых криминальных структур с устойчивым самофинансированием; разжиганием региональных конфликтов и пиратства и другим опасным проявлениям масштабного характера;

– участие ФСКН России в международных антинаркотических операциях, включая данные по операциям "Кинжал" и "Юг" в Афганистане и Никарагуа по пресечению деятельности и уничтожению крупных наркоструктур5

См.: Российская газета. 2013. 13 марта.

.

Вопросы интеграции антинаркотической деятельности стран предметно рассматривались в Москве в июне 2013 г. на ХХХ заседании Международной конференции правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (IDEC–ХХХ). Анализ международных тенденций незаконного оборота синтетических и иных видов новых наркотиков, работы региональных рабочих групп стран Европы и Африки, Южной и Центральной Азии, Дальнего Востока, Южной Америки, Карибского бассейна, Северной и Центральной Америки позволяет усиливать межгосударственные совместные решения по противодействию транснациональному наркобизнесу.

Таким образом, рассмотренные аспекты международного направления российской антинаркотической политики с предпринятыми конкретными государственно-правовыми мерами подтверждают, что осуществлять борьбу с наркотиками невозможно в рамках одной страны. Одновременно отмеченный базовый принцип подчеркивает межгосударственный характер обеспечения безопасности с многофункциональностью подходов к международному сотрудничеству в данной сфере.

Зазулин Георгий Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры конфликтологии Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, Россия)

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2013 год

Годовой доклад МККН за 2013 год является важной вехой – это 45-й годовой доклад Комитета с момента его учреждения в 1968 году в соответствии с Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года.

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2017 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования