Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Теория, практика и методы антинаркотической деятельности в современной России

1.2. Оптимизация антинаркотической политики в Российской Федерации

28 марта 2018 :: Фролова Н. А.

В оптимизации антинаркотической политики России наилучшим решением видится реальное осуществление конструктивных подходов к: 1) созданию государственной антинаркотической системы; 2) формированию антинаркотической безопасности государства. Обозначенные блоки направлений оптимизации взаимосвязаны, ибо новая модель государственной антинаркотической политики при ее реализации должна обладать качественными показателями, для достижения которых необходимы инновации по созданию системы эффективной борьбы с распространением наркотиков.

Оба направления включают широкий комплекс мер со стороны государства и общества, обусловливают необходимость научного прогнозирования социальных процессов, результатов правотворческой деятельности и правоприменительной практики, а также всестороннего учета сохранения и развития таких важнейших социальных институтов, как труд, экономика, семья, культура, информация, системы образования и здравоохранения.

Вопросы создания антинаркотической системы в Российской Федерации

Научный анализ существующей ситуации распространения наркомании и связанных с ней социальных и правовых проблем, практических форм борьбы с наркотиками в субъектах РФ позволяют обосновать необходимость и целесообразность создания государственной антинаркотической системы с четким определением задач антинаркотической деятельности на федеральном, региональном и местном уровнях. Антинаркотическая система должна включать подсистемы комплексной профилактики наркотизма, лечения и социальной реабилитации наркозависимых, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганды и опираться на понятную и разделяемую обществом государственную идеологию в данной сфере социальной жизни, иметь единую правовую основу, а также эффективные механизмы:

управления антинаркотической деятельностью и ее контроля;

реализации целевых антинаркотических программ;

межрегионального и международного сотрудничества в сфере борьбы с наркотиками.

В качестве главных активных субъектов антинаркотической системы должны выступать органы власти всех уровней, гражданские институты, средства массовой информации, правоохранительные органы, общественные структуры.

При этом антинаркотическая система понимается как комплекс государственных и общественных институтов, структур, норм, средств, методов, отношений, с помощью которого на уровне государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования целенаправленно осуществляется защита общества от негативных явлений, связанных с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков. С позиции интегративного подхода полагаем определить следующие компоненты антинаркотической системы, формирующие ее как целостное и сложное образование.

Первый компонентнормативно-правовой, ядро которого составляет антинаркотическое законодательство. В данном аспекте речь идет о создании единого правового пространства, в котором должна функционировать государственная антинаркотическая система. Приоритетным должен стать принцип иерархического построения актов в данном компоненте. Это необходимо для формирования полноты нормативно-правовой базы противодействия распространению наркомании, устранения пробелов в имеющемся законодательном материале, принятия в опережающем порядке базовых нормативных актов федерального уровня и на этой основе дальнейшего развития и совершенствования антинаркотического законодательства субъектов РФ, а также актов органов местного самоуправления, регулирующих вопросы правовой антинаркотической муниципальной политики.

Второй компонентнаучно-теоретический, связан с формированием стратегии государственной правовой антинаркотической политики, научной методологией, с проработкой проблемных теоретических и практических вопросов в сфере борьбы с наркотиками.

Третий компоненторганизационно-управленческий. Он включает субъекты антинаркотической системы (органы власти всех уровней, гражданские институты, средства массовой информации, правоохранительные органы, общественные структуры), а также способствует развитию координационных начал в деятельности структур, связанных с противодействием наркотизации общества, становлению института антинаркотического управления с целью совершенствования правоприменительной практики в сфере борьбы с наркотиками.

Четвертый компонентинформационный. Предусматривает взаимодействие государственных и общественных ресурсов и должен быть включен в разработку эффективных методов антинаркотической пропаганды, социальной рекламы, в формирование устойчивого антинаркотического правосознания, развитие правового просвещения и воспитания как средств правового воздействия на поведение человека.

Пятый компонентконтрольно-аналитический. Это – средства, способы, действия, направленные на анализ, изучение и выявление факторов распространения наркомании и ее преодоление как опасного деструктивного явления. Ресурсы компонента связаны с выработкой методов эффективного контроля за принятием и реализацией антинаркотических программ, совершенствования судебной практики по делам, связанным с наркопреступлениями.

Выделенные основные компоненты государственной антинаркотической системы позволяют обосновать целесообразность разделения ее на уровни, ценность которых видится в развитии подходов к достижению научности, инициативности и действенности в социальной практике для противодействия распространению наркотиков в российском обществе.

На федеральном уровне в обозначенной системе определяется взвешенная антинаркотическая политика как вид теоретической, научно-методологической и организационно-правовой деятельности, проводится мониторинг результатов антинаркотической деятельности регионов в рамках федеральных округов. Данный уровень должен усиливаться поддерживаемой обществом государственной идеологией в сфере борьбы с наркотиками и наркопреступностью. Идейная составляющая борьбы с наркотиками должна отвечать социальным ценностям, которые заслуживают защиты – здоровье народа, развитие молодежи, общественный порядок и безопасность, культура и др. Формирование мировоззренческой основы противодействия наркоагрессии особенно значимо для России в условиях низкой правовой культуры общества. Укрепление антинаркотического мировоззрения необходимо и для создания в обществе атмосферы нетерпимости к наркоманам и организаторам наркобизнеса. В обозначенном контексте именно идеология позволяет выстроить ценностные ориентации индивида и общества и наряду с правовыми нормами быть средством реализации государственной политики. Антинаркотическая политика, отвечающая конкретной цели обеспечения национальной безопасности России, должна включать совершенствование антинаркотического законодательства, юридической практики, выработку координационных мер в рамках реализации общегосударственной антинаркотической стратегии.

На региональном уровне формируется антинаркотическая деятельность с учетом социальных, экономических, демографических, национальных, культурных особенностей. Ядром региональной антинаркотической системы должна быть исполнительная власть субъекта РФ. Важнейшими направлениями на данном уровне являются разработка и реализация программного обеспечения в сфере борьбы с наркотиками, усиление кадрового ресурса, формирование межведомственного взаимодействия структур, в компетенцию которых входят вопросы антинаркотической деятельности.

В каждом субъекте Российской Федерации необходимо создать реабилитационный центр с развитием воспитательных и трудовых практик. Практическим расширением содержания антинаркотической деятельности региона должен стать сравнительный анализ антинаркотической работы муниципалитетов.

На местном уровне осуществляется ежедневная практическая работа по противодействию распространению наркомании, приоритетами которой должны быть гражданско-общественные инициативы, управляемость, постоянство профилактики.

Достижение четкой взаимосвязи данных уровней позволит сформировать антинаркотическую систему как результативную, действующую на опережение негативных социальных практик.

Представленные аспекты в виде определенного алгоритма считаем важным дополнить необходимыми, на наш взгляд, предложениями, развивающими и конкретизирующими вопросы создания действенной системы противодействия наркотизации российского общества. Одним из таких актуальных вопросов является организация управления антинаркотической деятельностью и ее координация на всех уровнях. В этой связи исключительную значимость приобретает целенаправленное и целесообразное воздействие государства, его органов на общественные отношения в сфере реализации правовой антинаркотической политики. Постоянство этого воздействия на общественные отношения, а также его непрерывность способствуют системному эффекту в антинаркотической деятельности.

Специфика решаемых задач, особенности практики антинаркотической деятельности, как объекта управления, позволяют утверждать, что в сфере борьбы с наркотиками и наркобизнесом кадровое обеспечение не может ограничиваться только организационной стороной. В обозначенном аспекте следует исходить из признания необходимости программно-целевого подхода к кадровому обеспечению. Действительно, проведению эффективной комплексной антинаркотической политики отвечает содержательность данного подхода, включающего "реализацию многих мер (организационных, образовательных, экономических, правовых и др.)", способствующих опережающему росту численности опытных специалистов не только для сферы управления, но и для новых государственных органов1

См.: Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: Теория, история, новые реалии. Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – С. 212–214.

.

Кадровое обеспечение в сфере борьбы с наркотиками обусловливает развитие института антинаркотического управления процессом противодействия наркотикам и их незаконному обороту, осуществляемого администрацией конкретного территориального образования (города, района, области). Одновременно создается реальный механизм координации деятельности территориальных антинаркотических структур (правоохранительных органов, здравоохранения, образовательных учреждений, организаций по молодежной политике, средств массовой информации), постоянного контроля ситуации с распространением наркомании, превентивного выявления потребителей наркотиков, эффективной практики применения антинаркотического законодательства.

Если исходить из общего понимания эффективного управления, которое позволяет определить эффективность как соотношение достигнутых результатов и затраченных на это ресурсов, то появление профессиональных управленцев в области антинаркотической деятельности представляет собой основу необходимой для России экономичной модели антинаркотической политики. Усиление управленческого ресурса в структуре администраций в виде институциональной формы (сектора, группы, штатной единицы) особенно востребовано на местном уровне в плане реализации правовой антинаркотической политики.

Необходимость этой организационно-управленческой модели заключается в отказе от еще существующего узковедомственного подхода к антинаркотической работе и переходе к интеграции усилий всех субъектов противодействия наркотизации общества. Данная инновация рассматривается не как новшество, а как создание рациональной организационной формы деятельности, соответствующей современной проблеме наркомании и ориентированной на широкое использование организационных, правовых, информационных, политических, социальных, культурно-этических инструментов подавления наркотизма. Это отвечает практическому принципу обновления имеющегося опыта антинаркотической деятельности, переводу ее на профессиональную основу с элементами управленческой культуры.

Потенциал инноваций в противодействии наркотизации общества следует также направить на создание реальной координации антинаркотической деятельности различных ведомств с учетом государственного устройства РФ. В связи с этим на современном этапе объективно востребованного процесса снижения уровня наркотизации российского населения устойчивая вертикальная взаимосвязь Государственного антинаркотического комитета с антинаркотическими комиссиями субъектов РФ должна, по нашему мнению, дополняться горизонтальной координацией, способной развиваться в рамках как отдельных субъектов Федерации, региональных центров, так и федеральных округов.

Это позволит не только оценивать наркоситуацию на административных территориях, находить оптимальные решения по реализации федеральных и региональных программ, но и на концептуальной основе выстраивать государственную антинаркотическую систему, с наибольшей эффективностью создавать основу для четких, активных действий в борьбе с наркопреступностью, проведения продуманной правовой политики государства в данной сфере.

На практике горизонтальную координацию антинаркотической деятельности можно реально усилить на основе существующих ресурсов путем создания действенных зональных центров инновационных антинаркотических методик.

В качестве инновационных мер предлагается:

1) в Северо-Западном, Уральском, Сибирском федеральных округах на базе государственных образовательных учреждений начать подготовку специалистов по антинаркотическому управлению для городских, районных, областных администраций с целью формирования института профессиональных управленцев в сфере антинаркотической деятельности на административных территориях.

Наличие разработанной и апробированной магистерской программы подготовки кадров по антинаркотическому управлению на кафедре конфликтологии СПбГУ, имеющийся опыт координации работы по комплексной профилактике наркомании в Екатеринбурге, целевой подготовки в Иркутске волонтеров-специалистов для профилактической работы в молодежной среде, а также методики дистанционного обучения, – все это должно быть с максимальной пользой использовано в качестве ресурсной базы;

2) в Приволжском федеральном округе создать межрегиональный научно-практический Центр по изучению лечения и социальной реабилитации наркозависимых. Главная обоснованность этого предложения вызвана необходимостью развития качественного уровня лечения наркомании на основе отечественных научных и прикладных разработок. Целевым направлением в деятельности Центра должно стать совершенствование современной лечебной практики, моделей реабилитации с внедрением интенсивных социальных технологий, а также методов ранней диагностики наркозависимости. Это позволит в перспективе создать основу для формирования инфраструктуры лечебных учреждений в Российской Федерации.

В качестве ресурсов следует использовать значительный положительный опыт лечения наркомании в Башкортостане на основе новых российских методик, материальную базу наркологических служб и инновации в системах антинаркотической работы в субъектах округа, потенциал Уфимского филиала Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России;

3) в Южном, Северо-Кавказском, Крымском, Дальневосточном федеральных округах с учетом местных условий, национально-культурных особенностей осуществить разработку и реализацию пилотных проектов подростково-молодежной безопасности, активизации работы с группами риска, ресоциализации трудных подростков и укрепления общественного порядка. Ресурсной основой могут послужить имеющийся в Ростовской области опыт восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей, опыт работы отдела по межведомственной координации антинаркотической деятельности администрации города Ставрополя, а также Ставропольского краевого Совета по безопасности, разработки Южно-Российского научно-образовательного центра РАН, практика антинаркотической работы в субъектах Дальнего Востока;

4) в Центральном федеральном округе на базе созданного Научно-исследовательского центра ФСКН России активизировать изучение, анализ реализации в регионах государственно-правовых и общественных социальных антинаркотических мер, а также систематизацию и распространение позитивного опыта профилактической работы. Это позволит сформировать единую научно-методическую основу для целевых антинаркотических программ, способствовать широкой поддержке общественных профилактических инициатив и антинаркотической деятельности негосударственных организаций, расширить участие гражданского общества в сфере борьбы с наркотиками.

Создание действенных зональных центров инновационных антинаркотических методик позволит с учетом территории Российской Федерации аккумулировать и распространять позитивный опыт регионов в сфере борьбы с наркотиками. При этом усиление координации антинаркотической деятельности местных, региональных, федеральных структур на глубоко продуманной организационной и правовой основе создает устойчивые предпосылки для развития государственно-общественной системы противодействия наркотизации российского общества, искоренения опасных социальных явлений и причин, их порождающих. Развитию данной системы отвечает формирование устойчивой координации деятельности органов власти и гражданских структур в реализации антинаркотической политики России.

Кроме того, активизация исследовательской работы по противодействию распространению наркомании отвечает практическому внедрению непрерывного функционирования научно-методологической, правовой, аналитической, информационной составляющих государственно-общественного направления борьбы с наркотизмом.

В целом теоретическую и практическую деятельность государства в сфере борьбы с наркотиками необходимо выстраивать на едином научно-методологическом подходе к формированию российской правовой антинаркотической политики. Модель такой результативной политики в реальной российской действительности должна быть основана не только на законодательной базе, но и на взаимосвязи с социальной средой, традициями, общественным мнением, гражданско-правовой культурой.

Результативность модели правовой антинаркотической политики будет достигнута с учетом:

1) согласованности и продуманности правовых актов в сфере борьбы с наркотиками, соответствий их норм существующей ситуации с распространением наркомании, а также острой необходимости усиления противодействия дальнейшей наркотизации российского общества;

2) приоритета комплексной профилактики наркомании на всех уровнях;

3) совершенствования кадрово-управленческого направления и оптимизации ресурсов в реализации антинаркотического законодательства;

4) внедрения научно-методологических разработок по противодействию незаконному обороту наркотиков в практику антинаркотической деятельности.

Совокупность представленных положений позволяет интегрировать усилия всех субъектов антинаркотической политики.

Проблемные аспекты формирования антинаркотической безопасности Российского государства в современных условиях

Предметное рассмотрение теоретических и практических вопросов решения проблемы наркотизма в современном российском обществе со всей очевидностью выявляет, что приоритетными составляющими в государственно-общественном противодействии распространению незаконных наркотиков являются:

а) дальнейшее развитие нормативно-правовой базы;

б) усиление общесоциальной и специальной профилактической работы;

в) совершенствование оперативно-разыскной деятельности.

А. Для формирования результативного государственного противодействия, адекватного ситуации с продолжающимся распространением наркомании, важнейшее значение продолжает иметь законотворческая деятельность на федеральном уровне. В данной связи представляется необходимым внести следующие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (Гл. 25. "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности") по дополнению уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в частности:

• ввести ст. 230.1. "Пропаганда и реклама наркотических средств и психотропных веществ посредством сети Интернет", предусмотрев наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок от трех до пяти лет;

• в ч. 2 ст. 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" уголовное наказание согласно действующему УК РФ распространить и на лиц, обладающих специальными химическими знаниями, в случае совершения ими указанных в статье деяний;

• в ч. 3 ст. 234 уголовное наказание в редакции УК РФ предусмотреть и за деяния, совершенные в штатной химической лаборатории в отношении сильнодействующих веществ;

• дифференцировать уголовную ответственность за преступления, связанные со сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, в зависимости от размера наркотиков с целью исключения равной квалификации содеянного мелким сбытчиком и оптовым наркоторговцем;

• ввести уголовную ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в образовательных и/или исправительных учреждениях, объектах спорта, досуга и культуры.

Практический опыт противодействия рапространению наркомании, как отечественный, так и зарубежный, позволяет отстаивать позицию ужесточения уголовной ответственности за торговлю наркотиками и организацию преступной деятельности, связанной с их незаконным оборотом.

Б. Важной составляющей государственной антинаркотической политики является усиление профилактической деятельности, направленной на уменьшение спроса на наркотики. Наиболее целесообразно, когда профилактическое пространство включает целенаправленные действия как государственных институтов, так и общественно-индивидуальные, среди которых следует отметить социальную и правовую значимость сдерживающих обстоятельств, препятствующих потреблению наркотиков. При этом эффективной мерой следует считать постоянное присутствие государства в данной области общественных отношений, ресурсы которого должны активно работать:

– в информационно-просветительской сфере, научно-публицистической деятельности, способствующих осознанному отказу от потребления наркотических средств, расширению достоверных знаний о последствиях пронаркотических практик:

– в поддержке и защите семьи, нравственных устоев, культуры, развитии ценностного сознания молодежи;

– в укреплении общественной солидарности в борьбе против наркотизации России.

Модель современной профилактики наркомании должна быть основана на принципах постоянства инициатив и системности, обладать социальной эффективностью, опираться на общественные институты и науку. Основным качественным параметром профилактической работы должна стать ее результативность. Особую значимость в становлении такой профилактики наркомании имеет усиление ее правового регулирования, для чего целесообразно разработать и принять комплексный специальный Федеральный закон "О профилактике распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации".

Обоснованием данной позиции представляются следующие аргументы.

1. Сложность и многоаспектность борьбы с наркотиками требуют продуманных законодательных решений, согласованности действий антинаркотических сил, вследствие чего реализация противодействия наркотизации российского общества, в котором профилактика является основным направлением, видится наиболее эффективной на законодательной основе. В рассматриваемом аспекте, по нашему мнению, реалиям острейшей социальной проблемы наркомании соответствует юридическая сила закона.

2. Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (п. "б"); общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта (п. "е"); координация вопросов здравоохранения, защита семьи и детства, социальная защита (п. "ж"), – т. е. то, что непосредственно связано с безопасностью личности и общества.

В настоящее время в ряде регионов приняты законы субъектов Российской Федерации о профилактике наркомании. Практически возникла ситуация, когда отдельными субъектами РФ (г. Москва, Московская и Свердловская области, Пермский край, Республика Башкортостан и др.) осуществлено опережающее правовое регулирование важной сферы общественных отношений. Острота проблемы распространения наркотиков в российских регионах скорее определила необходимость своевременного реагирования на ситуацию, что и привело к формированию регионального законодательного материала в сфере борьбы с наркотиками.

Такое положение диктует очевидность правового обеспечения всего комплекса вопросов профилактической работы в виде закона на федеральном уровне как важнейшего нормативного правового акта и создания таким образом единой правовой основы для профилактики наркомании в России.

Научно-практическое раскрытие многоплановости наркопроблемы позволило применительно к общей и специальной профилактике выявить необходимые правовые, организационные, контрольные меры, которые при их активной реализации в современных российских условиях способны существенно снизить уровень наркотизации и давление преступной наркосреды на общество. Среди таких мер считаем необходимым:

• повысить норматив на социальную рекламу с 5 до 15-20% и внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О рекламе";

• возродить традиции профессиональных училищ "Трудовые резервы", систему внешкольного воспитания и бесплатного массового детского спорта, расширить в регионах сеть школ рабочей молодежи;

• повысить воспитательную роль родителей, ввести в практику ежегодное проведение всероссийского и региональных родительских собраний;

• предпринять на государственном, региональном и местном уровнях организационные, финансовые и иные меры по изменению культуры досуга детей, подростков и молодежи, полностью исключив проведение пивных фестивалей, поскольку пивная субкультура – начало наркотизма;

• создать четкий механизм постоянного взаимодействия СМИ и государственных структур, занимающихся антинаркотической деятельностью;

• принять государственными правоприменительными органами безотлагательные меры по достижению неотвратимости наказания за незаконный оборот наркотиков, связанный с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

• развить сеть наркологических реабилитационных центров в субъектах РФ, предусмотрев меры федеральной поддержки активности регионов в данном направлении;

• разработать механизм стимулирования деятельности неправительственных реабилитационных организаций;

• проработать на федеральном уровне вопрос создания в РФ в экспериментальном порядке наркосуда как новой модели для работы с лицами, допустившими незначительные правонарушения, связанные с наркотиками;

• сформировать государственный заказ на создание препаратов нового поколения с использованием нанотехнологий для лечения наркомании и сопутствующих ей инфекционных заболеваний;

• сформировать государственный заказ на подготовку кадров по антинаркотическому управлению с целью усиления и совершенствования координации антинаркотической деятельности на всех уровнях.

Рассмотренные аспекты убедительно раскрывают сколь огромно значение профилактической работы для всех общественных сфер и государства. При этом важно добиться формирования индивидуальных надежных и прочных антинаркотических установок, которое при государственной поддержке образования и культуры, позитивном настрое на реализацию жизненной программы и профессионализм позволит утвердиться в человеке осознанному чувству ответственности за события в своей жизни. Комплексная профилактика становится наиболее значимым инструментом формирования антинаркотической безопасности Российского государства.

В. В усилении противодействия наркоагрессии особая роль принадлежит оперативно-разыскной деятельности (ОРД), направленной на устранение предложения и снижение доступности наркотиков, на борьбу с незаконным производством наркотиков и их трафиком. Частью этой деятельности является проведение оперативно-поисковых мероприятий по предупреждению противоправной деятельности подпольных лабораторий для их выявления и ликвидации.

В оперативно-разыскной деятельности в сфере борьбы с наркотиками особое значение приобретают подрыв экономических основ наркопреступности, международное взаимодействие по вскрытию фактов легализации доходов, полученных в результате незаконных операций с наркотиками. В данном аспекте следует учитывать имеющийся международный опыт. Так, успешный опыт борьбы с наркобизнесом имеет на национальном уровне Служба по борьбе с незаконно приобретенной собственностью в Ирландии. Успех работы Службы, созданной в 1996 г. и состоящей из высокообразованных специалистов налогового ведомства, полиции, таможни, прокуратуры, основан на корректировке налогового законодательства, разрешении на конфискацию, праве свободного доступа к информации. В действие была введена норма, в соответствии с которой налогоплательщик должен сам доказать или сделать достойным доверия, что полученные доходы легальны. Это показывает, что действенной мерой подрыва экономической основы наркопреступности является арест банковских счетов организаторов наркобизнеса и направление их активов в федеральный антинаркотический фонд.

Внедрение научных методик и новейших технических средств в оперативно-разыскной деятельности вызвано появлением относительно нового направления в сфере борьбы с наркопреступлениями, которое связано с использованием высоких технологий и компьютерной техники. Технический прогресс в области торговли и финансовой деятельности, с одной стороны, открыл новые возможности для социального развития, а с другой, способствовал появлению нетрадиционных форм преступности, когда современные электронные технологии стали применяться в криминальных целях.

Наркобизнес использует многочисленные способы кодирования информации о поставках наркотиков, организации финансовых сделок с помощью электронных средств, информационного противодействия правоохранительным структурам, организационной и юридической защиты, незаконной рекламы наркотических и психотропных веществ.

В свою очередь Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН) отмечает особенность деятельности транснациональных преступных группировок, состоящую в том, что преступные операции, связанные с незаконным оборотом наркотиков, проводятся так, чтобы максимально увеличить прибыль и при этом не попасть под юрисдикцию одного государства. В связи с этим МККН считает, что, во-первых, каждое государство должно принять материальные и процессуальные нормы, необходимые для борьбы с преступлениями, совершаемыми в электронной сфере; во-вторых, следует максимально унифицировать меры правового характера, используемые для предупреждения наркоугроз с применением компьютерных ресурсов.

С учетом геополитического положения России и экспансии международного наркобизнеса в качестве необходимых условий противодействия незаконному обороту наркотиков с применением электронных сетей можно выделить основные:

• проведение государством четкой и последовательной политики в области развития науки, техники, высоких технологий и недопущение технического отставания в условиях современного мира;

• оснащение правоохранительных структур мобильными техническими средствами и модернизация технического оборудования, используемого для оперативно-разыскной деятельности;

• совершенствование средств досмотра для инспектирования прибывающих в Россию и отправляемых из страны грузов;

• разработка и освоение новых электронных сетей, позволяющих раскрывать наркопреступления с использованием компьютерных технологий.

При этом представляется актуальной дальнейшая разработка в Российской Федерации правовых актов по борьбе с правонарушениями, совершаемыми в электронной форме.

Формирование антинаркотической безопасности в России взаимосвязано с государственной политикой и ее направлениями в следующих основных сферах жизнедеятельности:

а) в социально-экономической сфере – направления, предусматривающие обеспечение полной занятости граждан и особенно молодежи, развитие высокотехнологичного производства, создание новых видов профессиональной деятельности, развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе в отдаленных районах Российской Федерации;

б) в сфере семейных отношений – направления, связанные с укреплением социального института детства, усилением здорового потенциала и экономического, правового, социально-культурного благосостояния рос сийской семьи;

в) в научно-образовательной сфере – направления, развивающие качество образовательного процесса с элементами воспитания, фундаментальные и прикладные научные исследования, отечественный научный, технический и педагогический кадровый потенциал;

г) в культурно-информационной сфере – направления, связанные с сохранением культуры как основополагающей ценности общества, сбережением национального искусства, развитием культурно-досуговой деятельности, совершенствованием роли информации в современном развитии личности, общества и государства.

В практическом плане в совокупности это позволит целенаправленно перейти к действенной правовой антинаркотической политике для обеспечения безопасного и стабильного развития Российской Федерации.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2018 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования