Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проекте форум поиск

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2018 год

08 марта 2019

Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2018 год
(PDF, 1.8 MB)

Публикация доклада Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) за 2018 год знаменует пятидесятую годовщину учреждения Комитета на основании Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года1

United Nations, Treaty Series, vol. 520, No. 7515.

. Со времени принятия Комитетом своего первого ежегодного доклада полвека назад глобальные проблемы в области контроля над наркотиками претерпели изменения. В целях решения этих проблем государства приняли еще две конвенции – Конвенцию о психотропных веществах 1971 года2

Ibid., vol. 1019, No. 14956.

и Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года3

Ibid., vol. 1582, No. 27627.

, которые расширили обязанности Комитета. В 2016 году на специальной сессии Генеральной Ассамблеи по мировой проблеме наркотиков государства-члены единодушно подтвердили свою приверженность целям и задачам трех международных конвенций о контроле над наркотиками.

Без сотрудничества государств-членов Комитет не смог бы выполнять свой мандат по обеспечению осуществления трех международных конвенций о контроле над наркотиками в соответствии с целями и требованиями, которые были установлены государствами-участниками при разработке и подписании этих конвенций. В честь своего пятидесятилетия Комитет решил расширить это сотрудничество путем проведения в ходе своей 123-й сессии, состоявшейся в Вене в ноябре 2018 года, заседания с представителями государств-членов для рассмотрения актуальных проблем в области контроля над наркотиками и инициатив, направленных на их решение.

Одной из основных проблем является неравный доступ к лекарственным средствам, находящимся под международным контролем, и их неравномерное наличие. Во многих странах люди не получают обезболивающих средств и подвергаются хирургическому вмешательству без анестезии, в том числе в чрезвычайных ситуациях; в других регионах нерациональное назначение опиоидных болеутоляющих препаратов привело к возникновению кризиса в сфере здравоохранения и увеличению количества случаев смерти от передозировки. Несмотря на доказанную эффективность, использование контролируемых на международном уровне метадона и бупренорфина для лечения опиоидной зависимости в ряде стран ограничено, в частности в странах с высокими уровнями распространенности опиоидной зависимости. Кроме того, явный переизбыток бензодиазепинов в некоторых странах создает повышенный риск их утечки в каналы незаконного оборота. В целях поддержки правительств в их усилиях по исправлению сложившейся ситуации к докладу Комитета за 2018 год прилагается дополнение под названием Прогресс в обеспечении достаточной доступности находящихся под международным контролем веществ для использования в медицинских и научных целях4

E/INCB/2018/1/Supp.1.

. В этом специальном докладе содержится обзор хода выполнения рекомендаций по обеспечению наличия и доступности контролируемых на международном уровне веществ, изложенных в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи и в дополнении к годовому докладу МККН за 2015 год5

Наличие психоактивных средств, находящихся под международным контролем: обеспечение надлежащего доступа для медицинских и научных целей. Необходимость, обеспечение наличия и отсутствие чрезмерных ограничений (E/INCB/2015/1/Supp.1).

. В нем содержатся рекомендации для правительств, нацеленные на улучшение положения в деле облегчения страданий и достижения цели 3 в области устойчивого развития ("Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте").

Легализация употребления каннабиса в немедицинских целях в некоторых странах создает угрозу всеобщему осуществлению вышеупомянутых договоров, здоровью и благополучию населения, особенно молодежи, и бросает вызов их государствам-участникам. МККН вновь заявляет о том, что конвенции ограничивают использование контролируемых веществ, включая каннабис, исключительно медицинскими и научными целями, и продолжает непрерывный диалог с правительствами стран, легализовавших употребление каннабиса в немедицинских целях.

Тематическая глава годового доклада за 2018 год посвящена рискам и пользе медицинского, научного и "рекреационного" использования каннабиса и каннабиноидов. В ряде стран неэффективное регулирование программ медицинского применения каннабиса и обусловленное этим ослабление восприятия риска, связанного с каннабисом, могли способствовать легализации использования каннабиса в немедицинских целях. Кроме того, осуществление программ медицинского применения каннабиса, которые не регламентированы в соответствии с положениями конвенций, может привести к утечке для использования не в медицинских целях. В тематической главе излагаются требования в отношении контроля над каннабисом и каннабиноидами, приводится обзор медицинского применения каннабинои-дов и информация о соответствующих системах регистрации фармацевтической продукции, а также освещаются отрицательные последствия как краткосрочного, так и долгосрочного употребления каннабиса.

В 2017 году объем незаконной опийной экономики Афганистана превысил совокупный объем законного экспорта товаров и услуг этой страны. Комитет по-прежнему серьезно обеспокоен влиянием незаконного производства опия в Афганистане на здоровье и благополучие людей в Афганистане и за его пределами. В этой связи мы призываем соответствующие органы и учреждения Организации Объединенных Наций и далее оказывать техническую и финансовую помощь для решения проблем в области контроля над наркотиками в Афганистане.

Мы также обеспокоены увеличением масштабов незаконного культивирования кокаинового куста и изготовления кокаина в Колумбии.

Основополагающая цель трех международных конвенций о контроле над наркотиками, а именно обеспечение здоровья и благополучия человечества, предусматривает в том числе обеспечение осуществления прав человека в полном объеме. Настоящий доклад содержит рекомендации, касающиеся мер уголовного правосудия по борьбе с наркопреступностью, в которых учитывается принцип пропорциональности. Мы призываем государства разрабатывать эффективные стратегии для предупреждения наркопотребления и предоставления услуг по лечению, реабилитации, последующему уходу и социальной реинтеграции.

В 2018 году также отмечается тридцатилетие установления контроля над прекурсорами, поскольку именно 30 лет назад была принята Конвенция 1988 года. За эти 30 лет удалось достичь существенных результатов – практически полного отсутствия утечек внесенных в списки химических веществ – прекурсоров из законной международной торговли в каналы незаконного оборота. Однако при этом неконтролируемые химические вещества, такие как химические вещества – заменители и предпрекурсоры, создают проблему для международного контроля над наркотиками. Для того чтобы определить дальнейшие действия для решения этой проблемы, необходимо на международном уровне обсудить вопросы политики с учетом уже применяемых успешных мер контроля над прекурсорами. Правительствам также следует взять такие меры за основу в деле борьбы с появлением новых психоактивных веществ и пресечения доступа населения к этим потенциально вредным веществам. В 2018 году Комитет провел оценку трех прекурсоров стимуляторов амфетаминового ряда и рекомендовал включить их в Таблицу I Конвенции 1988 года. В марте 2019 года Комиссия по наркотическим средствам проведет голосование по этим рекомендациям. Подробнее эти вопросы рассматриваются в докладе Комитета за 2018 год о выполнении статьи 12 Конвенции 1988 года6

Прекурсоры и химические вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ: доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2018 год о выполнении статьи 12 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (E/INCB/2018/4).

. Более полная информация о работе Комитета в области контроля за законной торговлей наркотическими средствами и психотропными веществами содержится в технических публикациях 2018 года, посвященных этим темам7

Narcotic Drugs: Estimated World Requirements for 2019 – Statistics for 2017 (E/INCB/2018/2) and Psychotropic Substances: Statistics for 2017 – Assessments of Annual Medical and Scientifc Requirements for Substances in Schedules II, III and IV of the Convention on Psychotropic Substances of 1971 (E/INCB/2018/3).

.

В целях поддержки государств-членов в деле обеспечения благополучия их граждан через эффективное осуществление международных конвенций о контроле над наркотиками МККН разработал целый набор инструментов, которые бесплатно предоставляются национальным органам. К ним относятся, в частности, Международная система разрешений на ввоз и вывоз (I2ES), Онлайновая система предварительного уведомления об экспорте (PEN Online), Система сообщений о случаях, связанных с прекурсорами (PICS), Информационно-коммуникационная система проекта ИОН (ИОНИКС), проект "МККН-Обучение" и глобальный проект "Оперативные партнерства по борьбе с незаконным распространением и продажей опиоидов" (OPIOIDS), функционирование которых зависит, в свою очередь, от постоянного участия и поддержки со стороны правительств.

Поскольку мы совместно работаем над решением стоящих перед нами проблем и обеспечением здоровья и благополучия населения посредством эффективного контроля над наркотиками, я хотел бы подчеркнуть, что к трем международным договорам о контроле над наркотиками присоединились почти все страны мира и что случаи утечки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров из сферы законной международной торговли в каналы незаконного оборота практически отсутствуют.

Существующие проблемы в области контроля над наркотиками могут казаться пугающими, как и их влияние на здоровье и благополучие населения. Тем не менее за последнее столетие и с момента проведения первого межправительственного совещания по контролю над наркотиками в 1909 году такие проблемы успешно преодолевались на основе совместных усилий и политической воли. Тот же дух и такая же приверженность необходимы и сегодня. Я настоятельно призываю вас изучить и выполнить рекомендации, содержащиеся в настоящем ежегодном докладе, дополнении к докладу и докладе за 2018 год о выполнении статьи 12 Конвенции 1988 года. МККН готов оказывать поддержку государствам-членам, предоставляя свои накопленные за полвека независимые экспертные знания и опыт.

Вирот Сумьяй
Председатель,
Международный комитет по контролю над наркотиками

Доклады Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) МККН

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2019 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования