Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Профилактика оборота наркотических средств и психотропных веществ в Республике Армении

Главы исследования "Криминологические основы НОН в Республике Армении"

05 июля 2007 :: Арсен Георгиевич Саркисов, преподаватель Академии полиции Республики Армении

В данной главе согласно мнению автора необходимо обратить особое внимание на виктимологические аспекты данных преступлений и в этой связи, опираясь на результаты социолого-психологического анализа и статистических данных остановиться на роли полученных результатов в профилактике преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Раскрывая эффективность мер профилактики наркопреступлений совершенных преступными группами либо отдельными лицами, внести конкретные предложения в плане их дальнейшего развития в соответствии с нынешними условиями Республики Армения.

В процессе исторического развития, человечество использовало в основном два основных способа противодействия преступным посягательствам: наказание за совершенные преступления и предупреждение преступности.

Но, несмотря на неоспоримое значение неотвратимости наказания, по мере развития человеческой цивилизации все более укреплялось осознание того, что именно предупреждение преступности – наиболее перспективный способ борьбы с любыми преступными посягательствами, и с незаконным оборотом наркотических веществ в частности.

П.2 ст. 2 Закона РА "О полиции" гласит, что предупреждение, предотвращение и пресечение преступности являются одними из основных задач органов полиции.

Однако стоит отметить что профилактика данного вида преступлений – задача всего общества и всех органов государства, решаемая разнообразными политическими, экономическими, правовыми и иными методами, специально направленными на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению.

Несмотря на сложность современной социально-экономической и политической ситуации в республике, наличие явлений, продуцирующих причины и условия преступности, правоохранительным ораганам Республики Армения, прежде всего полиции, удалось сохранить мощный антикриминогенный потенциал. Его реализация связана в первую очередь с предупреждением преступности.

Предупреждение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств – многоуровневая система мер и осуществляющих их субъектов, направленная на:

а) выявление, устранение либо ослабление и нейтрализацию причин данного вида преступности, отдельных ее видов, а также способствующих им условий. В условиях Республики Армении это прежде всего низкий уровень жизни населения, недостаточное количество рабочих мест, отсутствие каких-либо инициатив органов местного самоуправления по оранизации досуга среди молодежи, закрытие большинства средне-специальных учебных заведений, а те которые и остались, действуют чисто фомально. Особенно ситуация усугубляется в отдаленных районах республики, где экономический кризис приобрел более заметные формы. И если в центральных районах страны имеет место экономическое развитие и улучшение жизни населения то в отдаленных областях иначе как застоем социально-экономическую ситуацию не назвать.

б) выявление и устранение ситуаций на определенных территориях или в определенной среде, непосредственно мотивирующих или провоцирующих совершение преступлений. В правоохранительной деятельности органов полиции Республики Армении имеют место такого рода профилактические мероприятия, как установление особого надзора за лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы, в частности за лицами осужденными за преступления связанными с незаконным оборотом наркотических средств, обнаружение и уничтожение дикорастущих и незаконно культивируемых наркокультур и прочие мероприятия.

в) выявление среди населения группы повышенного криминального риска и снижение этого риска. Группой повышенного риска в данном случае являются студенты ВУЗ-ов и средне-специальных учебных заведений, среди которых проводятся профилактические мероприятия как преподавателями учебных заведений, так и сотрудниками полиции Республки Армения.

г) выявление определенной категории лиц, поведение которых указывает органам охраны правопорядка на реальную возможность совершения преступлений, и оказание на них сдерживающего и корректирующего воздействия, а в некоторых случаях – и на их ближайшее окружение.

В Республике Армении не существует единых данных о количестве наркоманов. По мнению различных экспертов число лиц, потребляющих наркотические средства, составляет около 20 тысяч человек (менее 1% населения республики). Процент наркоманов в стране довольно таки низкий, по сравнению с соседними странами (Азербайджаном, Грузией, Исламской Республикой Иран) что объясняется национальным менталитетом – контроль в армянских семьях за детьми достаточно силен, и жестким государственным контролем за незаконным оборотом наркотических средств а также широким спектром проводимых в республики профилактических мероприятий. Однако тот факт, что по неофициальным подсчетам, более 12 тысяч наркоманов являются студентами, сильно обостряет проблему. Исходя из этого следует сделать выводы, что борьба с наркоманией должна стать важной концепцией государства и правоохранительных органов, и профилактические мероприятия должны проводиться в первую очередь среди студентов. Сам факт наличия наркомании среди молодежи усиливает криминогенную ситуацию в стране, угрожая тем самым национальной безопасности.

Хотя исходя из того факта, что по официальным данным из привлеченных к уголовной ответственности лиц лишь около 1 процента являются студентами, указанные выше неофициальные данные ставятся под сомнение.

Реальной картины по наркомании в Армении не существует, так как преступления в сфере незаконного оборота наркотических веществ весьма латентны, но существование данной проблемы очевидно.

Если в социалистический период развития общества многие ученные особое внимание уделяли тлетворному влиянию "запада", (А. А. Габиани, Л. Н. Николаева и др.), то на данный момент невозможно не обратить внимание на пропагандистстскую деятельность представителей криминальных структур, занятых данным видом незаконной преступной деятельности, получающих сверхприбыль от реализации наркотиков. Молодежь постоянно являлась объектом повышенного внимания криминальных структур. Стратегическая цель пропагандистской деятельности заключается в изменении общепринятых ценностей и норм поведения.

В профилактике потребления наркотиков много внимания уделяется установлению контактов с наркоманами, оказанию им специальной помощи. В этих целях создаются реабилитационные центры, где наркоманам предоставляется медицинская, психологическая, педагогическая помощь, но этого явно не достаточно, необходимо также оказание содействия в приобретении профессии и трудоустройстве, а также создание круглосуточной службы психологической помощи, сотрудники которой по телефону или при личном общении помогали бы населению найти выход из тупиковых ситуаций, избавляться от стрессов и найти способы нейтрализации тех или иных проблем, не прибегая к попытке заслониться от реальности с помощью наркотиков.

Для повышения эффективности индивидуального профилактического воздействия, неоходима своевременность профилактической работы, а именно охват ею самого лица, условий его жизни и деятельности, ближайшего окружения.

Принято различать следующие стадии индивидуальной профилактики:

1. Ранняя профилактика. Под ранней профилактикой принято понимать выявление источников антиобщественных влияний на лицо до того, как это влияние сказалось на их поведении. Первоочередная задача в данном случае – пресечь действия источника негативного влияния и разъяснить профилактируемому лицу опасность таких контактов.

2. Непосредственная профилактика. Непосредственная профилактика применяется в случаях, когда поведение лица свидетельствует о развитии у него негативных привычек, контактов с криминальной средой и носителями привычек к потреблению наркотиков. В данном случае задачи состоят в удерживании лица от дальнейшего вступления на преступный путь, а затем в корректирующем воспитательном воздействии.

3. Профилактика на этапе преступного поведения. Осуществляется в условиях далеко зашедшего процесса криминализации личности, когда количество и характер совершаемых правонарушений в целом указывают на вероятность совершения преступлений в ближайшем будущем. В этих случаях неотложной задачей является удержание от преступления путем демонстративных мер контроля и жестких разъяснений правовых последствий преступлений. Одновременно принимаются меры разобщения сформировавшейся криминальной среды и привлечения к ответственности ее лидеров, хотя бы за такие преступления, как склонение к потреблению или вовлечение в потребление нарокотических средств или психотропных веществ, в том числе и вовлечение несовершеннолетних в потребление наркотиков.

4. Профилактика рецидива. Специфика профилактики рецидива заключается в специальных объектах воздействия – лицами, ранее привлекаемыми за аналогичные преступления. Задачи же профилактического воздействия на этом этапе идентичны предыдущим этапам в зависимости от характера поведения профилактируемого лица.

Для покрытия все возрастающих расходов на наркотики наркоман (человек, зачастую нигде не работающий или лишь числящийся на работе) начинает воровать, мошенничать, совершать грабежи, разбои, иные корыстные преступления. На преступления идут и многие работающие наркоманы, так как легального заработка недостаточно для приобретения наркотиков или сырья для их изготовления.

На сегодняшний день наркомания затронула все социальные слои, возрастные группы граждан, охватила все пространство Республики Армения. Невозможно не обратить особое внимание на тот факт, что 81 процент преступлений данной сферы совершается лицами, не имеющим постоянного источника дохода. Государство особое внимание должно уделять занятости данной категории граждан. Однако из уголовного кодекса РА был изъят такой вид наказания, как исправительные работы. Стоит задаться вопросом, имело ли место необходимость изъятия данной нормы? Ведь именно сейчас развитие экономики все больше позволяет применять данную норму, в связи с постоянным увеличением количества новых рабочих мест.

В 2006 году к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров были привлечены 542 лица против 460 в 2005 году.

Из указанных 542 лиц, 11 являются женщинами, 3 несовершеннолетними и 17 иностранными гражданами, соответственно 10, 4 и 8 в 2005 году.

При профилактике данных видов преступлений в Республике Армении особое внимание уделяется приостановлению развития наркомании среди несовершеннолетних. Именно поэтому несовершеннолетними совершается менее 1 процента всех преступлений.

Для решения данной проблемы принямаются дополнительные меры по совершенствованию сферы культурного развития подростков: укрепление ее материальной базы, совершенствование форм организации, принятие целенаправленных и длительных усилий по выработке у подростков соответствующих интересов и потребностей, расширение сети досуговых учреждений, представляющих услуги подросткам.

Министерство образования РА разрабатывает методику деятельности, направленную на предупреждение оборота наркотических средств и осуществление надзора в средних школах. Первоочередные программы предупреждения оборота наркотических средств разрабатываются в основном государственными и негосударственными, а также международными организациями за счет их финансирования либо при взаимодействии с ними.

Первоочередная профилактика оборота наркотических средств осуществляется в 384 республиканских школах. В течении нескольких учебных часов в рамках предмета "Жизненные навыки" школьников ознакамливают с последствиями курения, алкоголизма, незаконного оборота наркотических средств и СПИДа. Предмет "Жизненные навыки" был введен при содействии армянского представительства детского фонда при ООН. Предмет "Здоровый образ жизни" эксперементируется в 8 и 9 классах 29 армянских школ.

Политика министерства образования РА направлена на формирование в общеобразовательных учреждениях среди учащихся здорового образа жизни.

Согласно ч. 5 ст. 18 Закона РА "Об образовании", учебный процесс в средних школах направлен на пропагандирование здорового образа жизни, формирование представления школьников о мире и природе и обеспечение минимального объема знаний, необходимого для самостоятельной жизнедеятельности.

Согласно постановлению правительства № 20 от 27 мая 2004 года выпускники средних школ должны:

  • Знать об осуществлении правил безопасности и здорового образа жизни и их претворении в жизнь

  • Знать о своих правах и обязанностях

  • Иметь собственное мышление, и способность ориентироваться в различных ситуациях

  • Проявлять взаимопонимание и умение взаимодействовать

  • Осознавать необходимость создания семьи и быть готовым к семейной жизни

  • Уметь правильно оценивать свои возможности, и быть уверенным в собственные возможности

Следует отметить, что в результате распада Советского Союза обострился кризис досуговых учреждений. Наблюдается очень низкий уровень материальной базы существующих клубов, кружков, секций.Большинство из них не оснащены всем необходимым для занятий с подростками, в последние годы практически не выделяется им материальных средств для приобретения новой мебели и инвентаря, годами не проводится текущий ремонт. К тому же недостаточно активно ведется работа по вовлечению "трудных" подростков в существующие клубы, секции, кружки.

Для осуществления этих мероприятий требуется объединить и скоординировать усилия администраций, учреждений культуры, органов образования, предприятий, жилищно-коммунальных служб, спортивных, молодежных и других общественных организаций. При этом большое значение имеет дифференцированный подход, учитывающий специфику интересов и потребностей подростков разного пола, к выбору форм работы в отдаленных регионах республики, к созданию секций и кружков.

Помимо этого, автор также считает, что необходимо увеличение в учебных заведениях и военных частях Министерства обороны Республики Армении количества штатных психологов, одной из основных задач являлось бы ознакомление молодежи с последствиями наркозависимости. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении профилактики обладают лица, имеющие соответствующее образование и постоянный контакт с молодежной средой, которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от родителей и специалистов наркологов.

Обучение психологов основам профилактической работы, необходимо проводить посредством предоставления им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их конкретными психотехническими и различными психотерапевтичес-кими приемами (ролевыми играми, тренингами, дискуссионными работами), а также иными способами формирования системы альтернативных наркотикам увлечений. Данные мероприятия позволят уже в ближайшем будущем избавить молодежь республики от наркотической эпидемии.

Немаловажно отметить, что ситуация осложняется ростом венерических заболеваний, прежде всего СПИДа – в основном инфицированных посредством потребления наркотиков.

Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями (только с 2000 по 2005 годы фактов летального исхода от СПИДа увеличилось более чем в 4 раза). В результате этого значительно увеличиваются расходы государства по лечению всякого рода венерических заболеваний.

В Республике Армении используется богатый мировой опыт в области профилактической наркологии и оригинальные отечественные разработки, существуют коллективы, способные реализовывать профилактические программы.

Попытки решить проблему путем систематизации деятельности наркологической службы в республике не приносят должного результата. Причин этому великое множество: отсутствие реального постоянного контакта наркологов с молодежью, которая является основной средой для приобщения к наркотикам, трудность первичного выявления начальных этапов алкоголизма и наркомании, нежелание большей части наркоманов прибегать к наркологическому лечению, слабая материально-техническая база наркологических учреждений, а также неправильное отношение к больным наркоманией. Данные лица требуют особого подхода, так как больные имеют расстроеную психику.

Помимо ранней профилактики необходимы иного рода профилактические мероприятия. Так автор хотел бы рассмотреть категорию лиц, представляющих "оперативный интерес". В частности оперативный интерес представляют не только лица, которые замышляют, подготавливают и совершают преступления или допускают отклонение от принятых норм поведения, но и осведомленные о преступных замыслах и действиях, знающие о местонахождении скрывшихся преступников, имеющие сведения о похищенном имуществе, а также всякого рода вещественных доказательств, подтверждающих факт совершения преступления. Выявление и учет данной категории лиц создает предпосылки для целенаправленной профилактики преступного поведения с их стороны. Конечно, упомянутые лица не могут рассматриваться как потенциальные преступники, однако они должны находиться в поле зрения органов полиции до тех пор, пока не появится твердая уверенность в том, что бывший правонарушитель твердо встал на путь исправления. Выявление и постановка на учет таких лиц является одной из форм социального контроля, который включает осуществление планомерного наблюдения за лицом, обеспечение своевременного профилактического воздействия на него или принятие предусмотренных законом мер в случае совершения данным лицом правонарушений.

В данном случае выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, преследует двуединую цель: во-первых, предупреждение возможного совершения правонарушений путем оказания соответствующего профилактического воздействия и во-вторых, создать предпосылки для быстрого и полного раскрытия преступлений, совершенных лицами данной категории.

Предупредительная функция выявления лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, отражает развитие профилактической направленности всех видов оперативно-служебной деятельности органов полиции, осуществляемых в последнее время.

Актуальность эффективной борьбы с наркоманией в современных условиях выдвигает работу по выявлению и постановке на учет лиц, потребляющих наркотические средства, профилактическое воздействие на них с целью пресечение приема наркотиков на передний план. При этом большое значение придается комплексному использованию всех сил и средств органов полиции в борьбе с наркоманией, поскольку преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков обладают высоким уровнем латентности.

Вместе с тем, анализ существующей практики борьбы с незаконным оборотом наркотиков показывает, что теоретическая концепция в подходе к рассматриваемому явлению недостаточно четкая.

Автор считает, что возникла необходимость разработки новой, более четкой и эффективной системы выявления лиц, прежде всего причастных к наркомании. В данном случае, под причастностью имеется ввиду та, которая выходит за рамки уголовно-наказуемого деяния, и определяется контактом с потребителями, сбытчиками, скупщиками и т. д. Это будет способствовать раннему выявлению лиц, подверженных вовлечению в наркоманию и преступления, связанные с наркотиками, особенно среди молодежи и медицинских работников.

Совершенно ясно, что выявление лица с наркотической зависимостью на ранней стадии, значительно увеличивает возможность излечения данного лица, чем страдающего данным заболеванием наркомана.

Согласно составленному плану "Об основных организационный мероприятиях" и указу руководства Полиции Республики Армении в 2006 году, как и в предыдущие годы было проведено профилактическое мероприятие "Мак-Конопля 2006". Данное мероприятие было осуществлено в период с 4 сентября по 4 октября силами Полиции, Министерства обороны, представителями органов местного самоуправления по всей территории Республики Армения. Целью данного мероприятия являлось обнаружение и уничтожение дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (конопли и мака). Благодаря проведеденным оперативно-профилактическим мероприятиям, из года в год сокращаются посевные площади и количественные показатели изъятых дикорастущих и незаконно культивируемых наркокультур.

Результаты осуществленной профилактических мероприятий "МАК-КОНПЛЯ 1998-2005"

Данное профилактическое мероприятие является одним из основных примеров высокоэффективности взаимодействия органов полиции с иными органами государственной власти в процессе противодействия преступности, в частности с незаконным оборотом наркотиков.

Проведя исследования в сфере профилактики незаконного оборота незаконных средств, психотропных веществ и их прекурсоров, автор пришел к следующим выводам:

1. Львиная доля преступлений данной сферы совершается лицами, не имеющих постоянного источника дохода и следовательно государство должно уделять особое внимание занятости данной категории граждан.

2. Профилактика совершения в Республике Армении преступлений несовершеннолетними находится на высоком уровне, что свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий в системе Министерства образования.

3. Ежегодно сокращаются посевные площади и количественные показатели изъятых дикорастущих и незаконно культивируемых наркокультур, что свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий "Мак-Конопля" и их первостепенной необходимости в профилактике незаконного оборота наркотиков.

4. Возникла необходимость разработки новой, более четкой и эффективной системы выявления лиц причастных к наркомании с использованием информационно-логических моделей и единых баз данных.

5. Необходимо привлечение к профилактической работе педагогов и психологов в высших учебных заведениях, а также военных частях Министерства обороны Республики Армении.

6. Органам местного самоуправления стоило бы обращать особое внимание на увеличение количества действующих досуговых учреждений для подростков, выделение дополнительных средств на развитие спортивных секций.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования