Rambler's Top100 Информационно-публицистический ресурс «НЕТ - НАРКОТИКАМ!» (narkotiki.ru) НЕТ - НАРКОТИКАМ: ХРОНИКА
главное новости по оперативным данным официально закон антинаркотическая реклама фоторепортажи массмедиа здоровье родителям, учителям, психологам мнения экспертов исследования журнал "Наркология" книжная полка о проектепоиск

Правовые основы регулирования незаконного оборота наркотических веществ в Республике Армении

Главы исследования "Криминологические основы НОН в Республике Армении"

06 августа 2007 :: Арсен Георгиевич Саркисов, преподаватель Академии полиции Республики Армении

Проблема наркомании приобрела глобальный характер и стала одним из самых тяжких пороков общества, характерных для нашей эпохи. Немаловажно принятие совокупности максимально эффективных норм, которые наилучшим образом действовали на территории нашего государства, с учетом присущих только ему характерных особенностей. Однако при этом не обязательно "изобретать колесо" и многие нормы могли бы быть переняты из законодательства иностранных государств и переработаны нашими законодательными органами.

§ 1. Уголовно-правовые основы регулирования незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Борьба с незаконным оборотом наркотических средств в той или иной форме и с различным уровнем эффективности ведется во всем мире.

Считаем необходимым в данном параграфе рассмотреть некоторые нормы иностранных государств регламентирующие сферу борьбы с незаконным оборотом наркотичесих средств, которые могли бы использоваться и нашим законодателем.

Предметом преступлений служат наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность преступления с незаконным оборотом наркотических веществ 16 лет. Исключением являются преступления предусмотренные ст. 269 УК РА, а именно хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, уголовная ответственность в данном случае наступает с 14 лет.

Ст. 27 УК РА предусматривает, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, не освобождается от уголовной ответственности. Также в ч. 2 данной статьи указыно, что если в силу этой наклонности существует опасность совершения им нового преступления, суд наряду с наказанием может назначить принудительные меры медицинского характера,

Совершение преступления под воздействием алкоголя, наркотических средств или иных одурманивающих веществ, согласно п. 14 ч.1 ст.63 УК РА, является обстоятельством, отягчающим ответственность и наказание, хотя в ч. 2 ст. 63 указано, что суд в зависимости от характера преступления может не признать отягчающими обстоятельства, указанные в пункте 14 части первой настоящей статьи.

Существенное значение для квалификации имеет количество конкретного наркотического средства или психотропного вещества. Ч. 4 ст. 266 предусматривает, что небольшой, крупный и особо крупный размеры наркотических средств или психотропных веществ определяются управомоченным на то органом государтвенного управления в области здравоохранения Республики Армения.

Санкции за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств предусматривают уголовную ответственность в виде штрафа, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, лишение свободы с конфискацией имущества, или без таковой.

Стоит отметить, что как рынок для реализации наркотических средств, Армения никогда не представляла интереса для наркодельцов. Причины для этого заключаются как в ментальности нашего населения, где употребление наркотиков никак не поощряется, экономические аспекты, и довольно таки жесткие санкции нашего уголовного законодательства. Цены на "черном рынке" на наркотические вещества, в сравнении с соседними странами достаточно высокие, и поэтому факту также можно судить о том обстоятельстве, что если транзит наркотических средств через наше государство и проводится, то в минимальных количествах. Вновь хотелось бы отметить, что наибольшее количество правонарушений совершается в сфере: незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта, незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта, и за потребление наркотических средств, и поэтому именно деяниям, предусмотренным 266, 268 и 271 стоит уделить наибольшее внимание.

Статья 266. Незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта

Автор хотел бы обратить, особое внимание на 266 УК РА, которая предусматривает ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта и незаконный сбыт наркотических средств.

Cчитаю необходимым высказать мнение, что незаконный сбыт наркотиков, следовало бы выделить в качестве самостоятельного состава, так как разница в степени общественной опасности данных составов довольно таки велика. Поэтому считаю, что стоило бы разделить данные составы, исходя хотя бы из того мнения, что устанавливать единые санкции за действия с различной степенью общественной опасности нецелесообразно.

Помимо этого ранее существовала норма в ч. 5 ст. 266, согласно которой незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ в незначительных размерах не влек уголовной ответственности. Данная норма была изъята из уголовного законодательства. Так как в данной диспозиции не уточнялось, что именно законодетель понимал под незаконным оборотом в данном случае: незаконное изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта или сам факт незаконного сбыта? Считаю было бы более правильно перевести данную норму в другой состав, а именно в п. 4 ст. 268 и внести изменения следующего характера: "Не влекут уголовной ответственности незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в незначительных размерах при отсутствии цели сбыта.". А ответственность за незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в незначительных размерах при отсутствии цели сбыта следовало бы установить административную.

Статья 271. Потребление нарокотических средств

В новом уголовном кодексе Республики Армении принятомНедопустимый тэг [I] 18 апреля 2003 года № ЗР-528 было принято решение оНедопустимый тэг [/I] смягчение уголовной ответственности за потребление наркотических средств. Предполось, что подобные меры освободят наркоманов от страха разоблачения и подвигнут их на лечение своей пагубной зависимости. Сроков лишения свободы за применение наркотиков без разрешения врача снизился с 2 лет до 2 месяцев. В то же время размер штрафа был увеличен с одной минимальной зарплаты (1000 драм) до 200-минимальных (200 000 драм). Однако как показывает практика именно в этом году возросло количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств. Согласно нашему мнению, возможно было бы повысить эффективность санкции уголовного закона посредством принятия иных альтернативных видов наказаний и поправок в ст. 271 УК РА.

Так в уголовном законодательстве Италии предусматривается отсрочка исполнения приговора в отношении лица, согласившегося добровольно пройти курс лечения. Несомненно, данная норма заслуживает внимания и могла бы иметь место и в нашем законодательстве. Помимо этого за лицами, решившими добровольно избавиться от данной пагубной привычки сохраняется рабочее место, что несомненно является поощрительной мерой со стороны государства и наибольшим образом способствует профилактике преступлений.

В соответствии с законодательством Аргентины наказанию за незаконное употребление подлежат только военнослужащие, несовершеннолетние и лица, потребляющие наркотики в общественных местах.

Весьма интересной особенностью американского законодательства является тот факт, что предусмотрена уголовная ответственность за управление общественным транспортом под воздействием наркотических средств, причем наказание наступает за сам факт управления транспортом вне зависимости от наступления общественно опасных последствий. В армянском законодательстве существует административная ответственность за управление общественным транспортом в нетрезвом состоянии, однако, при этом на практике зачастую возникает вопрос к уголовной или административной ответственности привлекать водителя транспортного средства, если выяснено, что он находится под воздействием наркотических средств? В данном случае лицо привлекается к уголовной ответственности.

Таким образом, согласно мнению автора, стоило бы добавить в качестве квалифицированного состава в ст. 271 ч. 2 согласно которой в качестве квалифицирующих признаков являлись бы некоторые субъекты, а именно военнослужащие и водители общественных транспортных средств, а также место потребления наркотиков, а именно общественные места и места лишения свободы.

Также следовало бы в ст. 271 УК РА добавить часть 3 следующего содержания: "Лицо, решившее добровольно избавиться от данной пагубной освобождается от уголовной ответственности."

Из уголовного кодекса РА был изъят такой вид наказания, как исправительные работы. Автор работы считает, что данная норма могла бы довольно таки эффективно действовать на территории нашей республики, при условии создания оптимальных условий для ее претворения. Изымать ее не имело смысла, исходя хотя бы из того факта, что большинство лиц, совершающих преступления в данной сфере не имеют постоянного источника дохода, и само собой не заняты в какой либо общественно полезной сфере деятельности.

Мировой опыт свидетельствует, что существуют два основных способа снижения потребления наркотиков в обществе.

Первый – изменение социального статуса потенциальных и реальных наркоманов путем улучшения условий их жизни, в результате чего последние могут перестать потреблять наркотики. Этот способ практикуется в большинстве европейских стран.

Второй – это увеличение числа трудностей, с которыми придется столкнуться человеку, начавшему принимать наркотики (ограничение возможностей устроиться на работу, наличие постоянной угрозы направления на принудительное лечение в специальные лечебные учреждения и т.п.). Последний вариант характерен для антинаркотической политики США.

Стоит отметить, что при нынешнем уровне социально-экономического развития, первый способ в нашей стране на практике не может быть применен исходя из экономических аспектов, и поэтому законодательным органам нашей страны особое внимание стоит уделить второму способу, который мы попытаемся рассмотреть в данном исследовании.

§ 2. Правовые основы международного сотрудничества Республики Армении в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В международном праве различают два основных вида сотрудничества государств в борьбе с транснациональной преступностью: заключение международных договоров по различным аспектам этой деятельности и участие государств в международных организациях, специализирующихся на борьбе с преступностью.

В международных договорах регулируются вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам, выдачи преступников, обмен оперативной и правовой информацией, передача осужденных для отбывания наказания в страны их гражданства, а также проведение совместных профилактических мероприятий.

Данные соглашения являются составной частью правовой системы и обязательны для исполнения сотрудниками правоохранительных органов. Они делятся на многосторонние и двусторонние.

В настоящее время существует более трехсот международных конвенций (и число их постоянно растет), нормы которых так или иначе устанавливают признаки преступлений, признаваемых международным сообществом наиболее опасными, угрожающими международному правопорядку. Особенностью международных конвенций о преступлениях и преступности является наличие обязывания всех стран-участниц реформировать внутригосударственное уголовное законодательство с целью приведения его в соответствие с международными нормами, и введение в круг наказуемых деяний те преступления, которые стали предметом конвенции.

Необходимо отметить, что усилия государств в одиночку вести борьбу с этим злом не увенчались успехом, и эпидемия наркомании распространяется по всему миру. Только в системе ООН действуют Комиссия ООН по наркотическим средствам, Международный совет по контролю за наркотическими средствами, Программа ООН по контролю за наркотическими средствами и Фонд ООН по борьбе со злоупотреблениями наркотиками.

В 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических средствах. Единая Конвенция заменила более десяти договоров в этой сфере. Государства участники, в том числе и СССР, учредили Международный комитет по контролю над наркотиками, который контролирует производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими, их применение и хранение исключительно в медицинских и научных целях. В ст. 36 Конвенции перечисляются 18 уголовно наказуемых деяний, связанных с незаконным производством, куплей-продажей и транспортировкой наркотиков (культивирование, производство, изготовление, извлечение, предложение с коммерческими целями, распределение, покупка, продажа, доставка на любых условиях, перевоз, маклерство и др.).

Целью Единой Конвенции являлось ограничение производства, распространения и применения наркотиков, а также владение и торговлю ими исключительно в медицинских и научных целях. В Протоколе 1972 года, принятом к данной Конвенции акцентируется внимание на необходимости лечения и реабилитации наркоманов.

Конвенция предписывает, чтобы виновные наказывались тюремным заключением или другими видами лишения свободы. Конфискованные наркотики подлежат уничтожению или переработке в ненаркотические либо используются в медицинских и научных целях (кроме героина).

Наркологическими свойствами обладают и психотропные вещества, представляющие собой в основном искусственно созданные препараты, оказывающие влияние на психические функции человека. В целях контроля за их производством, распределением и потреблением в 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах. В ней нет полного перечня преступлений, однако в качестве санкций за незаконный оборот этих веществ также указаны тюремное заключение, лишение свободы и конфискация психотропных веществ, устанавливается наказуемость соучастия и покушения на их совершение.

Среди международных документов в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, в первую очередь, необходимо назвать Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Данная Конвенция была заключена Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция) и ратифицирована более чем ста странами (Постановление Национального Собрания РА от 24.05.1993 г./ ?U–0836-I). Венская конвенция установила меры контроля и санкции за все формы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также конфискацию доходов и имущества виновных.

Названные конвенции предусматривают территориальный принцип наказания преступников по законам государства, на территории которого совершены такие преступления. По месту задержания преступника юрисдикция государства осуществляется при недопустимости его выдачи, если виновный не был наказан за совершенное преступление.

22 января 1993 года в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств, призванный совершенствовать механизмы сотрудничества в СНГ и повышать их эффективность. Устав СНГ определил основные принципы, в соответствии с которыми строят отношения государства – участники Содружества. Эти принципы нашли отражение в международных договорах Армении и иных государств-участников СНГ, заключенных в последствии.

К многосторонним соглашениям между министерствами внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств относятся в частности: соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, достигнутое в Алма-Ате 24 апреля 1992 г.; Соглашение о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере обмена информацией от 3 августа 1992 г.; Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в сфере борьбы с организованной преступностью от 17 февраля 1994 г.; Соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу от 17 февраля 1994 г. и др.

Полицией Республики Армении были заключены также межведомственные соглашения по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, например, Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В этом Соглашении, помимо обычных форм сотрудничества, ст. 1 предусмотрены такие, как осуществление согласованных операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотиков, включая проведение "контролируемых поставок", и оказание помощи в области борьбы с "отмыванием" денег, полученных в результате преступной деятельности, связанной с нелегальным оборотом.

Рассмотрим основные положения типового соглашения о сотрудничестве между Полицией Республики Армении и Министерством внутренних дел какого либо государства СНГ и Балтии от 24 апреля 1992 года. Данное Соглашение определяет формы сотрудничества, устанавливает порядок осуществления сотрудничества. Здесь заслуживает внимания ст. 7, где говорится, что Стороны, руководствуясь своим национальным законодательством, обязуются по принятому своими компетентными органами решению и в установленном порядке оказывать содействие:

а) в розыске, задержании лиц, скрывшихся от следствия и суда, заключении их в необходимых случаях под стражу;

б) в выдаче лиц, для привлечения их к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

Этих положений нет в двусторонних договорах между государствами СНГ и Балтии о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Немаловажной является и ч. 2 ст. 10, где говорится, что сотрудникам, находящимся в служебных командировках, оказывается необходимая помощь в выполнении возложенных на них обязанностей и обеспечивается их правовая защита.

Анализ содержания указанных соглашений позволяет сделать вывод, что основными формами межведомственного сотрудничества являются:

– исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

– розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора, а также лиц, без вести пропавших;

– обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и относящихся к ним лицах;

– обмен информацией о новых видах наркотических веществ, появившихся в незаконном обороте, о технологиях их изготовления и используемых при этом веществах, а также о новых методах исследования

и идентификации наркотических средств и психотропных веществ и др.

К недостаткам многосторонних межведомственных соглашений следует отнести отсутствие в них надежных гарантий и механизмов реализации закрепленных положений. Требование сотрудничества не подкреплено ответственностью за уклонение от него. Данные несовершенства в нормах регламентирующих международное сотрудничество, создают условия для невыполнения правоохранительными органами взятых на себя обязательств. Кроме того, необходимо, чтобы в них содержались положения, направленные на гармонизацию законодательства.

Помимо этого существует соглашение между полицией Республики Армении и Федеральной Службой по контролю за незаконным оборотом наркотиков Российской Федерации "О борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ и их аналогами" /Москва 2005/ и иные межведомственные соглашения между прокуратурами, министерствами юстиции и инымих ведомств государств участников Содружества Независимых Государств.

С борьбы с незаконным оборотом наркотических средств с соседними государствами также заключены международные соглашения. Так между правительствами Республики Армении, Грузии, Исламской Республики Иран и UNDCP подписано "Соглашение о сотрудничестве и надзоре за оборотом наркотических веществ и отмывании денежных средств" /Меморандум 1999 год/.

Наряду с международным сотрудничеством создавались международные органы и организации, которые специально занимались проблемами борьбы с преступностью.

В XX в. многие государства осознали необходимость создания постоянного механизма сотрудничества в борьбе с преступностью. Это привело к тому, что в сентябре 1956 г. была учреждена Международная комиссия уголовной полиции, которая затем была преобразована в Международную организацию уголовной полиции. Данная организация широко известна под названием Интерпол. Республика Армения вступила в ее ряды в 1992 г. На сегодня в этой организации насчитывается свыше 170 стран. Структурно Интерпол состоит из Генеральной ассамблеи, Исполнительного комитета и Генерального секретариата. Наряду с этим каждое государство при вступлении в Международную организацию уголовной полиции обязуется создать собственное Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола. В нашей стране НЦБ работает с 24 сентября 1992 г., (Постановление № 485)

Для обеспечения эффективного сотрудничества Интерполом ведутся учет международных преступников и преступлений, а также картотека отпечатков пальцев. Большую роль он играет в деле международного розыска лиц, например, объявляет розыск обвиняемых или подозреваемых и для их ареста и последующей выдачи рассылает "красный циркуляр". В последние годы им довольно успешно осуществляется программа по подготовке должностных лиц, именуемых координаторами (офицерами связи), специализирующихся на борьбе с незаконным наркооборотом. В обязанности этих лиц входит обеспечение согласованных действий по расследованию, осуществляемому различными странами в отношении конкретных "сбытчиков" или групп, занимающихся незаконным сбытом наркотиков.

Сотрудничество в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых правоохранительными органами, прежде всего полицией РА на территории нашей страны и в строгом соответствии с национальным законодательством Республики Армении.

Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью развивалось также в рамках и других международных организаций.

Координирующим органом по борьбе с преступностью, согласно Программе совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ, является образованное в сентябре 1993 г. Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран СНГ (далее – БКБОП, Бюро). Решение о его создании было принято Советом глав правительств государств-участников Содружества, одновременно было утверждено Положение о Бюро. Руководство БКБОП осуществляет Совет министров внутренних дел. В состав БКБОП входят представители всех стран Содружества, кроме Туркменистана.

Перед БКБОП поставлены следующие задачи: формирование специализированного банка данных на базе компьютерного центра Бюро и предоставление инициативной информации в соответствующие министерства внутренних дел; содействие в осуществлении межгосударственного розыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовного преследования; обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств-участников Содружества, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.

Имеющийся опыт говорит о том, что организационно оформленный механизм сотрудничества является более высокой ступенью международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, чем тот, который основан лишь на договорных нормах (конвенционный). Возникновение международных органов и организаций есть отражение потребности государств в относительно постоянных формах координации совместных усилий, в частности, в области выявления, расследования и раскрытия преступлений.

Процессы, связанные со становлением сотрудничества в рассматриваемой сфере, не могут не привлечь внимания к некоторым проблемам общего характера, проблеме соотношения понятий "правовая помощь" и "сотрудничество в борьбе с преступностью".

В 70-х годах в связи с ростом международных преступлений в сфере экономики, незаконной торговли оружием и наркотиками возникла идея о создании региональной организации (Европола) для обеспечения более тесного сотрудничества правоохранительных органов. В конце 1992 года реализация этой идеи привела к созданию Центрального агентства криминальной полиции, которое и Получило название Европол. В него входят представители следственных и судебных органов стран, занимающиеся содействием расследованию деятельности мафиозных структур. В основном сотрудничество осуществляется, как правило в следующих формах: обмен информацией; проверка показаний подозреваемых; опознание лиц или украденных предметов по фотографиям или приметам; проведение допросов или неофициальных опросов граждан, получение необходимых справок из различных учреждений; пересылка доказательств. В будущем планируется, что эта организация станет своеобразным европейским федеральным бюро расследований. Европол будет оказывать помощь национальным органам, ответственным за уголовное преследование, обеспечивая тем самым координацию расследований, также им будет создан банк данных, разработана общая стратегия предупреждения преступлений, будут приниматься меры по организации дополнительной профессиональной подготовки сотрудников, розыску. Бесспорно Республике Армения необходимо изучить опыт и решить вопрос о сотрудничестве с этой организацией.

Произведя исследования в области правовых основ регулирования в РА незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, автор пришел к следующим выводам:

1. В п. 4 ст. 268 необходимо внести изменения следующего характера: "Не влекут уголовной ответственности незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в незначительных размерах при отсутствии цели сбыта."

2. Было бы целесообразнее выделить незаконный сбыт наркотических веществ в ст. 266.1, и увеличить санкции за данный состав преступления, в то время как санкции за остальные преступные деяния, предусмотренные ст. 266 следовало бы снизить.

3. Стоило бы добавить в качестве квалифицированного состава в ст. 271 ч. 2 согласно которой в качестве квалифицирующих признаков являлись бы некоторые субъекты, а именно военнослужащие и водители общественных транспортных, а также места потребления наркотиков, а именно общественные места и места лишения свободы.

4. Также следовало бы в ст. 271 УК РА добавить часть 3 следующего содержания: "Лицо, решившее добровольно избавиться от данной пагубной освобождается от уголовной ответственности."

5. Из уголовного кодекса РА был изъят такой вид наказания, как исправительные работы. Автор работы считает, что данная норма могла бы довольно таки эффективно действовать на территории нашей республики, и изымать ее не имело смысла.

6. В многосторонних межведомственных соглашениях отсутствуют надежные гарантии и механизмы реализации закрепленных положений. Отсутствуют положения, подкрепляющие ответственность за уклонение от него.

Способна ли генная инженерия модифицировать наркополитику?

Мы стоим на пороге научных достижений, способных поставить под вопрос саму идеологию прогибиционизма в области контроля за оборотом наркотиков и психотропных веществ.

Лифт в подвал. Интервью с Николаем Валуевым

"Я прививаю детям тот образ жизни, который был у меня в их возрасте: я был постоянно чем-то занят, и у меня просто не оставалось времени на вредные привычки. Нужно быть всегда при деле: многие проблемы - от праздного образа жизни..."

Кокаин был проклятием нашей молодости

Статья посвящена сравнительно мало изученному историческому факту – влиянию Первой мировой войны на расширение немедицинского потребления наркотических средств в России и странах Запада...

Как сходит с ума Россия: конопля, "спайс", "веселящий газ"...

О реальных последствиях потребления наркотиков для психического и телесного здоровья потребителей, а также социального здоровья России – в материале к.м.н., врача психиатра-нарколога Николая Каклюгина.

Афганистан превращается в крупнейшего мирового производителя наркотиков

Через год после появления в Афганистане иностранных войск во главе с США некоторые страны с тревогой начали говорить о расширении площадей посевов под наркокультурами и росте объемов контрабанды героина...

Аналитические технологии против "дизайнерских наркотиков"

Agilent Technologies является мировым лидером в области лабораторного оборудования, которое используется, в том числе, в области токсикологии, судебно-медицинских и допинговых исследованиях.

Грустные последствия использования "веселящего газа"

В последнее время в крупных городах России участились случаи употребления в молодежной среде с немедицинскими целями закиси азота или "веселящего газа"...

Московский
научно-практический
центр наркологии

Российская
наркологическая
лига

Государственная программа РФ "Противодействие незаконному обороту наркотиков"

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+
Информационно-публицистический сайт "Нет - наркотикам" © 2001-2024 ООО "Независимость" contact@narkotiki.ru
Cвидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-35683 выдано
Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования