Введение. Распространенность употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте, предрасполагающие к аддиктивному поведению установки, специфика пубертатного периода влияют на будущее здоровье молодых людей и определяют приоритетность исследований рисков, связанных с формированием аддикций. Цель. Изучение особенностей формирования химических аддикций у учащихся общеобразовательных и коррекционных школ. Методы. Обследованы 198 учащихся городских и сельских общеобразовательных школ 12 17 лет, 223 учащихся коррекционных школ дети с сенсорными нарушениями (слабовидящие, слабослышащие, глухие), 165 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Использовались тест на выявление тревожности Ч.Спилбергера Ю.Ханина, шкала CDI (Child Depression Inventory) М.Ковак, шкала самооценивания (Self-Compiled Questionnaire (SCQ)). Сбор материала осуществлялся в период с 2010 по 2017 год. Результаты. В целом, курят 26,4%, употребляют алкоголь 15,2%, наркотики 2,9% учащихся. Курят значимо чаще подростки с ограниченными возможностями здоровья, получены значимые различия в потреблении алкоголя девочками-учащимися городских общеобразовательных школ по сравнению с ученицами сельских и коррекционных школ. Сопутствующая психическая патология и алекситимия у подростков с сенсорными дефектами повышает риск аддиктивного поведения. Обсуждаются психологические особенности и условия среды, влияющие на формирование химических аддикций у подростков различных категорий. Аддиктивное поведение рассматривается как способ адаптации подростка к проблемам возраста и взаимодействия со сверстниками. Заключение. Выделены особенности аддиктивного поведения подростков различных категорий. Указано на преобладающее влияние средовых факторов риска аддиктивного поведения. Сформулированы основные направления превенции выделенных факторов риска, связанных со средой. |
Ключевые слова: подростки, аддиктивное поведение, психоактивные вещества, факторы риска, сенсорные нарушения, семья |